Шедевры мировой культуры. Гератские миниатюры. Вклад русского гения в мировую культуру


Творчество гениев - вехи в развитии мировой культуры, вершины ее достижений на каждом этапе исторического прогресса. В этом творчестве воплотилось все самое ценное и значительное, составляющее достижения человечества в науке и искусстве, в мышлении и практической деятельности. По их идеям, произведениям, поступкам мы судим о том, к чему стремились люди той или иной эпохи, каким было их мировоззрение, что представляли собой их цели, идеалы, вкусы, нравственный мир. Созданное ими дает сконцентрированный образ эпохи, цельно выраженный в творчестве одной личности, живое представление об историческом времени во всем богатстве его разнообразных черт. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности. То же самое можно сказать о творчестве Маркса, Аристотеля, Ибн Сины, Шота Руставели, Гегеля, Дарвина, Толстого. «В Достоевском открывается тайна России», - писал Н. Бердяев.

Сделанное гениями своей глубиной и удивительным совершенством, а часто и объемом захватывает и поражает воображение смертных, оно кажется сверхъестественным, чудом. Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Сравнение гениев с богами, а совершенства и красоты их творений с совершенством природы - обычное явление в народных легендах и повествованиях. Великие умельцы, искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа. Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками.

Глубина и блеск их ума, мастерство рук, исключительность замыслов и артистичность их исполнения, неиссякаемая энергия, как недоступный идеал, манили, привлекали и тревожили людей, разжигали их фантазию, понуждали к размышлению. Но не только высота мысли, ее неожиданный поворот, совершенство ее формы и непостижимое трудолюбие вызывали интерес людей.

Им импонировали также смелость идей и бесстрашие дел великих умов, ниспровержение ими догм и казавшихся незыблемыми традиций, общественных табу и непререкаемых авторитетов. Гениев нередко объявляют чуть ли не виновниками всех бед человечества, родоначальниками всех тлетворных идей.

Интерес к гению - не обычное проявление любопытства к необычному явлению. Это выражение человеческого восхищения и гордости за людей, достигших вершин в творческой деятельности и потому служащих блестящим примером созидательных возможностей человека. Не каждому дано стать гением. Но каждый может в нем найти понятное, близкое - то общечеловеческое, что представляет высший цвет природы. Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек - это гордость человечества. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», - писал Белинский.

Сегодня, когда философы, психологи, кибернетики, биологи, медики размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, чтобы создать оптимальные возможности для развития лучших его качеств, гений, как одна из реальных моделей его совершенства, становится предметом все большего интереса.

Гений всегда будет интересен тем, что решал обычные и сложные задачи, частные и общечеловеческие лучше, мудрее, результативнее; что он часто опережал эпоху, первым постигал сущность изменений и предвидел их развитие. Этим опыт гениев бесценен, их творчество поучительно для всех. Оно непреходяще. «Воспоминания о великих людях так же полезны, как их присутствие», - говорил еще Сенека.

Гений полностью не заменим нигде - ни в науке, ни в искусстве. Правда, так называемые «мозговые атаки» - массовый штурм научной проблемы силами целых групп, лабораторий - ускоряет часто решение очень сложных задач. Представить же, чтобы 10-15 писателей по заданному сюжету сочинили «Гамлета», а два десятка поэтов - «Фауста», сверхнаивно.

Гений - это умение проявлять универсализм в каждом ответственном творческом моменте, выразить «бесконечное в конечном», направить в нужный момент весь творческий потенциал в едином направлении.

И если это им удается, то на свет появляются творения, которые человечество называет шедеврами, что переживают века. И всюду где появляются эти творения, люди благоговейно думают о том, что им выпало счастье прикоснуться к гениальному. Это счастье настолько полно, настолько велико, что сравниться с ним просто нечему.

Совсем недавно прошла масштабная культурная акция «Ночь Искусств», в которой приняла участие и Центральная библиотека им. А. С. Пушкина. В канун этой акции культуре и искусству уделяется, как правило, особенно много внимания. На мой взгляд, об искусстве и культуре следует говорить не только в канун каких-то крупных дат и праздников, но и просто так, – считает библиотекарь отдела научно-популярной литературы Юлия Новикова. – Предлагаю сегодня познакомиться поближе не просто с талантливыми людьми, а людьми гениальными, которым удалось оставить неизгладимый след как в науке, так и в искусстве одновременно.

