Приобщение детей к театру. Консультация на тему: Посещение театра с ребёнком


Первый российский спектакль длился 10 часов и шел без антракта. Царь Алексей Михайлович, присутствовавший на представлении, сидел в кресле, зрители-бояре стояли прямо на сцене, а царица с детьми сидела в огороженном помещении и смотрела на сцену сквозь щели в досках. Было это в 1672 году. К счастью, с тех пор многое изменилось. Сейчас ходить в театр, особенно в детский театр - одно удовольствие. Это праздник! Детский театр сочетает в себе веселую игру, нескучные уроки, море музыки, яркие декорации и костюмы и массу самых разнообразных эмоций.

Зачем ходить с детьми в театр?

1. Живое действие . Все происходит здесь и сейчас. У актеров только один дубль, одна возможность донести до зрителя свою роль. Театр создает 100%-й эффект присутствия. Эмоции, которые дает театр, невозможно получить ни в каком другом месте.

2. Школа чувств . В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши.

3. Развитие креативности . Каждый спектакль - плод режиссера, его взгляд на пьесу. Знакомясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций.

4. Развитие критического мышления . Мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера. Знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее.

5. Получение новых знаний . Классические пьесы знакомят детей с классической литературой и историей. Современные - помогают разобраться в процессах, которые сейчас происходят в искусстве. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания.

6. Общее культурное и интеллектуальное развитие . Театр объединяет в себе несколько видов искусств - литературу, музыку, пластику. Театр культурно обогащает зрителей, делает их более вдумчивыми и интеллигентными.

7. Развитие внимательности . Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Но ребенок должен сначала заметить ружье, а потом уже понять, что оно может означать. Театр учит внимательности, наблюдательности, умению подмечать детали.

Зачем детям самим играть в спектаклях?

1. Развитие индивидуальности . Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими, но в первую очередь они учатся быть собой. Театр мягко заставляет детей проявлять себя в разных ипостасях и искать то, что у них лучше всего получается.

2. Общение . Театр развивает коммуникабельность. Дети, которые обучаются актерскому мастерству, легко идут на контакт с людьми разных возрастов и без труда поддерживают разговор, так как им всегда есть, о чем рассказать. Кроме того, друзья по театральной студии - определенно не самая плохая компания для ребенка.

3. Уверенность в себе . Брюс Уиллис, например, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания. Обучение актерскому мастерству помогает детям обрести свободу тела, силу голоса и уверенность в себе. Ребенок учится контролировать свое поведение и не теряться, если возникает форс-мажорная ситуация.

4. Постановка голоса и речи . Игра в спектаклях помогает выработать четкую дикцию и научиться правильно, красиво говорить. Ораторское искусство ценится с древних времен. Это проверенное средство завоевать вес и популярность в обществе.
5. Развитие фантазии и воображения . Театр мощно развивает фантазию, воображение, помогает мыслить аллегориями, образами. Искусство театра условно, образно и поэтому близко детям, известным выдумщикам и фантазерам. Детям, занимающимся в театральной студии, никогда не бывает скучно.

6. Развитие объективного мышления . Изображая милиционера или бандита, дюймовочку или черепашку-ниндзя, ребенок проживает множество жизней и учится ставить себя на место другого человека. Играя, маленький человек не только познает мир, он примеряет на себя различные роли и учится оценивать ситуацию с разных точек зрения.

7. Тренировка памяти . Заучивание ролей развивает память. Есть смешная история о том, как маленькая девочка быстро расхотела быть «красивой актрисой». «Придется ведь потом всю жизнь учиться и столько помнить наизусть?!» - сказала она. Да, придется. И это замечательно!

Исследования показали, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интересная статистика: факультеты актерского мастерства есть примерно в тысяче американских вузах, но только 3% выпускников становятся впоследствии профессиональными актерами. Остальные выбирают «традиционные» профессии - менеджер, учитель, врач… Пригодится им в жизни актерский курс? Еще как!

