Гончаров обрыв краткое содержание. Роман «Обрыв. Жизнь и любовь


Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».

Особенности сюжетного построения произведения
Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  • Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  • Вторая переносит читателя в Малиновку. Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского
  • Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования. Страсти накаляются, образуется конфликт
  • Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка - о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

Краткий пересказ романа «Обрыв» по плану:

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться. А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью. Сам он человек бушующих страстей - немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус - жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью. Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен. По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего. Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна. Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь. Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов. Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо - сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец. Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам. Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа - конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной - оборвались ничем. Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

История создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет. Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера». В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

  • Борис Павлович Райский
    — в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна
    — Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
    — Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой - обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет - сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.

Борис Павлович Райский занимает в романе Ивана Александровича Гончарова, главную роль. Он проживает спокойную и бесхлопотную жизнь. С одной стороны, занимается всем и тут же ничем. Он пытается найти себя в искусстве, желая быть и художником, и поэтом, и скульптором. Но в силу своей нетерпимости и отсутствия желания работать и трудиться, ему не удаётся преуспеть, не в одной области.

Тогда Борис решает перевести дух и отдохнуть в своём загородном поместье в Малиновке, за которым присматривает его родственница Татьяна Марковна. Она проживает там с двумя своими внучатыми племянницами Верой и Марфенькой, которые остались без родителей.

Борис сразу же начинает интересоваться Марфенькой, рассказывает ей об искусстве, пытаясь привить прекрасное. Но в поместье возвращается гостившая у подруги Вера, которая сразу же переключает внимания Райского на себя. Но к несчастью для Бориса, он узнаёт, что девушку привлекает весьма непростой парень, который к тому же находиться под контролем полиции. Райский застукивает влюблённых в нём тут же просыпается сильное отвращение к Вере. Да и сама девушка сильно переживает, и сильно болеет из-за случившегося.

После того, как Татьяна Марковна узнаёт, что случилось с Верой она сильно расстраивается и винит себя в этом. Татьяна Марковна рассказывает, что в молодости она также совершила очень плачевный проступок благодаря, которому ей приходиться кается до сих пор.

Бориса же охватывает чувство, что он наконец то нашёл свою дорогу и он решает отправиться за мечтой в Европу. Марфенька же выходит за муж за соседа Викентия и живёт спокойной, и беззаботной жизнью. Вера же остаётся с Татьяной Марковной, и они обе вместе пытаются прийти к искуплению своих грехов. В итоге, сутью романа остаётся то, что не стоит искать свой обрыв в жизни, а лучше идти правильным и добросовестным путём, работая над собой и своими идеалами.

Картинка или рисунок Обрыв

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ремарк Тени в раю

    Главный герой почти не помнит свои настоящие имя и фамилию. Он живёт по чужим документам на имя Роберта Росса. Этот человек умер и завещал ему свой паспорт.

  • Краткое содержание Сто лет одиночества Маркес Габриэль

    100 лет одиночества повествует, в большей мере, об истории одного, скажем, населенного пункта. За эти сто лет он основан, развивается, переживает периоды расцвета и упадка, становится то городом, то поселком... люди меняются

  • Краткое содержание Диккенс Приключения Оливера Твиста

    Роман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.

  • Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина

    Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

  • Краткое содержание Сорока-воровка Герцен

    Повесть Сорока-воровка начинается с разговора трех молодых людей о театре и о роли женщин в нем. Но это только кажется, что они говорят о театре, на самом же деле разговор о традициях, о женщинах и укладах семьи в разных странах

День в Петербурге приближается к завершению, и «светские люди», привыкшие проводить вечера в гостях друг у друга за картами, начинают готовиться к очередным визитам. Два друга, Иван Аянов и Борис Райский, также планируют провести предстоящий вечер у Пахотиных, где помимо самого хозяина проживают его незамужние сестры, а также его дочь Софья, привлекательная вдова, которая более всего и интересует Райского.

В то же время Иван Аянов не привык обременять себя особыми размышлениями, для него обычно все просто, и он наносит визиты только ради лишней партии в карты. Но для Бориса Павловича Райского дело обстоит совершенно иначе, он стремится увлечь и расшевелить Софью, являющуюся его дальней родственницей, желая сделать из «ледяной статуи» настоящую, живую женщину с чувствами и страстями.

