Как вести себя в театре? Советы от Театра Маяковского. Основные театральные термины Что должно быть помещено на программке театра


Пояснительная записка

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,

обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

    Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

    Основная образовательная программа ООО МБОУ «Полевской лицей»;

    Программы формирования универсальных учебных действий;

    Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва

    Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.

Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся

    Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость

    Формировать умения и навыки сценической культуры поведения

    Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства

    Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива

Организационные условия реализации программы

Программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 5 классов. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:

    принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)

    принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)

    принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)

    принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)

    принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)

    принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

    групповые

  • индивидуальное и проблемное обучение

    педагогика сотрудничества

Реализации этих технологий помогают следующие формы:

    Теоретические и практические занятия

    Индивидуальные, групповые, коллективные

    Театральные игры

  • Тренинги

    Экскурсии в театр

    Спектакли

    Праздники

    Репродуктивный

    Иллюстративный

    Проблемный

    Эвристический

    Наблюдение

    Упражнение

    Поощрение

    Объяснение

    Личный пример

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Материально-техническое обеспечение

    Компьютер

    Проектор

    МД и СД– диски

    Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок

    Элементы костюмов для создания образов

    Сценический грим

Ожидаемые результаты

К концу года занятий обучающиеся:

Имеют понятие:

    О театре и его видах

    Об элементарных технических средствах сцены

    Об оформлении сцены

    О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

    Образно мыслить

    Концентрировать внимание

    Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретают навыки:

    Общения с партнером

    Элементарного актёрского мастерства

    Образного восприятия окружающего мира

    Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

    Коллективного творчества

Учебно-тематический план

Дата планируемая

фактическая

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности

Основы театральной культуры (6 часов)

Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. Зарождение театра.

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»

Оформление и технические средства сцены. Русский театр.

Культура поведения на сцене и в зрительном зале

Экскурсия в театр кукол.

Культура и техника речи (14 часов)

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Упражнения «Дышим правильно» , «Паровоз»

Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице»

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игра «Сочини анонимку!

Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку»

Работа над дикцией. Игры «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву»

Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»

Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму»

Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»

Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»

Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик»

Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни»

Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры»

Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели»

Работа над образом. Игра «Войди в образ».

Ритмопластика (10 часов)

Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение»

Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь»

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»

Пластические упражнения «Производственная гимнастика», «Бодибилдинг»

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало»

Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества».

Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»

Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ»

Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители»

Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости

Театральная игра (39 часов)

Знакомство со сценарием сказок «Колобок», «Теремок», «Золотой ключик». Обмен впечатлениями.

Пересказ детьми сюжета пьес с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказок по ролям. Деление на логические отрывки.

Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Индивидуальная подготовка главных исполнителей

Подбор музыки. Разучивание песен и танцев

Коллективное изготовление декораций, костюмов.

Репетиция спектакля «Колобок»

Премьера спектакля

Праздник первого спектакля. Анализ выступления.

Репетиция спектакля «Теремок»

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления

Премьера спектакля

Анализ выступления.

Репетиция спектакля «Золотой ключик»

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления

Премьера спектакля

Анализ выступления.

Использованная литература

    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

    Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

    Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

    Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

    программа - ы, ж. programme m., нем. Programme <гр. programma публичное объявление. 1. Содержание или план какой л. деятельности, работы и т. п.; предварительно разработанная совокупность действий и мероприятий для осуществления чего л. БАС 1. План… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Театральная (станция метро). Координаты: 55°45′28″ с. ш. 37°37′07″ в. д. /  … Википедия

    - «Театральная» Правобережная линия Петербургский метрополитен … Википедия

    - (греч., от pro прежде, вперед, и grapho нишу). Краткий очерк, предначертание, изложение, содержание сочинения, предпринимаемого издания, книги или журнала, преподавания чего либо. Изложение убеждений какой либо партии. Словарь иностранных слов,… …

    Ы; ж. [от греч. programma распоряжение, объявление] 1. Содержание и подробный план предстоящей деятельности, работ и т.п. Экономическая, социальная п. Жизненная п. П. возрождения сельского хозяйства. П. действий. Программа максимум (общий,… … Энциклопедический словарь