Ссылка на оригинал:

Зачем детям театр?

Говорят, детство - время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Правда, надо сразу признаться, что такая вещая душа дана, увы, не каждому ребенку, если мы говорим о детях лет 5-5,5 или, тем более старше, то есть дана-то она каждому. Но не каждому повезло с родителями…. Очень многие умудряются к пяти-шести годам основательно загасить огонек природного саморазвития. Не угасшим этот огонек остается у таких детей, которых Эрик Берн относил к детям «Я - ОК, ты - ОК», а они, попав, хоть один раз во власть магии театра, сами стремятся на сцену.

Давайте присмотримся к этой детской страсти по театру и попытаемся отгадать сию загадку природы, давайте попытаемся понять, зачем она (природа) наделила ребенка такой жаждой, жаждой театра?

Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. Ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр.

И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю.

Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему - и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души.

Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души!

Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее - они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры - мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире - мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

Правильно! Этот мир - театр. Этот взрослый - педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные - менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир - с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой….

Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир - интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь, имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».

Остановимся на каждом из этих психологических пространств, на каждом из этих миров. Посмотрим, почему он влечет ребенка? Чем обогащает свою душу и жизнь человек (независимо от возраста), попадая в мир ТЕАТРА?

«Мир актера»

Этот мир дарит человеку, его посетившему свободу тела, силу голоса, уверенность в поведении. Человек учится контролировать свое поведение в жизненных ситуациях, быть хозяином положения в различных ситуациях, выстраивать осознанную стратегию своего поведения; и как говорит современная молодежь, «не вестись» на поводу у эмоциональных и психологических обстоятельств жизни. Иначе говоря, свобода позволяет быть субъектом своего поведения.

Но возникает резонный вопрос: а зачем ребенку столько свободы? Зачем ему быть субъектом? Разве субъектность личности делает ли его более послушным? Более дисциплинированным? Более управляемым? Нет! Как раз напротив! Свое мнение у ребенка появляется раньше и проявляется ярче! Тогда зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала спросим себя: «А кого мы хотим воспитать? Послушного исполнителя, который будет искать в жизни того, кто будет им управлять? Или самостоятельного человека, который в кризисной ситуации, которыми так богата наша жизнь, будет способен находить ответы на жизненно-важные вопросы?"

Если мы хотим вырастить хозяина, а не исполнителя, субъекта, а не «овцу» (раба обстоятельств), то надо принять свободу ребенка и учиться общаться с ним в условиях этой свободы.

Но неужели одной свободы достаточно для воспитания самостоятельного самодостаточного человека? Нет, конечно! Но ведь у нас еще два мира! Заглянем в них.

«Мир зрителя» - мир сказки

В этом мире ребенок заворожено слушает истории, как в детстве слушал сказки. Здесь он учится сопереживанию, пониманию другого человека, его горя, его радости. И он на своем опыте познает, что его собственная точка зрения может быть не единственно верной. Он учится прислушиваться к другому человеку, учится договариваться с ним, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Здесь он сердцем учится чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

И учится всему этому легче, когда ты отстаиваешь не свою личную точку зрения, а точку зрения своего персонажа, персонажа, который близок тебе, но это все-таки не ТЫ, и идет на уступки и соглашается и сопереживает и проигрывает персонаж, а не ТЫ. А ТЫ - учишься - как слушать, сопереживать, уступать, выигрывать и даже проигрывать. Мир зрителя делает человека интеллигентнее, глубже.

И еще одна особенность этого мира. Эстафетная палочка культуры здесь передается не только от ума к уму, как за школьной партой, но и от сердца к сердцу. И если кто-то думает, что истинный патриотизм можно воспитать в человеке не передав ему эстафету любви к культуре, то он очень мало понимает в патриотизме.

