Произведения написанные радищевым. Михаил жижка - радищев


А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.

Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Лучшими из его лирических стихотворений являются ода «Вольность» и «Осьмнадцатое столетие», в которых поэт стремится осмыслить движение истории, уловить ее закономерности. Ода «Вольность». Она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет. Начинает свою оду Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы. В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции, о казни английского короля. Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя. Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

34. Идейно-тематическое своеобразие «путешествия из Петербурга в Москву». Своеобразие жанра и жанровый состав.


На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян. Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

35. Система образов и образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» Проблема художественного метода в произведении.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.

«Путешествие» - одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, - самое ценное качество человека.

На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события.Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян.

радищев писатель революционный публицистический

Русский мыслитель, писатель. «Отец и мать, естественно, дали сыну образование - в 13-15 лет он уже знал Вольтера, Руссо, владел несколькими языками. Такие люди поначалу были очень нужны Екатерине II, и юный Александр Радищев вскоре попадает в число её пажей. То была должность, о которой мечтали сотни дворянских фамилий; многие затем занимали государственные посты, делались губернаторами, министрами. У нас нет никаких данных, говорящих о том, будто Александр Радищев с первых минут возненавидел Екатерину, стал мечтать о революции или о чем-нибудь подобном: наоборот, умная, просвещённая императрица, по всей видимости, ему импонировала, вызывала желание помогать в деле усовершенствования России. Вместе с несколькими другими способными дворянскими юношами Радищева отправляют затем в Лейпциг, для достижения высочайших ступеней знания, необходимых государству. В Германии он становится европейски просвещённым человеком (кстати, именно в эти годы в Лейпцигском университете обучается и Гёте). 22-летний Радищев возвращается в Россию, быстро продвигается по службе, награждается орденом и затем возглавляет главную в империи петербургскую таможню. Люди, занимавшие подобные места, обычно легко сколачивали миллионное состояние, и, возможно, поэтому за Радищева охотно отдали Анну Рубановскую, знатную девицу, обучавшуюся в Смольном институте, которому, как известно, особо покровительствовала Екатерина II. Миллионером Радищев, однако, не стал, так как служил с честностью, для России столь необычной, что вызывал гнев и недоумение большинства чиновников. Служба зато позволила ему познакомиться с разными сферами русской жизни, разгадать механизм бюрократического всевластия, стать свидетелем публичной продажи крестьян, тяжкого обряда насильственного превращения их в солдаты (лишь половина здоровых молодых мужчин доживала до конца 25-летней службы). Свое негодование, которым Радищев делился с несколькими друзьями (в их числе Алексей Кутузов), он пытался смягчить надеждами на то, что просвещение со временем всё улучшит. Внезапно он теряет любимую жену и теперь отвечает за будущность четверых детей-сирот... Однако именно тогда, когда обстоятельства, казалось бы, допускали лишь бунт внутренний, Радищев находит, что это было бы бесчестно и безнравственно. Свою главную книгу он пишет в течение почти 20 лет, в 1770-1790-х годах». Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 104-105. Книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Н. Радищев завершил в мае 1790 года. «Июньским днём 1790 года в книжной лавке петербургского купца Зотова выставлено на продажу 26 экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву»; имени автора на титульном листе не было. Сверх того ещё несколько экземпляров Радищев разослал друзьям и нескольким просвещённым вельможам: том был напечатан в домашней типографии тиражом примерно в 600 экземпляров. Несколько дней спустя по городу пошёл слух о странной, необыкновенно смелой книге. Полиция не успела спохватиться, как полицмейстера уже вызвали к царице. Книга лежала на столе Екатерины II, услужливо доставленная кем-то из придворных. Начав читать, царица сразу поняла, в чем дело, и потребовала разыскать автора... Экземпляр с пометами Екатерины II сохранился; царица сразу же отметила наиболее опасные места. Там, где автор взывает к освобождению крестьян, - она пишет на полях: «Никто не послушает!» Иначе говоря, дворяне не поддержат радищевскую идею. Чуть ниже Екатерина замечает: «Автор клонится к возмущению крестьян против помещиков, войск против начальства... Сие думать можно, что целит на французский развратный нынешний пример... Царям грозится плахою». Чем дальше, тем царица злее: прочитав строки о славных парижских ораторах, делает помету, явно относящуюся и к ненавистному ей французу, и к дерзкому русскому: «Тут помещена хвала Мирабо, который не единой, но многих виселиц достоин». Из записей императрицы мы видим, что у неё были три версии, объясняющие, почему столь благополучный, солидный человек повел себя так странно. Во-первых, сумасшествие; во-вторых, обида, что раньше, когда был пажом, имел доступ ко двору, а теперь не имеет. По третьей гипотезе, Радищев искал способ прославиться, получить писательскую известность. По совету опытных друзей Радищев соглашается с третьим объяснением: да, всё дело в ущемленном честолюбии... Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 107-108. Суд приговорил А.Н. Радищева за его книгу его к смертной казни, которую Екатерина II заменила на 10 лет ссылки в сибирский острог Илимск. Здесь им был написан философский трактат: «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором использовался приём параллельного изложения материалистических и атеистических воззрений (в первых двух книгах), идеалистических и религиозных (в двух последующих). Понимал ли Радищев, на что идёт? Из самого текста «Путешествия…» видно, что он думал об этом и видел в самоубийстве последний выход. Но, с другой стороны, Радищев, видимо, жил иллюзиями времён «Наказа» Екатерины II, верой в единомыслие императрицы и французских философов, на чьих освободительных идеях он сам вырос…. Сын писателя Павел Александрович писал в биографии отца: «Радищев говорил, что если бы он издал своё «Путешествие» за 10 или 15 лет до Французской революции, то он вместо ссылки скорее был бы награждён на том основании, что в его книге есть очень полезные указания на многие злоупотребления, неизвестные правительству». Биография А Н. Радищева, написанная его сыновьями, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1958 г., с. 98. По воцарении Александра I А.Н. Радищев получил полную свободу и вернулся в Санкт-Петербург. Привлечённый к работе Комиссии по составлению свода законов, А.Н. Радищев занимался разработкой проектов законодательных реформ. Включил туда предложения об уничтожения крепостного права, сословных привилегий, произвола властей. «Председатель комиссии граф Завадовский разгневался и пригрозил мечтателю повторной Сибирью. Мы ещё поговорим о так называемом «концлагерном синдроме», который в XX веке довёл до самоубийства целую плеяду писателей, прошедших через все круги земного ада и годы спустя погубленных страшными воспоминаниями (Тадеуш Боровский, Примо Леви, Пауль Целан и другие). Для Радищева оказалось достаточно одной угрозы повторного унижения. Он занервничал, стал всем говорить, что «до него добираются», и уже не мог думать ни о чём другом. Наутро, приняв лекарство от нервов, Радищев вдруг «схватывает большой стакан с крепкой водкой, приготовленною для вытравления мишуры поношенных эполет старшего его сына, и выпивает разом» (цитируется по П. Радищеву). Этого ему показалось мало, и он схватил бритву, чтобы зарезаться, но сын успел остановить его руку. «Я буду долго мучиться», - сказал на это писатель. Приехавший лейб-медик Виллье ничего не мог сделать, и после нескольких часов тяжких страданий Радищев скончался, открыв длинный мартиролог русских писателей-самоубийц».