Наверное, у большинства самая первая ассоциация о феноменально гениальном человеке связана с М.В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки. Так оценил научное наследие гениального ученого С. И. Вавилов. С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела, стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии. Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его всеобъемлющий талант. М.В. Ломоносов, по образному выражению А. С. Пушкина, был «первым нашим университетом». Сегодня Ломоносову, которого часто сравнивают с Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения, исполняется 305 лет!


Родился русский Леонардо в 1711 году в Архангельской губернии, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В свое время отец учился в Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от отца страсть к чтению. Михайло получил достаточное образование для тех мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и английского языка. В Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Гениальный ученый был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом-реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. Ломоносов написал грамматику русского языка ("Российская грамматика",1755) и первую риторику на русском языке. "Российская грамматика" стала самым популярным учебным пособием в 18 веке. На ней воспитывались многие русские учёные.

Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия».

Ломоносов внёс свою лепту и в развитие отечественной истории. Он одним из первых обратился к истории становления древнерусского государства . Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Его сочинение "Древняя Российская история" (1766) пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом, была переведена на другие языки.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов все усилия направил на составление нового "Атласа российского", основанного на точных географических данных. Для получения сведений Ломоносов разрабатывает анкету "Географические запросы" и добивается её рассылки во все губернии России. Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом – новые, более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы.

Далеко опережая современную науку, Михаил Васильевич первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды.

Взгляды великого ученого значительно опередили его время. Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряженного труда и огромной исследовательской работы стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим ученым были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба». Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич был не только успешным ученым, но и счастливым семьянином. Как отмечают современники, он очень любил свою жену Елизавету Цильх, восхищался ей. Им до последнего дня удалось сохранить душевную близость. В браке у них родилась дочь Елена. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский гений . Наверное, сложно сразу сказать, в чем Леонардо да Винчи преуспел больше: в науке или искусстве? Живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Свою юность Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в те годы был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у Леонардо да Винчи была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Здесь он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера и попал учеником в мастерскую к Верроккио. Верроккио поступил очередной заказ, нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Верроккио

Позже Леонардо пришлось переехать в Милан, где он стал особенно много внимания уделять анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи. В этот же миланский период, работая при дворе, сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Можно долго перечислять изобретения, творения, достижения Леонардо да Винчи. Наверное, в каждом разделе библиотечного фонда, будь то естественные науки, философия или техника, можно найти по удивительной книге о Леонардо да Винчи.

При всей своей феноменальной гениальности Леонардо да Винчи не удалось создать семью, а что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – талантливый композитор и известный химик. Его разносторонняя и плодотворная деятельность оставила яркий след в истории мировой культуры.

«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – эти слова принадлежат современникам Бородина. А современниками были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. Е. Репин, Д. И. Менделеев, М. П. Мусоргской и др.

Конечно, не все сферы приложения творческих сил Бородина равнозначны. В историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, участник «Могучей кучки», создатель оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии, утвердивших эпическое направление в русской музыке.

Не менее известен Бородин и как ученый-химик. В 1856 г. А. П. Бородин, под руководством выдающегося химика Н. Н. Зинина, с похвальным листом окончил Медико-хирургическую Академии. А уже через три года, в 1858 г., ему после успешной защиты докторской диссертации «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях» присуждается ученая степень доктора медицины. Научная деятельность А. П. Бородина высоко подняла авторитет отечественной химии.

Подобно лучшим, передовым представителям XIX века Бородин не замыкался в кругу только творческих интересов – будь то искусство или наука. Как величайший долг перед обществом рассматривал он свою деятельность в области женского медицинского образования, а также в работе Русского химического общества, Общества русских врачей и в ряде других.

В делах семейных жизнь Бородина сложилась не так радужно, как в искусстве и творчестве. Александр Порфирьевич женился весной 1963 года на Екатерине Сергеевне Протопоповой, однако детей в семье так и не появилось. Бородин скончался скоропостижно от инфаркта в возрасте 53 лет.


Льюис Кэрролл (1832-1898) – математик с детской душой. Уже с юных лет Л.Кэрролл демонстрировал свои выдающиеся математические способности. Л.Кэрролл после окончания школы поступил в престижный колледж Оксфордского университета, выиграл стипендию, удостоился отличия первого класса и уже юношей был назначен лектором по математике Оксфорда. Много времени Кэрролл уделял исследовательской работе по математике: он издал «Аналитический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Евклид и его современные соперники», а также «Математические курьезы» и «Символическую логику».