«Мир Драматурга»

Еще раз вспомним дошкольное детство. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте огромное значение для развития личности имеет рисование. В самом деле, играя с другими детьми, ребенок вынужден с ними считаться, когда он слушает сказку, его мнения никто не спрашивает, сказочный сюжет развивается вне зависимости от воли и желания ребенка. И только в мире рисования (лепки, конструирования) - ребенок творец! Постигая мир драматурга, человек попадает в мир творения миров, в мир созидателей, в мир богов.

Конечно, далеко не в каждой театральной студии дети занимаются началами драматургии, но там где это происходит, дети получают замечательный стимул к развитию. Здесь развивается креативность как качество личности, и особенно важно - развивается поведенческая креативность - умение видеть различные выходы из жизненных ситуаций, строить жизнь по собственному сценарию. То есть, здесь развивается социальный интеллект! Отметим, что в нашей школе социальный интеллект развивать, вообще не умеют! Поэтому, в этом смысле, театр является уникальной лабораторией развития детского мышления.

Кстати говоря, в «Мире драматурга» развивается не только социальный интеллект, но и общий. Человек учится вербализировать свои чувства, переживания, то есть он развивает в себе то, что обычно развивается на особых психологических тренингах.

Поэтому «Мир драматурга» мы с полным правом можем назвать школой мышления.

И, наконец, в мир есть профессия, которая прописана во всех трех мирах, человек этой профессии призван объединить в едином процессе спектакля все, что происходит во всех трех мирах. Имя этой профессии - режиссер.

Режиссуре учат не в каждой театральной студии. Говорят, что этой профессии надо учиться 15 лет, осваивая азы всех трех миров театра. Но помимо этих профессий режиссер - это менеджер, переговорщик, художник, диктатор, дирижер и как говорил К.С. Станиславский, режиссер - это самый лучший зритель. Но не все, попав в мир театра, стремятся обрести эту роль, нет, - только избранные. Ведь так много противоречивых качеств должен сочетать в себе режиссер! Это и душевная тонкость и умение идти напролом. И харизматичность лидера и готовность «умереть в актере», отойдя на задний план. И страстная одержимость художника и холодный расчет организатора производства. И умение сочетать свое индивидуальное видение творца с психологическим чутьем руководителя ансамбля самобытных личностей - актерскую труппу.

Прежде чем подвести итог статьи спросим себя, а что происходит с ребенком, если он не попадает в театр? Где он находит место для развития своих способностей? Приведу лишь два ответа: двор, молодежная тусовка и компьютер. В первом случае, за развитие Вашего ребенка отвечает та молодежная среда, куда его занесет, во втором… компьютерная зависимость. Нет, я не хочу сказать, что те, кто не попал в театр, зависнут в виртуальном мире, но обратное - верно! Театр - это одно и самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией.

Итак, ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ТЕАТР ?

Театр - место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему - Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр - подарите ему возможность развития!

«Здравствуй, театр!»

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства. Знакомство с культурным наследием родного края.

Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка. Знакомить с видами театров: (драматический, кукольный). Театральной терминологией (Сцена, театральный занавес, зрительный зал, костюмерная, аплодисменты …). Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,экран,ширма с декорациями.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью. (слайд2)

Скажите, какие театры бывают?

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в Астраханский государственный театр юного зрителя.

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

Что вы видите на экране?

(слайд 4-5)Астраханского театра юного зрителя.

Первый спектакль в Астраханском театре юного зрителя состоялся 11 марта 1933 года . Это был спектакль «Путь далёкий» по пьесе Н. Я. Шестакова . Тогда у театра ещё не было своего здания и представление прошло на сцене Клуба работников торговли по ул. Белогородской (ныне ул. Ленина). Труппа театра на тот момент была непрофессиональной, она состояла из участников художественной самодеятельности и работников радиокомитета.

Спустя год труппа театра была пополнена профессиональными актёрами, художественным руководителем театра юного зрителя стала М. Д. Любимова. Тогда же ТЮЗу было предоставлено помещение по улице Чалабяна, 16.