У самого Райского имеется множество увлечений, он немного занимается живописью и музыкой, пробует себя и в литературном творчестве, причем в свои занятия он действительно вкладывает всю душу. Но Борису этого недостаточно, он стремится к тому, чтобы жизнь вокруг него точно так же кипела жизнь, в которой он мечтает активно участвовать. Однако ему уже более 30 лет, но Райский еще ничего не успел ни создать, ни посеять, ни пожать, он лишь продолжает строить планы на будущее. Прибыв в столицу из имения своих родителей, Борис Павлович изучал различные виды деятельности, однако ни в чем не смог увидеть своего истинного призвания, сделав только вывод, что на первом месте для него все же находится искусство.

В состоянии полной неопределенности относительно будущего и собственного места в жизни Райский отправляется на лето в поместье, находящееся под управлением двоюродной бабушки Бориса Татьяны Марковны Бережковой. Когда-то в юношеские годы ей не удалось выйти замуж за ее возлюбленного Тита Ватутина, и Татьяна Марковна осталась одинокой. Тит Никонович также не вступил в брак ни с одной женщиной и продолжает навещать свою давнюю подругу, постоянно привозя подарки и ей, и девочкам-сиротам, находящимся на ее воспитании, Марфеньке и Верочке.

По прибытии в Малиновку, как именуется владение Райского, Борис чувствует, что оказался в настоящем благословенном месте, здесь все действительно его радует. Здешних жителей пугает лишь близлежащий обрыв, в соответствии с одной из легенд, именно на его дне когда-то произошла страшная трагедия.

Татьяна Марковна встречает внука весьма приветливо, она пытается научить его основам ведения хозяйства, однако Райский остается к этим вопросам совершенно безучастным. Люди, с которыми его желает познакомить бабушка, также не вызывают у Бориса Павловича интереса, ведь они никак не соответствуют его поэтическим и идеализированным представлениям о жизни.

По окончании каникул молодой человек вновь возвращается в Петербург и приступает к занятиям. В университете у него появляется новый друг, некий Леонтий Козлов, робкий юноша из бедной семьи. Между ними, казалось бы, нет ничего общего, однако студенты становятся ближайшими товарищами.

Наконец для Райского полностью заканчивается студенческая пора. Его приятель Леонтий тут же уезжает в провинцию, тогда как Борис все еще не в состоянии отыскать для себя настоящего дела, предпринимая лишь дилетантские попытки что-либо создать в различных видах искусства. Кузина Софья, которая по-прежнему держится с ним сдержанно и отстраненно, остается в глазах Райского основной целью, молодой мужчина не перестает мечтать «разбудить» в ней настоящую тягу к жизни. Он проводит в доме ее отца вечер за вечером, однако ситуация нисколько не меняется, Софья к нему по-прежнему абсолютно равнодушна.

Снова наступает лето, и бабушка Бориса Павловича опять зовет его в Малиновку. В то же время приходит письмо и от Леонтия, также обитающего неподалеку от имения Райского. Молодой человек, решив, что его посылает в эти края сама судьба, охотно выезжает в поместье, ведь он уже просто устал от бесполезных усилий в отношении Софьи.

В родовой усадьбе Борис сразу же встречает обаятельную юную девушку Марфеньку, которая вызывает у него гораздо больше симпатий, чем холодные светские петербургские красавицы. Татьяна Марковна по-прежнему старается увлечь внука заботами об имении, но Райского и теперь нисколько не интересует хозяйство. Более того, он склонен даже подарить деревню Марфеньке и Вере, что вызывает у бабушки крайне негативную реакцию.

Борис Павлович обнаруживает, что его давний товарищ Козлов успешно учит местных детей, более того, он даже успел жениться на некоей Уленьке. Татьяна Марковна с гордостью представляет выросшего и возмужавшего внука своим знакомым и друзьям, и с этого дня для Райского начинается мирная и спокойная деревенская жизнь. Правда, Вера задерживается в гостях у своей приятельницы, супруги священника, но Борис в это время усиленно беседует с Марфенькой о живописи, музыке, литературе.

По стечению обстоятельств у Райского появляется новый знакомый, Марк Волохов, находящийся под надзором полиции. Татьяне Марковне внушает ужас лишь одно имя этого человека, однако Борис Павлович с удовольствием с ним общается, ему интересны идеи Волохова о пробуждении людей к борьбе за собственное счастье. Но именно в этот момент в имение наконец снова приезжает Вера.