Однако, как чаще всего бывает в истории науки, долгое время считалось, что математическое наследие Кэрролла несущественно, т.к. основывалось лишь на нескольких учебниках; но в последнее время к математическим находках автора, ранее невостребованным, обращается все больше внимания. Многие достижения Льюиса в области математической логики намного опередили свое время. Кэрролл разработал графический метод решения логических задач – более удобный, чем пресловутый способ Эйлера или Венна. С искусством сравнивали способность Кэрролла решать так называемые сориты (сорит по-гречески «куча») – логические задачи, представленные цепочкой силлогизмов, у которых заключение одного силлогизма служит посылкой другого.

Интересным фактом является и то, что свои математические труды Л. Кэрролл подписывал своим настоящим именем Чарльз Доджсон, и только литературные пробы – псевдонимом. Как мы помним, наиболее известными произведениями Кэрролла являются его «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», но мало кто знает, что и многие свои математические изыскания автор посвящал детям. Так, в сборнике для детей «Логическая игра» автор разработал стратегию игры в «Пятнашки», а также представил огромное количество логических задач, например: в данный треугольник вписать такой шестиугольник, чтобы его противоположные стороны были равны и параллельны, три из них лежали на сторонах треугольника, а диагонали пересекались в заданной точке внутри треугольника.

Несмотря на то, что Л. Кэрроллу удалось достичь высот как в науке, так и в искусстве, в личной жизни добиться ничего не удалось. Л. Кэрролл умер в возрасте 65 лет, так и не связав свою жизнь ни с одной женщиной.

Друзья, я предлагаю Вам вспомнить еще выдающихся гениев науки и талантливых людей одновременно и рассказать о них кратко в комментариях!

А также напоминаю, что в отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина проходит одноименная выставка, на которой представлены удивительные книги о названных гениях. Ждем Вас в часы работы библиотеки!

Читайте больше – ведь знаний много не бывает!


Юлия Новикова, библиотекарь отдела научно-популярной литературы

Мировая культура, выступая в качестве явления общественной жизни, представляет интерес для множества наук. Этот феномен исследуют социология и эстетика, археология, этнография и прочие. Далее разберемся, что собой представляет мировая культура.

Общие сведения

Следует начать с определения Термин весьма многозначен. В специальных и художественных изданиях можно встретить достаточно много толкований этого понятия. В обычной жизни под культурой понимают уровень воспитанности и образованности человека. В эстетическом смысле этот феномен непосредственно связан с многочисленными произведениями народного творчества и профессионального искусства. В общественной жизни применимы также определения речевой, политической, мыслительной, производственной культуры.

Прежние понятия

Марксистская философия

В 19-м столетии понятие "мировая культура" стало применяться как характеристика творческого потенциала человека и комплекса результатов его деятельности. Марксизм подчеркивал обусловленность культуры определенным производственным способом. Считалось, что она всегда имела конкретный характер: буржуазная, первобытная и т. д. Марксизм исследовал разные проявления: политическую, трудовую и прочие культуры.

Понимание Ницше

Философ стремился довести традицию критики феномена до предела. Он рассматривал культуру только в качестве средства порабощения и подавления человека при помощи правовых и прочих норм, запретов, предписаний. Тем не менее философ считал, что это необходимо. Объяснял он это тем, что человек сам по себе является существом антикультурным, властолюбивым и природным.

Теория Шпенглера

Он отрицал мнение о том, что история мировой культуры сочетается с прогрессом. По мнению Шпенглера, она распадается на несколько неповторимых и независимых организмов. Эти элементы не связаны между собой и проходят закономерно несколько последовательных этапов: возникновение, расцвет и умирание. Шпенглер считал, что единой мировой культуры нет. Философ выделял восемь русско-сибирскую, западноевропейскую, византийско-арабскую, греко-римскую, китайскую, индийскую, египетскую. Они рассматривались как существующие независимо и самостоятельно.