19 сентября 1934 года спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор » открылся первый сезон уже профессионального театра для детей.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеются: Сцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

- (слайд7-8) Театральный занавес - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. . Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы.

(слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом.
Костюмер - обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки.. Костю́м - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

Наиболее часто люди могут видеть костюмы на актёрах в театре. В сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.

Наше путешествие по театру подходит к завершению.

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человекартист .

Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей: С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит: « Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают .)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.

В этой публикации делюсь своим видением идеального плана приобщения ребенка к театру. А также хвалю и критикую современные детские постановки.

Исходные данные: Логично, перед тем как решить познакомить ребенка с театром изучить ближайшие детские театры. Напомню, что мы живем в маленьком провинциальном городке (Абакан), тем не менее, детские постановки в городе есть и еще какие. Местная кукольная Сказка иногда поражает воображение и дарит кучу позитива. Уровень некоторых постановок абаканской Сказки высочайший и это подтверждают награды, в том числе международные.

Театр и малыши

Классический зал . Когда Яне было 2 года мы ходили в Сказку в стандартный зал. Сказки возрастной категории 0+ чаще всего длительностью около 20-ти минут. Яна уже в конце второго года была усидчивой девочкой, так как у нее была привита привычка слушать чтение книг. Постановки сказок попадались разные. Например, в 2 года сказка «Как котенок учился мяукать» была воспринята на «Ура». А в «Теремке» двухлетнюю Яну напугал медведь, который слишком грозно забирался на крышу. Из опыта посещения театра с двухлеткой хочу всем порекомендовать в классическом зале занимать 1-5 ряды, не дальше. На кукольные постановки идеально выбирать 1-2 ряд. Зрение у малышей еще не откалибровано и разглядеть кукол ростом 50 см. с 10 ряда очень проблематично. В целом посещение постановок в обычном зале с малышом до 2 лет мне кажется бессмысленным. Маленьким детям хочется все потрогать и когда они понимают, что потрогать ничего не дадут многим становится неинтересно. В 2,5 уже может быть восприняты самые простые сюжеты, не перегруженные деталями, которые усложняют восприятие сюжета.

Зал для малышей. Если я не ошибаюсь, в прошлом году в Абакане открылся зал для малышей. Я немного сомневалась, стОит ли четырехлетнюю Яну вести на спектакль для малышей, но мне было очень интересно посмотреть, как все организовано. В итоге мы сходили на постановку «Первый снег». Реальность превзошла все ожидания! Помимо классических стульев в зале прямо перед сценой размещена куча пуфиков и подушечек, поэтому некоторые спектакль смотрели даже лежа. Да, да, лежа! А при входе в зал все зрители снимали обувь. При покупке билетов в этот зал можно не смотреть на ряды и места, так как зрителям разрешается перемещаться по залу во время представления. Большинство детей так и делало, изучаяпространство у сцены. Постановки для этого зала имеют пометку «интерактивный». Это обозначает взаимодействие актеров со зрителями. На спектакле был представлен большой набор сенсорики: световой ряд, снежки и снеговик из ваты. Сюжета как такового не было, да и для заявленного возраста он не нужен. Двух четырехлеток с трудом удалось вытащить из зала после окончания спектакля. Малышовый зал на 30 мест Яне понравился гораздо больше, чем классический. Однозначно всем родителям малышей с полутора лет рекомендую посещение постановок для самых маленьких в подобных залах. Учитывая, что мы живем в маленьком городе, предполагаю, что в больших городах подобные явления тоже представлены.

В чем ценность театра

У нас в семье не принято смотреть мультики по телевизионным каналам, потому что в это ассорти попадают мультфильмы самого разного качества. Я наслышана о телеканале Карусель. Знаю, что по нему показывают много хороших мультфильмов. Но я «привереда» — не люблю общественные столовые, предпочитаю пищу высокого качества. Чаще всего домашнюю, в которой исключено попадание несвежих или вредных ингредиентов. О чем это я? Да, да, о содержании мультфильмов. Производители и в них могут положить, что угодно. Поэтому первый просмотр нового мультфильма у нас всегда совместный с последующим обсуждением. Когда же идешь в театр, то заочно рассчитываешь на высокое качество содержания. В литературе точно также рассчитываешь на высокое качество текстов, выбирая для чтения классику.