Девушка ведет себя совсем не так, как ожидал первоначально Борис, она держится замкнуто и не желает вести никаких откровенных разговоров, на которые он рассчитывал. Райский постоянно наблюдает за кузиной, стараясь разгадать, что же она скрывает от окружающих, и пытаясь ее понять.

Тем временем у Татьяны Марковны появляется мысль женить внука на дочери здешнего откупщика, однако сам Борис абсолютно не желает такого поворота судьбы. Однажды Вера достаточно резко просит прекратить его слежку за нею и оставить ее в покое. С этого дня отношения между молодыми людьми становятся более ровными и дружескими, они беседуют о книгах и взглядах на жизнь, хотя самому Райскому этого и недостаточно.

В ходе званого обеда, на котором присутствуют все приятели бабушки Бориса, мужчина оказывается не в силах сдержать отрицательных эмоций и твердо высказывает одному из них свое истинное отношение. Татьяна Марковна неожиданно принимает его сторону, и Вера, которой импонирует честность и прямота Райского, наконец решается его поцеловать. Тем не менее, реальная ситуация от этого не меняется, и Борис уже помышляет об отъезде в Петербург.

Но Райский все же задерживается в имении, тогда как Вера снова отправляется в гости к подруге. В ее отсутствие Борис пытается узнать у бабушки, каким же человеком на самом деле является эта девушка, и Татьяна Марковна открывает ему, что глубоко и искренне любит Веру и что поблизости имеется человек, который давно мечтает к ней посвататься, однако не решается сделать соответствующий шаг, речь идет о лесничем Тушине.

Наступает момент, когда Марфенька становится официальной невестой своего возлюбленного Викентьева, тогда как Вера в действительности влюблена в Марка Волохова и тайком встречается с ним в обрыве. Но Райский все еще не подозревает о том, кто является избранником его кузины.

Жена Леонтия сбегает от него с учителем-французом, друг Бориса впадает в отчаяние, и Райский пытается как-либо помочь товарищу. В то же время он получает письмо от Аянова, где говорится о том, что у Софьи случилась не слишком приятная история с одним из посетителей дома ее отца, однако это известие уже не производит на Бориса никакого впечатления, он думает теперь только о Вере.

Накануне намеченной помолвки Марфеньки девушка снова отправляется в обрыв, в то время как Райский ожидает ее на краю, зная, к кому именно и зачем пошла девушка. Он без колебаний бросает в окно Веры букет цветов, предназначенный для завтрашнего праздника.

На следующее утро Вера чувствует себя совершенно больной, понимая, что необходимо во всем признаться бабушке, но у нее не хватает для этого душевных сил, ведь в доме множество гостей, сегодня Марфенька должна окончательно переехать к жениху. Но она все же решается откровенно переговорить с Райским, и тот объясняется вместо нее с Татьяной Марковной.

Пожилая женщина действительно приходит в ужас от услышанного, но затем берется усердно ухаживать за Верой, находящейся в состоянии горячки. Когда девушке становится немного легче, бабушка рассказывает ей о том, что произошло в юности с нею самой. Нелюбимый мужчина увидел ее в оранжерее с ее возлюбленным Титом и настоял на том, чтобы она дала слово никогда не вступать в брак.

Роман Ивана Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого приведено в этой статье, был завершен в 1869 году. Это заключительная часть своеобразной трилогии автора, в которую также входят произведения "Обломов" и "Обыкновенная история". В общей сложности автор работал над романом два десятилетия. Дополнительные трудности возникли из-за конфликта с Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал некоторые сюжетные линии в своих романах "Накануне" и "Дворянское гнездо". Впервые "Обрыв" был напечатан в журнале "Вестник Европы".

История создания

Роман Ивана Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.

Если говорить кратко, история создания романа "Обрыв" такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.

Интересна творческая история романа "Обрыв". Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были "Вера", "Художник Райский", "Художник", "Райский". Работал Гончаров медленно, параллельно написав "Обломова" и съездив в кругосветное плавание на фрегате "Паллада".

Роман Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями - Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.

Там же и две его сестры - Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.

Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.

Сам Райский в романе "Обрыв" - персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.