    программа - ы; ж. (от греч. prógramma распоряжение, объявление) см. тж. программка, программный 1) Содержание и подробный план предстоящей деятельности, работ и т.п. Экономическая, социальная програ/мма. Жизненная програ/мма … Словарь многих выражений

    Национальная театральная премия "Золотая Маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат (… Википедия

    Ы, ж. 1. Содержание и план предстоящей деятельности, работ и т. п. Программа развития индустрии. □ Наша страна осуществляет грандиозную программу подъема материального благосостояния народа. Катаев, Счастье нашей молодежи. 2. Изложение основных… … Малый академический словарь

    - (франц. affiche, от atficher прибивать объявление). В обширном смысле, всякого рода объявление; в более узком объявление о театральных представлениях, концертах и вообще всяких увеселениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Логотип фестиваля ГОГОЛЬFEST ежегодный мультидисциплинарный международный фестиваль современного искусства, большинство событий которого до 2010 года происходили в Киеве в поме … Википедия

Книги

  • Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки. Методическое пособие , Роготнева Альбина Викторовна, Щедова Тамара Леонидовна, Кочедыкова Наталья Александровна. В пособии собраны материалы и сценарии уроков с использованием театральной деятельности в обучении и воспитании школьников для 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также…
  • Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки , Роготнева Альбина Викторовна, Щедова Тамара Леонидовна, Кочедыкова Наталья Александровна. В пособии собраны материалы и сценарии уроков с использованием театральной деятельности в обучении и воспитании школьников 1-4 классов специальных (коррекционных)школ, а также интегрированная…

Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции - социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы - признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.

Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие».

Составляющие театральной программы

Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам - составляющим.

Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:

Номинативная;

Семантивная;

Сигнативная;

Синтактивная;

Перцептивная;

Темпоральная;

Материальная;

Прагмативная.

Одной из важнейших составляющих документа является номинативная - от латинского nomina - имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про - прежде и графо - пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.

Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной , которая выражает информационную сущность документа. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит - ответ на эти вопросы связан именно с семантивной составляющей. С момента своего появления театральная программа содержала сведения о представлении: когда и где будет иметь место указанное в программе событие. Программа являлась посредником между актерами и зрителем, ее содержание составляли сведения об авторе, режиссере, сценографе, художнике, актерах, создающих спектакль.

Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля - режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера - человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей включают в себя либретто - краткое содержание спектакля. Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко -тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения - эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.

Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы - буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.

В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко - бело-синий и т.д. Программы одних театров имеют неизменное оформление обложки для всех своих спектаклей (Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, МХТ им.Чехова). Другие для каждого спектакля печатают свою обложку, тематически связанную с содержанием спектакля. В первом случае программку можно рассматривать как символ театра, во втором - как символ спектакля.

Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем - перцептивной составляющей, - относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная - электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.

Синтактивная (от греческого слова «синтаксис» - составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.

Театральная программа к началу XX века приобрела устоявшуюся форму построения текста, которая используется во всех театрах и концертных залах. Эта форма тесно связана с семантивной составляющей и непосредственно выражает содержание документа. Название программы, как правило выделяется необычным шрифтом и располагается на первой странице. Это можно назвать титульным листом театральной программы. По аналогии с титулом книги внизу программы указывается место представления и год - выходные сведения. В надзаголовочных данных указывается название театра или концертной организации, размещается эмблема. На развороте программы (вторая и третья страницы) указываются действующие лица и исполнители в два столбца. Эта часть программы неизменна для всех разновидностей зрелищных представлений - драматический театр, балет, опера, цирковое представление, концерт классической или эстрадной музыки и т.д. Если программа дополняется сведениями о режиссере, актерах, истории создания спектакля, то эта информация располагается после перечня действующих лиц. Последняя страница программы содержит выпускные данные - тираж, типографию, в последнее десятилетие XX века появились указания спонсоров театра или постановки.

В зависимости от содержания театрального представления театральная программа различается по форме представления информации: цветность, иллюстративность программы, использование различных шрифтов. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (рис.1) отличается строгостью исполнения - четкий черно-белый шрифт на белом листе программы считывается как символ стойкости и мужества ленинградцев во время войны. Иллюстрации здесь излишни, на титульном листе только посвящение Д.Шостаковича родному городу - Ленинграду. Синтактивная составляющая программы концерта передает содержание исполняемой музыки, выражая таким образом тесную связь с семантивной составляющей.

Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде

Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.

Рис. 2. Программа спектакля РАМТ "Инь и Янь"

Театральные программы к каждому спектаклю Российского Академического Молодежного Театра - РАМТа (рис.3) неповторимы по оформлению (синтактивная составляющая) и отражают содержание (семантивная составляющая) спектакля. Так, в спектакле «Ничья длится мгновение» шахматная партия в латвийском гетто между заключенным и надзирателем ставит героя перед выбором - выиграть и остаться в живых, но все дети будут уничтожены, либо проиграть и погибнуть, спасая детей. Программа выполнена в виде шахматной доски, по которой прошла трещина, сместив черные квадраты - так жизнь людей оказывается на разломе. На программе к спектаклю «Портрет» по произведению Николая Васильевича Гоголя перед нами роскошные рамы картин и весь спектакль построен с использованием рамы, в которую герой себя заключает на протяжении всего действия различным способом. Программа к спектаклю Николая Эрдмана «Самоубийца» выполнена в другой цветовой гамме, символизирующей борьбу маленького человека с самим собой и попытку вырваться из порочного круга, в который он сам себя загнал - чёрные указующие персты на программке заключают согбенную фигурку в круг.

Рис.3. Программы к спектаклям РАМТ

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой для создания атмосферы спектакля по песням Булата Окуджавы использовал картину Нико Пиросмани «Ишачий мост» (рис. 4). Зритель ощущает аромат Грузии и слышит грузинские песни еще до начала спектакля, только взглянув на программку. Можно сказать, что синтактивная составляющая программки (оформление) через перцептивную (зрение, внутренний слух, обоняние) передает зрителю содержание - семантивную составляющую.

Рис.4. Программа спекталя "Капли датского короля" Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой

Темпоральная составляющая характеризует театральную программу во временном отношении. Она позволяет зафиксировать информацию о конкретном событии, произошедшем в конкретное время в конкретном месте. Во время театрального представления программа предоставляет зрителю информацию, необходимую для зрителя и интересующую его именно в данный момент. В таком случае для зрителя программа является актуальным документом. Однако, после окончания представления программа теряет свою актуальность, так как зритель больше не нуждается в путеводителе, поскольку путь уже пройден. Можно сказать, что театральная программа устаревает в свой день рождения. С другой стороны, театральная программа приобретает историческую, мемориальную функцию - отражает факт состоявшегося спектакля, концерта, что является бесценной информацией для историков театра.

Строгой закономерности в исполнении спектаклей в театре нет, поэтому театральная программа - спорадический документ, который издается по мере необходимости и не имеет четкой периодичности.

Все перечисленные выше составляющие отражают сущность театральной программы с точки зрения информации, определяют ее информационную функцию. Исходя из определения понятия «документ» эта информация должна быть зафиксирована на материальном носителе, поэтому необходимо рассмотреть материальную составляющую театральной программы.

В качестве материала для театральной программы в основном используется бумага самых разных видов. Это может быть тонкая матовая или глянцевая бумага, тонкий картон - матовый или глянцевый, применяется покрытие лаком. В конце XYIII века театральные копиисты расписывали программки каллиграфическим почерком на шёлке для особ императорской фамилии, что иллюстрирует III закон документологии о сопряжённости информации и носителя , возможности разместить одну и ту же информацию на разных носителях.

По конструктивной форме программы могут быть выполнены в различных вариантах. Как правило, используется лист, диплома. Но могут быть и сложные нестандартные конструктивные формы. Так, РАМТ к спектаклю «Цветы для Элджернона» выполнил программу нестандартного ассиметричного размера с вырезом - рис.5. Синтактивная составляющая данной программы также отличается необычностью - текст разорван на части и располагается в разных направлениях.

Рис. 5. Программа спектакля "Цветы для Элджернона" РАМТ

Нестандартную конструкцию использовал и театр им. Вахтангова к спектаклю «Берег женщин». В спектакле пластическим языком рассказана судьба женщин во время войны. Рассказ каждой героини озвучен песнями Марлен Дитрих, в вырезе программки мы видим ее фотографию (рис.6).