Как же так получается, что в ресторане театре нам иногда могут подать блюда, сдобренные глутама́том на́трия, показать постановки с дешевыми приемчиками, точно также как это делается в дешевых забегаловках на китайском рынке во второсортных мультфильмах. Я понимаю, что многие не чувствуют усилителей вкуса в пище, так же как дешевые приемчики в постановках, но ресторану театру не пристало ронять свое достоинство привлекая зрителей таким способом.

Недостойные приемчики в театральных постановках

Перейду к конкретике — буду ругать некоторые постановки своего любимого театра по поводу которых родилась предыдущая тирада. Если бы я увидела такие сказки в других театрах или по телевизору, скорей всего, приняла бы как должное, но от абаканской Сказки я обычно ожидаю контента высокого качества. Наболело. Я — зануда и возможно слишком категорична, но хочется высказаться.

Люблю абаканский кукольный театр Сказка и всем знакомым театралам из других городов его горячо рекомендую. Но в бочке меда иногда мне горчит. Мне не хотелось быть мелочной, но вот уже три сказки из репертуара театра вызывают у меня чувство непонимания и негодование. Напишу о своих разочарованиях для категории 3+:

  • НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ. Возрастная категория 3+. Эта первая сказка, в которой я нашла яркие оттенки демонстрации матриархальных устоев.

    В матриархате есть много избитых моментов для высмеивания. И это действительно часто выглядит очень забавно. Но одно дело, когда высмеивание происходит корректно — с порицанием явления. Другое дело, когда детям в современных мультиках и театральных постановках сценарии диктуют линии поведения для копирования.

    Главная героиня — ведьма. На протяжении всей сказки она высмеивает и критикует своего мужа — вредного лешего, который, по ее словам делает, гадости всем лесным жителям. В ходе сюжетной линии ведьма объединяется с избушкой на курьих ножках, на которую наложено вредное заклинание. Обманным путем эта парочка вытягивает из лешего информацию для снятия заклинания у избушки. Вроде делают хорошее дело, но подход недостойный — опоить зельем и вытянуть информацию,

  • ЗАГАДКА КУРОЧКИ РЯБЫ. Возрастная категория 3+. В этой сказке режиссер решил пофантазировать, продемонстрировав детям несколько вариантов, как могла бы выглядеть «Курочка Ряба» в современной интерпретации. Спектакль условно был поделен на 5-6 эпизодов. В каждом эпизоде, примерялись различные трактования смысла текста. Некоторые были забавные, другие грубые и вызывали неприязнь даже у взрослых. Первое непонимание вызвал эпизод, в котором «дед бил-бил и разбил» не яйцо, а бабу! Та в свою очередь тоже спуска не давала и била деда. На сцене была продемонстрирована длительная и напряженная драка между дедом и бабой. Заключительный самый длительный по времени эпизод показал, что режиссер погрузился в слишком свободное творчество, решив зацепить дошкольников миром стрельбы и порохового дыма. Сказать, что он вызвал у меня возмущение — ничего не сказать. Опишу детали, чтобы вы могли сделать свои выводы: в течении 10 минут сцена постепенно дополнялась следующими объектами:
  • ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И… (репка). Возрастная категория 3+. Эта постановка — еще одна яркая иллюстрация радикальных матриархальных устоев. Дед — лентяй, который только и мечтает, что спать целыми днями. Благо, бабка — хозяйственная женщина и время от времени тумаками и криками наставляет деда на путь истинный. Внучка — деваха ростом выше деда, не в состоянии самостоятельно даже проснуться, умыться и одеться. Ни одного положительного персонажа в сказке не оказалось. Судя по аннотации к постановке на сайте дети из этого всего должны понять, что труд (вытягивание репки) объединяет и облагораживает. Действительно, в конце сказки персонажи накрывают на стол и вместе поют песни. Но изменение личностей персонажей в лучшую сторону настолько неявно показано, что даже взрослые без аннотации не поняли задумку режиссера.