Современное понимание

Мировая культура - явление многообразное. Она формировалась в разных условиях. Современное понятие феномена весьма многолико, поскольку включает в себя основы мировых культур. Развитие каждого народа уникально. Культура той или иной нации отражает в себе ее судьбу и исторический путь, ее положение в обществе. Однако, несмотря на такую многоликость, это понятие единое. Большой вклад в мировую культуру внес капиталистический рынок. В течение нескольких столетий она разрушила национальные перегородки, сложившиеся в средневековье, превратив планету в "один дом" для человечества. Особое значение для мировой культуры имело открытие Колумбом Америки. Это событие активно способствовало устранению обособленности народов и стран. До того момента взаимодействие культур представляло собой процесс более локальный.

Основные тенденции развития

В XX веке произошло резкое ускорение сближения национальных и региональных культур. На сегодняшний день определяются две тенденции развития этого комплекса. Первой из них следует считать стремление к неповторимости и своеобразию, сохранению "лица". Наиболее очевидно это проявляется в фольклоре, литературе, языке. Второй тенденцией считается взаимопроникновение и взаимодействие разных культур. Это становится возможным благодаря использованию эффективных средств связи и коммуникаций, активному торгово-экономическому обмену, а также наличию общих управленческих структур, контролирующих данные процессы. К примеру, при ООН действует ЮНЕСКО - организация, ответственная за решение вопросов науки, образования, культуры. В итоге процесс развития принимает целостный вид. На основе культурного синтеза образуется общепланетарная единая цивилизация, обладающая глобальной мировой культурой. Человек при этом является ее творцом. Так же как и культура способствует развитию людей. В ней люди черпают опыт и знания предшественников.

Мировые религиозные культуры

Это явление включает в себя множество систем. Они сформировались на национальной почве, связаны с древними верованиями и народными традициями, языком. Те или иные верования были ранее локализованы в определенных странах. Основы мировых религиозных культур тесно связаны с национальными и этническими особенностями народов.

Иудаизм

Эта религия возникла у древних евреев. В начале второго тысячелетия этот народ расселился по Палестине. Иудаизм - одна из немногих религий, сохранившаяся до настоящего времени практически в неизмененной форме. Это верование знаменует переход к единобожию от многобожия.

Индуизм

Эта форма религии считается одной из наиболее распространенных. Она возникла в первом тысячелетии нашей эры. Она явилась результатом соперничества между джайнизмом, буддизмом (молодыми религиями) и брахманизмом.

Верования в Древнем Китае

Наиболее распространенными в прежние времена были такие религии, как По поводу первой по сей день ведутся споры. Несмотря на то что существует достаточно много признаков, позволяющих считать конфуцианство религией, многими оно таковой не признается. Особенностью его является отсутствие касты жрецов и исполнение обрядов чиновниками правительства. Даосизм считается традиционной религиозной формой. Она предусматривала наличие иерархической прослойки жрецов. Основу религии составляли магические заклинания и действия. Даосизм являет собой более высокий уровень развития сознания. В данном случае религия приобрела наднациональный характер. В рамках данной формы верования смешаны представители разных языков, народов. Они могут как географически, так культурно находиться довольно далеко друг от друга.

Буддизм

Эта древнейшая мировая религиозная культура возникла в V в. до н. э. Количество верующих составляет несколько сотен миллионов. Согласно древнейшим записям, в качестве основателя выступает принц Индии Сиддхартха Гаутама. Он получил имя Будда. В качестве основы этой религии выступает нравственное учение, при помощи которого человек может стать совершенным. Изначально заповеди в буддизме предполагают негативную форму и имеют запрещающий характер: не брать чужого, не убивать и прочее. Для тех, кто стремится стать совершенным, эти предписания становятся абсолютными истинами.

Христианство

Эта религия считается сегодня наиболее распространенной. Верующих насчитывается более миллиарда. В качестве основы используется Библия, включающая в себя Старый и Новый Заветы. Наиболее важными культовыми обрядами считаются причащение и крещение. Последнее считается символом снятия с человека первородного греха.

Ислам

Эта религия исповедуется арабоязычными народами, большинством азиатов и населением Северной Африки. Главной книгой ислама считается Коран. Он представляет собой собрание записей поучений и изречений основателя религии Мухаммеда.

В заключение

Религия считается одной из основных форм нравственной системы. Внутри нее образуются истинные заповеди, которым человеку нужно следовать на протяжении своей жизни. Вместе с этим религия представляет собой социальный фактор, регулирующий взаимодействие между людьми. Это особенно важно для тех обществ, члены которых воспринимают свою свободу в виде вседозволенности.