Александр Николаевич Радищев легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги "Путешествие из Петербурга в Москву", над которой писатель работал около десяти лет.

Радищев -- первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев -- предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Об этом писал Ленин в статье «О национальной гордости великороссов»: «Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызвали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов...»

Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, -- помнили, что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться. Радищев принадлежал к наиболее радикальному крылу европейского просветительства. Еще в годы обучения в Лейпцигском университете, куда он был послан вместе с другими русскими студентами изучать юриспруденцию, Радищев познакомился с работами Монтескье, Мабли, Руссо. а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Васильевне Рубановой (у них родится четверо детей) . В 1777 г. Радищев -- на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому, успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение -- стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы “ Путешествия из Петербурга в Москву ” . 22 июля 1789 г. -- через несколько недель после начала Великой Французской революции -- петербургский обер-полицмейстер разрешает публикацию книги А. Н. Радищева. В январе -1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая -- начале июня она выходит тиражом около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф -- “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” -- символизировал ненавистное крепостное право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского “Телемахиада” . В поэме чудище было “тризевно” (с тремя глотками) . У Радищева -- “стозевно” . 25 июня 1790 г. экземпляр “Путешествия...” был на столе у Екатерины II. После смерти Екатерины II А. Н. Радищев был переведен в ссылку в Калугу, и лишь Александр 1 в 1801 -- 1802 гг. амнистировал его и разрешил вернуться в Петербург...