Рис. 6. Программа спектакля "Берег женщин" театра им. Вахтангова

В театре им. Вахтангова есть очень интересное решение для программки к спектаклю по роману Пушкина «Евгений Онегин» (рис.7), где используется конструкция стопы. Программка выполнена в виде почтового конверта, в который вложено письмо Татьяны и визитные карточки всех действующих лиц с указанием исполнителей. Письмо Татьяны выполнено с использованием конструкции гармоника. Почтовый конверт выполняет функцию титульного листа - мы видим эмблему театра, название театра и название спектакля. Стилистика текста, используемого в программе (синтактивная сотставляющая), отсылает нас в XIX век, во времена А.С.Пушкина.

Рис.7. Программы к спектаклю по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Таким образом в одной программке использованы четыре конструкции - в качестве обложки выступает конверт, действующие лица и исполнители указаны на визитках, то есть лист, вместе они образуют стопу, а для отрывка из романа (письмо Татьяны) используется гармоника.

Одним из эффектных приемов оформления документа является вырубка. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» использует такой способ, размещая профиль основателя театра Евгения Вахтангова на первой странице обложки (рис.8).

Рис.8. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Прагмативная составляющая документа связана с его бытованием во внешней среде, свидетельствует о взаимоотношении документа с внешними по отношению к нему факторами. Театральная программа для зрителя, пришедшего в театр, является ценным документом, несущим информацию, требуемую в данный момент. В этом отношении программе присуща актуальность, так как она заключает в себе сведения о конкретном спектакле. С другой стороны, если спектакль не премьерный, то есть уже состоялся ранее, то новизна в программе отсутствует. По сфере применения театральную программу можно рассматривать как художественный, информационный документ, обладающий эстетической значимостью. По форме собственности театральная программа может быть частной (если это предмет коллекции частного лица), коллективной (если программа находится в коллекции музея). По режиму доступа программа имеет неограниченный доступ, любой пришедший в театр зритель может ее приобрести.

Эволюция театральной программы

Театральная программа прошла все этапы эволюции, свойственные любому другому документу.

Прообраз театральной программы - устные объявления - существовал в дописьменную эпоху. С появлением письменности в Древнем мире театральная программа приобрела характер письменных и рисованных объявлений. Дальнейшее развитие письменности и появление печатного станка в эпоху Гутенберга ознаменовало следующий этап развития - появление печатной шрифтовой программы. Совершенствование технологий печати, изобретение ксилографии и хромолитографии позволило создавать иллюстрированные театральные программы, что со временем привело к проявлению в этом документе в большой степени художественной функции. При этом информационная функция театральной программы оставалась главной как для непосредственного участника театрального представления, так и для последующих поколений зрителей. Для первых она представляла актуальный документ, в то время как для вторых на первый план выступала историческая функция, позволяющая изучить и понять историю развития театрального искусства.

Развитие компьютерных технологий привело к появлению театральной программы - электронного документа. Этот вид программы полностью теряет художественную функцию, срок жизни такого документа уменьшается до нескольких дней, так как на следующий день после спектакля документ исчезает с электронного носителя - сайта театра. Информационная составляющая, также как и художественная, остаётся только в нонэлектронном варианте программы.

Со временем мемориальная функция театральной программы приобретает всё большее значение, и она становится музейным документом, предметом коллекционирования. Собрание таких документов хранится в музеях театрального искусства, в частности в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве и в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Театральная программа представлена в фондах Российской Государственной библиотеки, Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, к сожалению, очень незначительно. Это театральные программы конца XIX - начала XX в. Более поздние программы, представляющие интерес с точки зрения синтактивной (художественное исполнение) и семантивной (репертуар театров, актеры) составляющих незаслуженно не привлекают внимание отделов комплектования библиотек, тем самым лишая читателя возможности изучения истории театра.

Список литературы

1. Столяров Ю.Н. Документология: учебное пособие / Ю.Н. Столяров; Московский государственный университет культуры и искусств; Орловский государственный институт искусств и культуры. - Орёл: Горизонт, 2013.-370 с.

Сведения об авторе

Елена Оттовна Захарьянц, обучающийся ВБК,

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР , актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА — частный театр.

АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.

ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.

ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.

ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА — часть акта в драме.

КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ — актер пантомимы.

МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...