Совсем недавно прошла масштабная культурная акция «Ночь Искусств», в которой приняла участие и Центральная библиотека им. А. С. Пушкина. В канун этой акции культуре и искусству уделяется, как правило, особенно много внимания. На мой взгляд, об искусстве и культуре следует говорить не только в канун каких-то крупных дат и праздников, но и просто так, – считает библиотекарь отдела научно-популярной литературы Юлия Новикова. – Предлагаю сегодня познакомиться поближе не просто с талантливыми людьми, а людьми гениальными, которым удалось оставить неизгладимый след как в науке, так и в искусстве одновременно.

Наверное, у большинства самая первая ассоциация о феноменально гениальном человеке связана с М.В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки. Так оценил научное наследие гениального ученого С. И. Вавилов. С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела, стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии. Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его всеобъемлющий талант. М.В. Ломоносов, по образному выражению А. С. Пушкина, был «первым нашим университетом». Сегодня Ломоносову, которого часто сравнивают с Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения, исполняется 305 лет!


Родился русский Леонардо в 1711 году в Архангельской губернии, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В свое время отец учился в Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от отца страсть к чтению. Михайло получил достаточное образование для тех мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и английского языка. В Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Гениальный ученый был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом-реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. Ломоносов написал грамматику русского языка ("Российская грамматика",1755) и первую риторику на русском языке. "Российская грамматика" стала самым популярным учебным пособием в 18 веке. На ней воспитывались многие русские учёные.

Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия».

Ломоносов внёс свою лепту и в развитие отечественной истории. Он одним из первых обратился к истории становления древнерусского государства . Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Его сочинение "Древняя Российская история" (1766) пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом, была переведена на другие языки.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов все усилия направил на составление нового "Атласа российского", основанного на точных географических данных. Для получения сведений Ломоносов разрабатывает анкету "Географические запросы" и добивается её рассылки во все губернии России. Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом – новые, более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы.

Далеко опережая современную науку, Михаил Васильевич первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды.

Взгляды великого ученого значительно опередили его время. Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряженного труда и огромной исследовательской работы стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим ученым были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба». Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич был не только успешным ученым, но и счастливым семьянином. Как отмечают современники, он очень любил свою жену Елизавету Цильх, восхищался ей. Им до последнего дня удалось сохранить душевную близость. В браке у них родилась дочь Елена. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский гений . Наверное, сложно сразу сказать, в чем Леонардо да Винчи преуспел больше: в науке или искусстве? Живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Свою юность Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в те годы был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у Леонардо да Винчи была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Здесь он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера и попал учеником в мастерскую к Верроккио. Верроккио поступил очередной заказ, нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Верроккио

Позже Леонардо пришлось переехать в Милан, где он стал особенно много внимания уделять анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи. В этот же миланский период, работая при дворе, сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Можно долго перечислять изобретения, творения, достижения Леонардо да Винчи. Наверное, в каждом разделе библиотечного фонда, будь то естественные науки, философия или техника, можно найти по удивительной книге о Леонардо да Винчи.

При всей своей феноменальной гениальности Леонардо да Винчи не удалось создать семью, а что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – талантливый композитор и известный химик. Его разносторонняя и плодотворная деятельность оставила яркий след в истории мировой культуры.

«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – эти слова принадлежат современникам Бородина. А современниками были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. Е. Репин, Д. И. Менделеев, М. П. Мусоргской и др.

Конечно, не все сферы приложения творческих сил Бородина равнозначны. В историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, участник «Могучей кучки», создатель оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии, утвердивших эпическое направление в русской музыке.

Не менее известен Бородин и как ученый-химик. В 1856 г. А. П. Бородин, под руководством выдающегося химика Н. Н. Зинина, с похвальным листом окончил Медико-хирургическую Академии. А уже через три года, в 1858 г., ему после успешной защиты докторской диссертации «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях» присуждается ученая степень доктора медицины. Научная деятельность А. П. Бородина высоко подняла авторитет отечественной химии.

Подобно лучшим, передовым представителям XIX века Бородин не замыкался в кругу только творческих интересов – будь то искусство или наука. Как величайший долг перед обществом рассматривал он свою деятельность в области женского медицинского образования, а также в работе Русского химического общества, Общества русских врачей и в ряде других.

В делах семейных жизнь Бородина сложилась не так радужно, как в искусстве и творчестве. Александр Порфирьевич женился весной 1963 года на Екатерине Сергеевне Протопоповой, однако детей в семье так и не появилось. Бородин скончался скоропостижно от инфаркта в возрасте 53 лет.