Образ Райского в романе "Обрыв"

В Петербург Райский приехал из родового имения. Пытался освоить много занятий, но ни в чем не нашел своего призвания. Понял только, что главным в его жизни будет искусство. Именно в таком состоянии духа он отправляется на свою малую родину.

После смерти его родителей имением управляет двоюродная бабушка, которую зовут Татьяна Марковна Бережкова. Она старая дева, которой в молодости не позволили выйти замуж за ее избранника - Тита Ватутина. Примечательно, что и он остался холостяком, до сих пор ездит к Татьяне Марковне с подарками для нее и ее сирот, находящихся на воспитании, Марфы и Веры.

Имение Райского

Имение, в котором прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Картину в нем портит только жуткий обрыв, который находится в конце сада. Он пугает практически всех обитателей дома. Существует предание, что давным-давно ревнивый супруг убил на дне этого оврага свою жену и ее любовника, а потом покончил собой. Прямо на месте преступления его тело и зарыли.

Татьяна Марковна с радостью встречает Райского, которого тут же пытается ввести в курс дела, чтобы он помогал ей в управлении хозяйством. Но Борис абсолютно равнодушен к делам, его волнуют только поэтические впечатления.

После каникул Райский возвращается в Петербург. В университете он сближается с сыном дьякона Леонтием Козловым, забитым и робким. Читатели романа "Обрыв" часто удивляются, что общего могло быть между ними. Один - скромный юноша, мечтающий о преподавании в российской глубинке, а второй - поэт, одержимый романтическими страстями.

После окончания университета Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, он так и не может найти себе дела. Важнейшей целью остается кузина Софья, которую он все пытается покорить. Все вечера он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, какой ему представляется истинная жизнь. Но ни к чему конкретному это не приводит.

А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова зазывает юношу в Малиновку. Оказывается, что поблизости от имения обосновался и Леонтий. Отчаявшись пробудить страсть в Софье, он решает ехать.

К тому же происходит досадная неприятность. Он показывает портрет Софьи Аянову, который дает весьма нелицеприятную оценку, заявив, что она тут будто пьяна. Не оценивает его и признанный художник Кирилов.

Райский находит красоту

Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова "Обрыв" (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.

Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.

Друг Леонтий

Иван Александрович Гончаров с упоением описывает жизнь Малиновки. Тут же обосновался и Леонтий Козлов, который, как выясняется, женат на дочери эконома Ульяне. В нее были влюблены многие студенты, но она в итоге выбрала Леонтия и уехала за ним в российскую глубинку.

Дома Райский застает множество гостей, приехавших его повидать. Деревенская жизнь катится по наезженной колее. Главный герой ездит по окрестностям, вникая в жизнь и быт окружающих людей. Однажды он становится свидетелем выяснения отношений с дворовым Савелием, который приревновал свою жену Марину. Райский убеждается, что именно здесь кипят истинные страсти.

Крутится вокруг него и кокетка Полина Крицкая, пытаясь любыми способами привлечь его внимание. Конечная же цель весьма обыденна: рассказать потом всему городу, что даже заезжий столичный кавалер не устоял перед ее чарами. Райский в ужасе от нее шарахается и пытается всячески избегать.

Вторая воспитанница Татьяны Марковны Вера уехала к попадье и уже долго не возвращается. Борис тем временем пытается образовать Марфу. Постепенно он узнает ее вкусы и пристрастия в литературе и живописи. Он надеется хотя бы в ней пробудить истинную жизнь. Регулярно Райский навещает Козлова, однажды встретив там Марка Волохова. Это чиновник 15-го класса, находящийся под надзором полиции.

Райского привлекает Марк, о котором он уже успел услышать много нелицеприятного от своей бабушки. Но когда он знакомится лично, тут же приглашает его на ужин. Трапеза в комнате Бориса сопровождается неизменной жженкой, которая приводит в ужас Татьяну Марковну, панически боящуюся пожаров. Еще большее возмущение вызывает присутствие в ее доме Марка.

Волохов, как и Райский, считает, что обязан пробудить людей. Но в отличие от Бориса, его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Их он побуждает думать, тревожиться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится она исключительно к личной выгоде. Райский даже увлекается его загадочностью и туманностью.

Возвращение Веры

В это время от попадьи возвращается Вера. Она совсем не похожа на ту девушку, которую ожидал увидеть Борис. Вера замкнута, таинственна. Райский понимает, что ему во что бы то ни стало нужно разгадать свою кузину, узнать, в чем ее тайна. А в том, что эта тайна есть, Райский не сомневается.