Еще в Сибири, в Илимском остроге, Радищев узнает о событиях Французской революции, о казни королевской четы, о страшной якобинской диктатуре, унесшей тысячи жизней, о взаимном истреблении якобинцами друг друга, о реакции, наконец, -- о появлении нового деспота, Наполеона. Ему революция виделась иной... Наступило жестокое разочарование: “Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство”

При императоре Александре 1 недавний ссыльный становится важной персоной, участвует в разработке законов империи -- и, тем не менее, внешнее благополучие отравлено тяжкими сомнениями. Писатель не выдерживает их -- кончает жизнь самоубийством.

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав "Путешествие", императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева". Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

После революции 1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости".

Дневник одной недели

Время написания этого произведения до сих пор остается спорным, так как оно было напечатано после смерти автора, в 1811 г., без указания даты. Рукопись также не сохранилась. . «Дневник одной недели» по жанру и содержанию -- один из ранних в России образцов сентиментальной литературы. Он представляет собой одиннадцать коротких лирических записей, наполненных горестными сетованиями автора по поводу отъезда из Петербурга его друзей. Читателям, привыкшим судить о творчестве Радищева по его «Путешествию», по его публицистике, «Дневник одной недели» может показаться чужеродным среди остро-политических произведений писателя. Но такое мнение ошибочно.

В «Дневнике одной недели» поведение человека в обществе еще не показано, но раскрыта его душа, способная к самоотверженной привязанности, а это -- надежная гарантия будущих гражданских добродетелей. Такое понимание дружбы помогает понять связь «Дневника» с другими произведениями Радищева, в первую очередь с «Житием Федора Васильевича Ушакова».

Житие Федора Васильевича Ушакова Это произведение вышло отдельной книжкой в 1789 г. за несколько месяцев до появления «Путешествия из Петербурга в Москву». Ф. В. Ушаков -- товарищ Радищева по Лейпцигскому университету, умерший в 1770 г. на двадцать третьем году жизни. Он был на несколько лет старше своих друзей и заметно выделялся среди них силой характера и жизненным опытом. Слово «житие» употреблено Радищевым не в традиционном, агиографическом значении, а в смысле «биография». Жанр, предложенный Радищевым, следует рассматривать как одно из явлений просветительской литературы. Он подсказан традицией дидактических произведений, в которых выводился молодой человек, свободный от окружающих его «предрассудков», сам выработавший свое мировоззрение и выбирающий свой жизненный путь.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в. Ее с полным основанием можно поставить в один ряд с такими образцами русской литературы XIX в., как «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.

Поэзия Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. «Радищев, -- писал Пушкин, -- будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение». Пушкин склонен был даже считать стихи Радищева «лучше его прозы». Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в котором к концу XVIII в. наблюдается окостенение поэтических форм, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Так, похвальные оды писались четырехстопным ямбом и десятистишными строфами. Поэмы и трагедии --шестистопным ямбом с парной рифмовкой (александрийскими стихами). «Парнас окружен ямбами, и рифмы стоят везде на карауле» (Т. 1 С. 353), -- жалуется один из героев «Путешествия» в главе «Тверь». Желая расширить ритмические возможности русской поэзии, он предлагает обратиться к стихам с трехсложными стопами, в частности к гекзаметру: «Но желал бы я, чтобы Омир (т. е. Гомер. -- П. О.) между нами не в ямбах явился, но в стихах, подобных его, ексаметрах» (Т. 1. С. 352). Интересом к гекзаметру объясняется и историко-литературная статья Радищева о «Тилемахиде» Тредиаковского -- «Памятник дактилохореическому витязю».

Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Эти теоретические положения Радищев стремился воплотить в собственных поэтических опытах.

Ода «Вольность» написана в период с 1781 по 1783 г., но работа над ней продолжалась до 1790 г., когда она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Полный ее текст появился лишь в 1906 г. Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет.

Александр Николаевич Радищев прославился как талантливый прозаик и поэт, но наравне с этим он был философом и занимал при дворе хорошую должность. В нашей статье представлена краткая биография Радищева (для 9 класса эта информация может быть весьма полезна).