Льюис Кэрролл (1832-1898) – математик с детской душой. Уже с юных лет Л.Кэрролл демонстрировал свои выдающиеся математические способности. Л.Кэрролл после окончания школы поступил в престижный колледж Оксфордского университета, выиграл стипендию, удостоился отличия первого класса и уже юношей был назначен лектором по математике Оксфорда. Много времени Кэрролл уделял исследовательской работе по математике: он издал «Аналитический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Евклид и его современные соперники», а также «Математические курьезы» и «Символическую логику».

Однако, как чаще всего бывает в истории науки, долгое время считалось, что математическое наследие Кэрролла несущественно, т.к. основывалось лишь на нескольких учебниках; но в последнее время к математическим находках автора, ранее невостребованным, обращается все больше внимания. Многие достижения Льюиса в области математической логики намного опередили свое время. Кэрролл разработал графический метод решения логических задач – более удобный, чем пресловутый способ Эйлера или Венна. С искусством сравнивали способность Кэрролла решать так называемые сориты (сорит по-гречески «куча») – логические задачи, представленные цепочкой силлогизмов, у которых заключение одного силлогизма служит посылкой другого.

Интересным фактом является и то, что свои математические труды Л. Кэрролл подписывал своим настоящим именем Чарльз Доджсон, и только литературные пробы – псевдонимом. Как мы помним, наиболее известными произведениями Кэрролла являются его «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», но мало кто знает, что и многие свои математические изыскания автор посвящал детям. Так, в сборнике для детей «Логическая игра» автор разработал стратегию игры в «Пятнашки», а также представил огромное количество логических задач, например: в данный треугольник вписать такой шестиугольник, чтобы его противоположные стороны были равны и параллельны, три из них лежали на сторонах треугольника, а диагонали пересекались в заданной точке внутри треугольника.

Несмотря на то, что Л. Кэрроллу удалось достичь высот как в науке, так и в искусстве, в личной жизни добиться ничего не удалось. Л. Кэрролл умер в возрасте 65 лет, так и не связав свою жизнь ни с одной женщиной.

Друзья, я предлагаю Вам вспомнить еще выдающихся гениев науки и талантливых людей одновременно и рассказать о них кратко в комментариях!

А также напоминаю, что в отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина проходит одноименная выставка, на которой представлены удивительные книги о названных гениях. Ждем Вас в часы работы библиотеки!

Читайте больше – ведь знаний много не бывает!


Юлия Новикова, библиотекарь отдела научно-популярной литературы


АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

ФИДИЙ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Афинский Акрополь

Название Акрополь в Афинах

Дата создания V в. до н.э.

Вид искусства архитектура

Архитектурный стиль античная архитектура

Назначение выступал в роли религиозного святилища всей Аттики

Архитектурный облик Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмами Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже подплывающим к берегу кораблям. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Конструктивное решение в строительстве Акрополя Фидий применил ордерную систему, в которую входили три ордера: ионический, дорический и коринфский. Притом, при строительстве Эрехтейона он использовал не ордерную систему, а воспользовался кариотидами. Во всех храмах на Акрополе изображены фигуры богов, смешанных с людьми.

Материалы Все элементы конструкции Акрополя, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

Габариты ок.300 м в длину и 170 м в ширину

Фидий (ок.490 г. до н. э. Афины)

Основные произведения

  • Афина Промахос на Акрополе, ок.460 до н. э.
  • Зевс Олимпийский

Замысел произведения Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. В 447 руководство работами было поручено знаменитому скульптуру Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

437-432 Пропилеи и храм Ники Аптерос

421-406 Эрехтейон

448-432 Парфенон

Судьба произведения

Разрушение Многократно храмы на Акрополе перестраивались от частых воин.

Реконструкция После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя.

Сегодняшний облик Оставшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Многие рельефы и скульптуры находятся в музеях мира.

Интересные факты В 15 веке Парфенон превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, а Эрехтейон стал гаремом турецкой паши.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

КОЛИЗЕЙ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Колизей

(Амфитеатр Флавиев)

Краткие сведения о произведении

Название Колизей (Амфитеатр Флавиев).

Дата создания 75 – 80 гг. н.э.

Место постройки Италия, Рим

Вид искусства архитектура

Архитектурный стиль античная архитектура

Назначение в амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения

людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов.