Со временем главный герой чувствует, что в нем пробуждается дикий Савелий. Как этот дворовый следил за своей неверной женой, так и Борис начинает неусыпно наблюдать за Верой.

Между тем его бабушка планирует женить Бориса на дочери откупщика, чтобы он уже осел в Малиновке и не мечтал о столичной жизни. Райский категорически против. Его поглощают загадки, которые таятся вокруг, поэтому он не намерен окунаться с головой в прозу жизни.

К тому же неожиданные события действительно начинают происходить. Появляется некий Викентьев, у которого возникает роман с Марфой. Вера же все так же угнетает главного героя своим равнодушием. При этом Волохов куда-то исчезает, Раевский бросается на его поиски.

Совершеннейшей неожиданностью становится требование Веры больше за ней не шпионить и оставить в покое. Их беседа, начавшаяся на повышенных тонах, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще видеться, обсуждать книги, известных персон.

Торжественный обед

Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.

Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе "Обрыв" раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.

Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.

Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.

В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.

Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре. Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев. Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.

Избранник Веры

Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.

Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.

При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.

Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа "Обрыв" Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.

На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.

Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.

После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.

Проблематика романа "Обрыв"

Это психологический роман, в котором пристальное внимание уделено внутреннему миру персонажей. Герои романа "Обрыв" сильно меняются под воздействием внешних обстоятельств. Перемены в них усиливаются, в зависимости от глубины трагедии, которую они переживают.

Смысл романа "Обрыв" заключается в конфликте старого и нового. Персонажи вынуждены считаться со старыми порядками и традициями, их по-прежнему заботит, что о них могут сказать люди. В тоже самое время истинное величие их замысла проявляется в нарушении общепринятых в обществе традиций, которое происходит ради здравого смысла. Проблематика романа "Обрыв" заключается в том, что для каждого персонажа внутренние правила диктуют разные модели поведения, в зависимости от окружающей их морали. Например, для Райского любовь к дворянке, прежде всего, связана с браком. А вот Марк ни за что не желает венчаться, считая это прямым ограничением своей свободы. Для Марфы страшный грех то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив разрешения у бабушки, а для Веры неприемлемы любовные отношения вне брака.

При этом самого автора глубоко возмущает двойная мораль, существующая в обществе. Давая характеристику роману "Обрыв", нужно отметить, что по таким двойным принципам живут многие персонажи. Например, Тычков считается известным морализатором, но все в курсе, что он отобрал умение у родной племянницы, отправив ее в сумасшедший дом. При этом Татьяна Марковна находит в себе силы простить Веру, во многом потому, что сама в юности пережила подобную драму.

В этом смысле интересен образ вдовы Крицкой, которая только на словах кажется блудливой и развязной, а в действительности - сама целомудренность. Общественная мораль нисколько не порицает ее за пустую болтовню.

Проводя анализ романа "Обрыв", нужно отметить, что его проблематика напрямую связана с серьезными переменами, происходившими в то время в общественной и частной жизни страны.

Большое значение имеет смысл названия романа "Обрыв". Ключевую роль играет легенда про обрыв в именье Малиновка, в котором, по рассказам, погибло целое семейство, а убийца покончил собой. Все трагические события произведения происходят непосредственно у обрыва. Например, именно там обрывается благополучная жизнь Веры.

Основные события, связанные с обрывом, происходят в заключительных, четвертой и пятой частях. События начинают развиваться наиболее стремительно. Кульминацией произведения Гончарова становится падение Веры.

Пятая часть этого романа посвящена ее глубокому раскаянию и необычному и своеобразному духовному возрождению. Важную роль в этом играет бабушка Татьяна Марковна. Она прощает девушку и открывает ей собственную потаенную историю.

Интересно, что финал романа при этом открыт. Неопределенной остается судьба Веры. С одной стороны, ее готов взять в жены Тушин. С другой стороны, читатель остается в неведении, состоится ли эта свадьба, либо Вера, как и бабушка, останется на всю жизнь старой девой.

Под вопросом и будущее Райского. Он выражает желание заниматься скульптурой в Италии. Но опытный читатель подозревает, что это стремление закончится точно так же, как и желание сочинять роман или писать портреты.