Детство. Переезд в Москву

Александр Николаевич был сыном состоятельного помещика Николая Афанасьевича Радищева. Он родился в в селе Верхнем Облязове в 1749 году. Его отец был человеком культурным, поэтому он старался и сыну дать отличное образование. Матерью Радищева была Фекла Саввична. Она была из семьи московской дворянской интеллигенции. Ее девичья фамилия - Аргамакова.

Примечательно, что родители Радищева очень хорошо относились к своим крепостным, чему учили и сына. Детство Александра Николаевича прошло в Облязове. Известно, что их дом был богатым и большим, в нем всегда было много людей. У Радищева было четыре сестры и шесть братьев, дети на равных общались с крепостными, носились с ними по деревне. Воспитателем Радищева был, судя по всему, также крепостной, его имя - Петр Мамонтов. Радищев с любовью вспоминал, как дядька рассказывал сказки.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители отвезли его в Москву. Там он жил на попечении родственника матери. Наравне с хозяйскими детьми он обучался у профессора университета и учителя французского языка. Им был старый француз, бежавший из своей страны.

Окружение мальчика было необычным. Он слушал лекции передовых мыслителей, споры о крепостном праве, строительстве, образовании, бюрократии. Гости Аргамаковых были недовольны правительством Елизаветы, да и при Петре Третьем разрядки не случилось, наоборот, возмущение только росло. В такой среде рос Александр Николаевич.

Пажеский корпус

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его пожаловали в пажи. Это сделала Императрица Екатерина Вторая. За маленького Радищева похлопотали его родственники Аргамаковы.

До 1764 года Екатерина вместе с правительством находилась в Москве, где произошла коронация, а после вместе со своими пажами, в том числе и Радищевым, вернулась в Петербург.

Пажеский корпус не был "приличным" учебным заведением в те годы. Все мальчишки проходили обучение у одного лишь педагога - Морамбера, который был обязан показать им, как правильно прислуживать императрице на балах, в театре, в поездах.

Краткая биография Радищева, самое главное место в которой отведено его творческим успехам, не опишет тех переживаний мальчика, который из атмосферы серьезных разговоров и общественных интересов перенесся в придворную среду. Разумеется, он уже впитал всю ненависть к деспотии, лжи, лести, и теперь видел это все собственными глазами, и не где-нибудь, а во всем великолепии дворца.

Именно в Пажеском корпусе Александр Николаевич познакомился с Кутузовым, который станет его лучшим другом на многие годы. И хотя их пути впоследствии разойдутся, полководец не скажет ни одного дурного слова о Радищеве. Краткая биография последнего - прямое тому подтверждение.

В Лейпциге

Через два года после переезда в Петербург Радищев вместе с еще пятью юношами был отправлен в Германию, чтобы обучаться в университете. Екатерина Вторая хотела, чтобы они стали образованными юристами и служили в судебной части.

Постепенно их маленькая группа росла. Например, в Лейпциг прибыл Федор Ушаков, бывший на тот момент молодым чиновником. Он оставил службу ради университетских знаний. Федор был самым старшим и быстро стал лидером группы юношей.

Радищев провел на чужой земле почти пять лет. Все это время он усердно занимался и почти получил медицинское образование, но все же литература привлекала его больше всего. Краткая биография Радищева указывает на его интерес к зарождающемуся в Германии предромантическому направлению.

Страна была потрясена Семилетней войной, закончившейся совсем недавно, поэтому в обществе развивалось много идеологических идей, можно сказать, свободомысленных, если не революционных. И русские студенты находились в центре всего этого. Вместе с ними в университете учился Гете, они слушали лекции выдающегося философа Платнера, который был сторонником либерализма.

В Германии юношам жилось не очень хорошо, поскольку их начальник Бокум, приставленный императрицей, был настоящим самодуром и жадиной. Он отбирал у молодых людей все деньги, присланные на содержание. И тогда студенты решили взбунтоваться. Это решение вышло им боком, поскольку их арестовали и отправили бы под суд. Но вмешался русский посол.

Бокума уволили много позже, перед самым отъездом Радищева на родину.

Возвращение

Краткая биография Радищева упоминает, что в 1771 году он приехал в Петербург вместе с Кутузовым и Рубановским. Молодые люди были полны оптимизма и решительности, пропитавшись передовыми социальными идеалами, они хотели служить обществу.