Архитектурный облик Римский Колизей представлял собой огромную чашу со

ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной

стеной.

Конструктивное решение в плане Колизей – эллипс. Арена отделена высокой

стеной от мест зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, находились

места для зрителей, разделенные широкими проходами. Внутри шли четыре

яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая

ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами.

Материалы Колизей построен из туфа, наружные стены из более твердого

травентина, для сводов и стен использовались кирпич и бетон.

Габариты длина – 188 м., высота – 48,5 м., длина по окружности – 520 м.

История создания произведения

Замысел произведения в Колизее устраивали популярные в Риме зрелища - гладиаторские бои, бои с животными и даже морские сражения - навмахии (тогда арену заполняли водой). Кроме того, там проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.

Продолжительность и этапы строительства Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима. Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века - последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII–IX веку его полностью забросили.

Судьба произведения

Разрушение Постепенно Амфитеатр таял - его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери. Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке. Первым папой, которого тронула судьба Колизея, стал Бенедикт XVI. Он почитал его как место, где встретили смерть многие христианские мученики (хотя не все современные ученые с этим согласны), и в память об их страданиях установил в середине арены огромный крест, а рядом - несколько алтарей. Данные символы просуществовали до 1874 года.

Реконструкция И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование Колизея с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры. Эти работы позволили создать точную карту Амфитеатра и выявить места наибольшей деформации конструкции.

Сегодняшний облик Колизей и поныне так внушителен и неповторимо своеобразен, что всякий, входя туда, может, если захочет, увидеть на мгновение это исполинское здание таким, каким оно было, когда тысячи разгоряченных лиц были обращены к арене, а там среди вихрей пыли лилась потоками кровь и шла такая яростная борьба, описать которую бессилен язык человеческий. Но уже в следующий миг пустынность и мрачное величие этих развалин рождают в посетителе тихую грусть; и, быть может, никогда больше не будет он так взволнован и потрясен никаким другим зрелищем, не связанным непосредственно с его личными чувствами и переживаниями… Это самое внушительное, самое торжественное, величественное и мрачное зрелище, какое можно себе представить.

Интересные факты для возведения Колизея потребовалось осушить озеро. Он был

рассчитан на 50 000 зрителей. На арену можно было одновременно выпустить

3 000 гладиаторов. Размещение людей осуществлялось по социальному признаку:

места нижнего яруса для императора, его окружения, сенаторов; второго, третьего –

для всадников и римских граждан; четвертого – для вольноотпущенников. Система

галерей и множество входов помогали быстрому заполнению и освобождению здания.

Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах,

Укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий) . В глубоких

подвалах Колизея были помещения для гладиаторов, клетки для зверей.

Предварительный просмотр:

ПАРФЕНОН

ИКТИН И КАЛЛИКРАТ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Парфенон

Краткие сведения о произведении

Название Парфенон

Дата создания 447-438 гг. до н.э

Место постройки Греция, Афины

Вид искусства архитектура

Архитектурный стиль Античная архитектура

Назначение главный храм Акрополя, посвященный богине Афине

Архитектурный облик. Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7-59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9-19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9-19,2 м), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических.

Конструктивное решение. Все линии храма кажутся безупречно прямыми, потому что архитекторы учли особенности человеческого зрения: чтобы прямые линии не показались вогнутыми, их делали выпуклыми. Все линии Парфенона, все его плоскости изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы тонкими.

Материалы. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

Габариты. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9-69,5 м.

Иктин (вторая половина 5 в. до н.э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э. Крупнейший архитектор периода классики.

Основные произведения

  • Одеон Перикла в Афинах
  • Храм Аполлона в Басах, ок. 430 до н.э.

Калликрат (сер. 5 в. до н.э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор сер. 5 в. до н. э. Представитель периода классики

Основные произведения

  • Парфенон, Афины, V в. до н.э.
  • Храм Нике Аптерос, Афины, ок. 420 до н.э.

Фидий (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий скульптор периода высокой классики.

Основные произведения

  • Афина Промахос на Акрополе , ок.460 до н. э.
  • Зевс Олимпийский
  • Афина Парфенос, Афины, освящена в 438 году до н. э.
  • Скульптурное убранство Парфенона, Афины

История создания произведения

Замысел произведения. Парфенон - центр Афинского акрополя, один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный Афине, он обладает рядом уникальных особенностей. (Парфенон построен в виде периптера).