Вопрос о смысле исторического движения, о содержании прогресса, составивший зерно проблематики «Обыкновенной истории», осветивший трагическим сомнением, призывом к анализу многие эпизоды «Обломова», прозвучал с новой силой в последнем романе Гончарова «Обрыв».

Роман «Обрыв» (1869, отдельное издание — 1870) обдумывался писателем в продолжение двух десятилетий, и Гончаров был готов отложить «Обломова», чтобы обратиться к более простому, сложившемуся под непосредственным впечатлением от посещения родных волжских мест произведению.

И, однако, осуществление романа отодвигалось. Внутренняя работа над ним шла медленно и исподволь. Опыт жизни, размышлений, идеальных устремлений писателя за многие годы нашел свое отражение в романе. Вместе с тем роману присущи и черты, характерные для позднего периода деятельности писателя.

В «Обыкновенной истории» вопрос о сущности русского прогресса был задан, но ответ на него не только не преподносился писателем в готовом виде, но был даже как бы затруднен последовательно нагнетаемыми в повести «предупреждениями» против однолинейных, однозначных выводов.

В «Обломове» Гончаров создает термин «обломовщина» и настаивает на этом готовом обобщении, но предоставляет читателям и критикам-интерпретаторам объяснить, «что такое обломовщина». В конце романа он осложняет решение этого вопроса лирическим изображением духовных богатств, обнаруживаемых человеком в условиях уходящего патриархального быта.

В «Обрыве» писатель пытается прийти к ясным и определенно сформулированным оценкам путей русского исторического прогресса, его опасностей и положительных перспектив. Если в «Обыкновенной истории» и «Обломове» четкая, прозрачная композиция сочетается с осложненной трактовкой поставленныхпроблем, то в «Обрыве» разорванности построения, которое определяется то одной, то другой центральной проблемой, сопутствует однозначность, окончательность принципиальных решений.

Композиция романа была осложнена разнообразием «вливавшихся» в него впечатлений, откликов на злободневные вопросы, наблюдений и типов, которые «размывали» основное русло повествования. Следует отметить, однако, что Гончаров не подпал под власть непосредственного потока творческого воображения.

Он «вывел» наружу, на уровень художественно осмысляемых жизненных явлений процесс собственного длительного вживания в творческий замысел и сделал его предметом литературного изображения.

Первоначальный замысел романа должен был быть сосредоточен вокруг проблемы художника и его места в жизни общества. Наряду с этим, очевидно, изображение «глубинной» русской жизни и наметившегося процесса ее обновления также предполагалось уже на раннем этапе работы над произведением. Оно было навеяно писателю посещением родных симбирских мест в 1849 г.

По первоначальному замыслу роман должен был именоваться «Художник» и центральным героем, вокруг которого формировалось действие, должен был служить Райский. Затем главный интерес романа сместился — и писатель намечал соответственно назвать его «Вера».

Обе темы — тема художника и тема духовных исканий современной девушки — были актуальны в 50-х гг., первая из них особенно занимала умы русских писателей в период мрачного семилетия, в годы реакции и правительственных гонений на всякую свободную мысль и на литературу в частности, вторая же привлекла к себе внимание в конце десятилетия, в обстановке явно определившегося общественного подъема.

Тургенев в романе «Накануне» сумел органически сочетать обе эти темы, включив тип художника (Шубина) в систему других современных типов и оценив его как второстепенный по отношению к типу общественного деятеля, демократа и революционера, более соответствующего потребностям общества, ждущего и жаждующего социальных перемен.

Гончаров разрабатывал тип своего художника в соответствии с представлениями кружка «Современника» начала 50-х гг., в котором и Тургенев, и Гончаров играли немаловажную роль. Образ художника — поэта, писателя, живописца — в их творчестве связан с проблемой положения дворянской интеллигенции, «лишнего человека», происходящего из дворянской среды, но противопоставляющего себя ей.

Как сохранить подобную личность, особенно страдающую от агрессии социальных стереотипов современного общества, как уберечь ее от разъедающего воздействия политической реакции, травли, как содействовать реализации собственных внутренних потенций, когда участие в любом серьезном деле невозможно без тяжелой, подчас непосильной борьбы? Эти вопросы волновали многих писателей в эпоху «мрачного семилетия».