Кажется, за годы, проведенные ими в Германии, императрица напрочь забыла о цели отправки пажей за границу. Радищева определили на работу в Сенат, протоколистом. Это вызвало в молодом человеке море возмущения, и вскоре он бросил службу.

В 1773 году он поступил в штаб генерала Брюса, где был назначен военным прокурором. Эта работа также не вдохновляла Александра Николаевича, но у него появилась отдушина. Благодаря своему обаянию и образованности он стал вхож в великосветские гостиные и кабинеты писателей. Александр Николаевич ни на минуту не забывал о своих литературных увлечениях. Даже очень краткая биография Радищева не способна умолчать о его творчестве. Да это и не нужно.

Литературный путь

Впервые Александр Николаевич обратился к литературному творчеству еще в Лейпциге. Это был перевод политико-религиозной брошюры. Но его молодой паж не закончил, поскольку в "Ведомостях" напечатали другой, менее острый отрывок.

В Петербурге он познакомился с издателем журнала "Живописец" Новиковым. Вскоре там появился очерк под названием "Отрывок путешествия", но напечатан он был анонимно. Краткая биография Радищева, самое главное в которой - всегда на поверхности, подтверждает тот факт, что писатель почти никогда не указывал своего имени на произведениях.

В "Отрывке" была ярко показана жизнь крепостной деревни, со всеми ее мрачными событиями. Разумеется, верхушке власти это не понравилось, а помещики были оскорблены. Но ни автор, ни издатель не испугались. И вскоре в том же журнале была опубликована статья "Английская прогулка", защищающая предыдущее издание. А потом и продолжение "Отрывка".

Собственно, с этой публикации и начался трагический творческий путь Радищева.

Много Александр Николаевич занимался переводами, которые также издавал Новиков. По приказу Екатерины им была переведена книга "Размышление о греческой истории" Мабли. Но в конце он оставил несколько своих пометок, тем самым вступая с автором в полемику, а также несколько определений (в том числе и слова "самодержавие").

В 1789 году в свет вышла книга "Житие Ф. Ушакова", которая подняла много шума. Она опять таки была издана анонимно, но никто не сомневался в авторстве Радищева. Все замечали, что в книге много опасных выражений и мыслей. Однако власти проигнорировали ее выход, что послужило для писателя сигналом к дальнейшим действиям.

Краткая биография Радищева для 9 класса не столь содержательна, но и в ней отмечено, что творчеством этого человека были недовольны не только власти, но и члены Российской Академии, и многие дворяне.

Радищев не успокаивался. Он хотел каких-то радикальных действий. Поэтому стал выступать в Обществе друзей словесных наук, куда входили многие литераторы, а также моряки и офицеры. И добился своего: его речам внимали.

Общество стало выпускать журнал "Беседующий гражданин", где печатались произведения, проникнутые радищевскими идеями. Там же была опубликована статья самого философа, больше похожая на ("Беседа о том, что есть сын Отечества). К слову, ему пришлось очень постараться, чтобы ее отправили в печать. Даже его единомышленники понимали, насколько это может быть опасно.

Писатель, казалось, и сам не замечал, как над ним сгущались тучи. Но это четко описывает биография. Радищев Александр Николаевич, творчество которого сослужило ему недобрую службу, оказался под прицелом властей. Масла в огонь подлила его следующая публикация.

"Путешествие из Петербурга в Москву"

Краткая содержит один удивительный факт. Его главное произведение без проблем прошло цензурную проверку. Казалось бы, это невозможно, но так и было. Все дело в том, что обер-полицмейстер Управы благочестия просто поленился читать его. Увидев название и оглавление, он решил, что это просто путеводитель. Книга печаталась в домашней типографии автора, поэтому о ее содержании никто не знал.

Сюжет довольно прост. Некий путешественник едет из одного населенного пункта в другой и, проезжая мимо деревень, описывает увиденное. В книге очень громко критикуется самодержавная власть, рассказывается об угнетенных крестьянах и вседозволенности помещиков.

Всего было отпечатано шестьсот экземпляров, но в продажу попало только двадцать пять. Еще долго к продавцу ходили читатели, желающие подержать в руках революционное издание.

Разумеется, такое произведение не могло не найти отклика ни у читателей, ни у правящей верхушки. Императрица сравнила писателя с Пугачевым, причем выиграл в сравнении именно бунтовщик.