Грустно. Как может оплот культуры скатываться до дешевых приемов современных некачественных мультиков, которые родители пытаются отфильтровать. Хочется узнать ваше мнение об этих моментах. Замечаете? Принимаете? Пропускаете? Возмущены?

Несмотря на резкую критику некоторых постановок, справедливости ради хочется поблагодарить Абаканскую Сказку за спектакли, которые воодушевляют: Первый снег (0+), Волшебная ночь или когда оживают игрушки (3+), Старший сын (взрослый), Очень простая история (взрослый), Вруны (взрослый). Сказка, спасибо, что ты есть у Абакана! Твои любящие зрители и привередливые критики в одном лице.

На этом закругляюсь и всем желаю больше интересных, познавательных и позитивных эмоций от просмотра театральных постановок.

И напоследок опрос из одного вопроса для удовлетворения любопытства:

Есть в городе, котором вы проживаете, театральный зал для малышей?

UPD А еще просьба: Знаю, что иногда при чтении публикации нет слов для комментариев, но есть внутреннее согласие с написанным. В этой статье поднимается важная проблема, которой в обществе не уделяется внимание, поэтому я прошу поддержать ее актуальность «+» в комментариях.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Приобщение детей к театру : 10 комментариев

  1. Ася Батурина

    Очень интересная статья! Прочитала на одном дыхании. У нас тоже очень маленький город. И есть только один театр-студия «Откровение», где показывают разные представления. От классики до театра абсурда. Но и детские представления в том числе. Особенно ценно в таких постановках, на мой взгляд, то что в них играют и дети и взрослые. Причем дети играют очень умело и даже мастерски. Даже очень маленькие. Например, в последней премьере «Волшебник Изумрудного города» собачку Тотошку играла пятилетняя девочка. Кстати, постановку можно посмотреть по вот этой ссылке. Там много и других деток играли, возрастом от семи до дести лет)))
    https://youtu.be/uJio84m3HXs

  2. Альфия
  3. Сергей

    Очень интересно ребенку, думаю даже и взрослым есть чем себя занять….)

  4. АленаКуманова
  5. Сания mr. Креньдельсон

    Являюсь поклонником блога и лично автору выражаю признательность и искреннее восхищение! Пишу комментарий впервые. не удержался 🙂 Статья как всегда шикарна, в ней по обыкновению присутствуют нотки, недоступные для понимания многим. Статья добрая, несмотря на присутствующую критику театра. Критика по родительски правильная, заботливая. бережная, старательная и главное — уместная. К сожалению, в наше время много чего некачественного подсовывают с красивой оберткой. Екатерина, уверяю, что у читателей после прочтения статьи, останется теплое, душевное послевкусие. У меня было именно так. Шастаю по вашему блогу давно и похоже влип надолго 🙂 Этот сайт — настоящий «Тирамису» в мире черствых, серых и одноликих «бубликов». Браво! Пишите еще, и желательно много!