И Тургенев, и Гончаров видели разрешение их в приобщении одаренных и образованных людей к профессиональной деятельности, в служении науке и искусству как общественной задаче. В разных аспектах этот же комплекс проблем интересовал и Некрасова, и Толстого, и многих других литераторов в начале 50-х гг.

В 1857 г. в повести «Ася» Тургенев поставил вопрос о дворянском дилетантизме и его губительном воздействии на творческие силы, однако уже здесь размышления об искусстве оказались оттесненными социально-психологической проблематикой.

В «Отцах и детях» Тургенев показал непопулярность идеи искусства как высшей формы деятельности в современном обществе и процесс перехода гегемонии в сферах теоретического мышления и практики научной деятельности к демократам, разночинцам. В 60-е гг., когда Гончаров работал над «Обрывом», тема художника не звучала актуально.

Ее новое возрождение исподволь началось с конца 70-х гг. как преодоление господствующих в среде интеллигенции взглядов и настроений, постепенно становившихся штампами. Против подобных штампов направлены очерк Г. Успенского «Выпрямила» и повесть Чехова «Дом с мезонином». Естественно поэтому перерастание в 60-х гг. замысла романа о художнике в повествование о драматизме поиска своего пути в современном «покачнувшемся» обществе (Вера) и об «обрыве», к которому приводят непроторенные пути в будущее.

Однако художник оставался в романе композиционным средоточием, стержнем, связующим и организующим повествование. При этом художник выступал в «Обрыве» Гончарова не как профессионал, а как художественная натура, преклоняющаяся перед красотой, эстет. Герой романа Райский свободно переходит от писания повестей к работе живописца-портретиста и от изобразительного искусства снова к попытке создать литературное произведение крупной формы — роман.

В стремлении выразить себя в искусстве Райский оказывается перед необходимостью соотнести содержание своей личности — свои идеалы и убеждения — с действительностью в ее разных проявлениях; так в романе возникают два плана повествования: герой и реальность, современная жизнь в ее устойчивых, традиционных проявлениях и динамике.

Характеризуя действительность, время, его потребности и идеи, Гончаров, как и в «Обыкновенной истории», противопоставляет Петербург и провинцию, но в «Обрыве» герой в отличие от Адуева познает жизнь не через попытку найти свою карьеру и фортуну, а через проникновение в мир красоты, через стремление разгадать в художественном образе личность женщин, которые, по его мнению, достойны стать предметом искусства.

Сам Гончаров считал, что герой «Обрыва» Райский — «сын Обломова», развитиетого же типа на новом историческом этапе, в момент пробуждения общества. Действительно, и Обломов в молодости мечтал о приобщении к искусству, о художественной деятельности.

Райский — свободный от каких-либо обязанностей и от труда ради существования, состоятельный помещик, по своей натуре человек творческий. Привычный к комфорту и не лишенный черт сибаритства, он вместе с тем не может жить без творческих занятий.

Свое поместье и наследственные драгоценности он готов передать бабушке и двоюродным сестрам — ни высший свет, ни роскошь, ни даже благополучная семейная жизнь не привлекают его. Однако сибаритское наслаждение искусством и жизнью у него постоянно превалирует над жизненным риском, кровной заинтересованностью в окружающем, с одной стороны, и над самоотверженным служением творчеству — с другой. Жизнь и искусство своевольно смешаны в его существовании.

Он влюбляется в объекты своего изображения, пытается «ради искусства» и красоты изменить характер человека, изображение которого хочет запечатлеть на полотне. От впечатлений жизни, волнений и разочарований любви, неприятных ощущений при виде страдающей женщины он «отделывается», превращая пережитое в сюжеты.

Таким образом, свободно переходя из практической сферы в искусство и обратно, он произвольно освобождает себя от нравственной ответственности за поступок (из действующею лица он вдруг становится наблюдателем) и от упорного, изнурительного труда, без которого невозможно создание подлинно художественных произведений.

Некоторая неопределенность развития сюжета романа находит свое обоснование в том, как трактуется в нем природа художественного творчества. Жизнь Райского с ее поворотами, с хаотичностью его исканий и произвольностью поступков, с капризами и заблуждениями избалованного барина-художника неторопливо развертывается перед глазами автора.

Писатель год за годом «наблюдает» героя, но герой, в свою очередь, живя, страдая и наслаждаясь, собирает материал для романа. Так Гончаров превращает свою длительную работу над романом в эстетический факт, в элемент структуры произведения.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...