Были помимо властей и другие персоны, не оценившие труд Радищева. Например, Пушкин отозвался о книге очень холодно, заметив, что это "посредственное произведение", написанное "варварским слогом".

Арест и ссылка

По Радищев был арестован. Это произошло 30 июня 1790 года. По официальным документам, причиной задержания было только авторство "Путешествия". Но, поскольку императрица давно знала о характере идей и деятельности своего подданного, к делу были приобщены и прочие его литературные работы.

Из-за связи с опальным было разогнано Общество друзей. Расследование поручили главе тайной полиции Степану Шешковскому, который являлся личным палачом императрицы. Об этом как-то узнал Александр Николаевич Радищев. Краткая биография (9-классники рассматривают эту тему в рамках школьной программы) указывала на тот факт, что оставшиеся экземпляры книги были уничтожены лично автором, который по-настоящему испугался.

Радищева заточили в Петропавловскую крепость. Он избежал ужасных пыток лишь потому, что сестра его жены отнесла все свои драгоценности палачу. Когда "бунтовщик" понял, как опасна та игра, в которую он ввязался, его обуял ужас. Над ним нависла угроза смертной казни, над его семьей - клеймо предателей. Тогда Радищев стал писать письма с покаянием, правда, не очень искренним.

От писателя добивались того, чтобы он назвал имена соучастников и единомышленников. Но Радищев не произнес ни одного имени. По итогам суда, 24 июля был вынесен смертный приговор. Но поскольку писатель был дворянином, требовалось утверждение всех государственных структур. Его Радищев прождал до 19 августа. Но по каким-то причинам казнь все откладывалась, а 4 сентября Екатерина заменила повешение ссылкой в Сибирь.

Информацией о десяти годах, проведенных в Ильменском остроге, могла бы пополниться его краткая биография. Александр Радищев, писатели-друзья которого отвернулись от ссыльного, прожил там только шесть лет. В 1796 году император Павел, известный своей конфронтацией с матерью, освободил писателя. А 1801 году его амнистировали.

Последние годы

Александр Первый вызвал писателя в Петербург и назначил его на должность в Комиссию по составлению законов.

После ссылки Радищевым было написано несколько поэм, но он уже не получал удовольствия от литераторства. Ему было трудно заглушить в себе свободолюбивые мысли. К тому же жизнь в Сибири очень подорвала его здоровье, он был уже немолод и несчастен. Возможно, все эти моменты и заставили писателя уйти из жизни.

Краткая биография Радищева содержит сведения о том, что существуют два варианта его гибели. Первый связан с работой. Якобы он предлагал ввести законы, уравнивающие права граждан, и председатель сделал ему выговор, пригрозив Сибирью. Александр Николаевич принял это близко к сердцу и отравился.

Вторая версия гласит, что он по ошибке выпил стакан царской водки и умирал на глазах своего сына. Но в похоронных документах в качестве причины гибели указана естественная смерть.

До наших дней могила писателя не сохранилась.

Судьба литературного наследия

Вплоть до ХХ века книг писателя было не найти. Он был известен лишь как житель ("земляк") Пензенской области - Радищев. Писатель, биография (краткая в изложении, но такая богатая событиями) которого была очень трагичной, не был по достоинству оценен современниками. Все его книги сожгли. Лишь в 1888 году в России вышел небольшой тираж "Путешествия". А уже в 1907 году - собрание сочинений прозаика и поэта.

Семья

Писатель был женат дважды. С первой женой Анной Рубановской у него было четверо детей. Но женщина умерла во время родов последнего сына Павла. Присматривать за оставшимися без матери детками согласилась сестра Анны Екатерина.

Она-то и стала второй супругой Радищева, последовав за ним в ссылку. В их браке были рождены еще трое детей. По дороге обратно в Петербург Екатерина заболела и умерла. Эту потерю тяжело переживали все дети и Радищев.

Краткая биография и творчество писателя по-настоящему драматичны. Несмотря на все события его жизни, он не отказал от своих взглядов и следовал им до последнего вздоха. В этом и проявляется сила человеческого духа!

Выбор редакции
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...

Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...

Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...

Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...
Лидирующее место среди горячих закусок по праву занимают фаршированные грибы. Они оригинально сочетаются как с алкогольными напитками,...
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...
Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...