  6. Наталья

    Спасибо! Я тоже как-то не решалась на детский-малышовый спектакль вести дочку. Что-то и билеты недешевые, и вроде сюжета нет. Но ей действительно очень нравится интерактив. И в Москве очень понравился Домик Фанни Белл.
    Еще планирую попробовать сходить на концерт — тоже 0+ — в заведение «Вместе с мамой». Мы были там на постановке «Как червячки спасали весну». Тоже малышовый. Хороший. Но один из актеров был почему-то не очень внимателен к детям во время интерактивных моментов. Дочка много раз сказала его чеврячку «Привет», но червячок ее игнорировал. Смотреть было как-то неприятно. Но дочка не расстроилась, другие червячки были доброжелательнее.))
    И «уголок Дедушки Дурова» . Я сама никогда не была. А тут решила, что с дочкой надо сходить. Трудно купить билет. Надо заранее, а кто ж знает, не будем ли мы болеть… Ну, в общем, все сошлось, пошли в малый зал. Мне показалось, что слишком тесно там все: и в раздевалке, и в зале. В раздевалке две скамейки и очень тесно. А зимой надо ж все комбинезоны снять и надеть. В зале. Детей можно отправить одних на первые два ряда (это не про нас, моя только с мамой). Само представление неплохое, простой сюжет, животные. На выходе продают по очень завышенным ценам «новогодний подарок» и шарики. Дочке вдруг приспичило шарик и ушли мы в напряженном настроении.
    Но однозначно здорово, что с ребенком можно куда-то пойти, где не страшно, если ребенок будет вести себя как ребенок. Лично мне нравится выбираться даже на малышовые мероприятия, т.к. везде ищу какие-то двойные-тройные смыслы))) типа интерпретация сказок с моей нынешней позиции. Ну и посмотреть, набраться идей, как можно дома играть, из чего делать костюмы…

»Театр — это волшебный мир,

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей’ ‘. (Б. М. Теплов)

Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети.

Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи.

1. Зачем детям театр?

2. С какого возраста лучше ходить в театр.

3. Какой выбрать театр?

4. Собираемся в театр — правила поведения

5. Наши посещения театра.

Дети и театр

Зачем детям театр?

Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, — все это дети осваивают, будучи еще малышами.

А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам.

Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание.

С какого возраста лучше водить детей в театр?

Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.

Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком. Это могут быть спектакли »Колобок», »Репка», »Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут.

Какой выбрать театр?

Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей.

Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры.

Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей.

Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли.

Собираемся в театр

1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.

3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:

  • в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
  • нельзя вставать с места;
  • если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
  • во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.

4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.

5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.

6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.

7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.

8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.

9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.

10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.

После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить.

Наши посещения театра

Мы с Юлей, моей внучкой и дочкой Ксюшей тоже очень любим посещать спектакли. У нас в городе Тирасполе всего один театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой. Мы уже много спектаклей посмотрели. От посещения театра остаются только положительные эмоции, улучшается настроение. В прошлом году на новогодние каникулы мы смотрели спектакль »Cнегурочка».

Осенью мы ходили на такие спектакли: «Жили-были ». Такими словами начинаются многие русские сказки. И этот спектакль был поставлен по трем русским сказкам — »Репка,» »Теремок »и »Курочка Ряба». Юным зрителям очень понравилась игра актеров, волшебная атмосфера сказок, которые они знают. Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым.

»Жили-были»

Еще мы смотрели »Кашу из топора «, » Дюймовочку », »‘- по сказке Пушкина. Сюжетом стала сказка о купце Остолопе и его работнике Балде. Это был яркий, остроумный спектакль, задуманный как балаганное действие актеров, скоморохов.

А в этом году на новогодние каникулы мы смотрели новую премьеру, современную постановку сказки », правда эту сказку было интереснее и понятнее смотреть детям старшего возраста и взрослым.

Но перед спектаклем на сцену вышли Дед Мороз, Снегурочка и домовенок Кузя, которые поиграли с детьми, провели конкурсы, спели песни.

А потом уже начался спектакль.

Спектакль был красочный, отличные декорации, танцы. Это был музыкальный спектакль. Здесь все закончилось не как в настоящей сказке про Красную Шапочку. Волку брюхо не вспороли охотники. Здесь победила любовь!

Вот сегодня о чем я хотела с вами поговорить — дети и театр. Посещайте с детьми театр, представления. Получайте эстетическое наслаждения от просмотров спектаклей.

Напишите, на каких спектаклях в последнее время вы были, что больше всего понравилось. Жду ваших комментариев.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...