Продолжительность строительства. Постройка Парфенона продолжалась 16 лет и была закончена в 432году до н. э.

Судьба произведения

Разрушение. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал Христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона. В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью. Парфенон был переоборудован в мечеть. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. В Парфеноне Турки устроили пороховой склад. При его взрыве была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады. Венецианцы хотели увезти скульптуры как трофей, но они разбились, так как плохо держались после взрыва.

Реконструкция Реставрация храма началась в XIX столетии. Была восстановлена северная колоннада, и фронтонные скульптуры (слепки из цемента с добавлением цементной крошки). В 1950-х годах был отреставрирован пол храма.

Сегодняшний облик. Ныне от центрального объема осталась лишь западная стена. Из подлинных скульптур остались только две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене. Сегодняшний Парфенон, а точнее, его величественные руины- белого цвета.

Интересные факты. Сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.

Предварительный просмотр:

ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Краткие сведения о произведении

Название пирамиды в Гизе

Дата создания Vв. До н.э .

Место постройки Египет, Гиза

Вид искусства архитектура

Архитектурный стиль

Назначение гробницы фараонов

Архитектурный облик в ансамбль входят Сфинкс и три большие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Мекерина. Последняя имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Каждая пирамида включает заупокойный храм вверх по течению Нила и вниз по течению, а также соединяющий их коридор. Сфинкс представляет собой статую льва с человеческой головой.

Конструктивное решение три монумента расположены по диагонали, но таким образом, что ни один не заслоняет солнце другим.

Материалы камень

Габариты пирамида Хеопса самая большая: она квадратная, каждая ее сторона равна 250м. Каждый камень не меньше 10м. Имевшая вначале 146м высоты, сегодня она достигает лишь 137м, а на месте вершины образовалась площадка шириной 10м. Высота пирамиды Хефрена меньше, чем у предыдущей, но ее вершина находится на одинаковом с ней уровне, так как она стоит на более высоком месте. Пирамида Мекерина едва достигает 66м. Длина Сфинкса равна 73м.

(Дата и место рождения)

Образование

Годы творческой деятельности

Дата и место смерти

Основные произведения

  • (Название, место и дата постройки)

История создания произведения

Замысел произведения

Продолжительность и этапы строительства сначала потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды. Она потребовала 20 лет работы. Пирамида сначала была построена в виде большой лестницы, составленной из того, что одни называют зубцами, а другие ступенями. Такая форма позволяла поднимать остальные камни.

Судьба произведения

Разрушение ансамбль пирамиды Хеопса почти полностью разрушен, а ансамбль пирамиды Хефрена, напротив, в большей части сохранился.

Реконструкция не проводилась.

Сегодняшний облик сохранились до наших времен.

Интересные факты на пирамиде Хеопса есть надписи, в которых указано, сколько средств было израсходовано на приобретение хрена, лука и чеснока, чтобы прокормить рабочих. Сумма расходов доходила до 6000 талантов серебра, что составляет 40000кг.

Предварительный просмотр:

СТОУНХЕНДЖ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Стоунхендж

Краткие сведения о произведении

Название Стоунхендж

Дата создания 3500 - 1100г.г. до н.э.

Место постройки Великобритания, Англия

Вид искусства Архитектура

Архитектурный стиль Первобытное искусство

Назначение Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храмом Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж, выполняя роль астрономической обсерватории, позволяющей с большой точностью вести календарный счет дней, отмечать начало времени года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмении.

Архитектурный облик Стоунхендж представлял собой два кольцевых зала в центре, которого был установлен алтарь в виде подковы.

Материалы Для возведения комплекса доставлялись камни из каменоломни, которая находилась более чем за 300 километров от места строительства.

Габариты В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.

История создания произведения

Продолжительность и этапы строительства Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залам. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри». К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

Судьба произведения

Сегодняшний облик Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

Интересные факты Известный астроном Фред Хойл изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад. Согласно местной легенде, гигантские голубые камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ем у пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ (РУССКИЙ МУЗЕЙ)

ДАТА СОЗДАНИЯ 1819-1825гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В 1798 году Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Решение о начале строительства было принято императором Александром I. Архитектором строящегося Михайловского замка становится Карл Иванович Росси . Над проектом он начал работать с 1817 года, когда предполагалось устроить резиденцию великого князя сначала на месте дворца Воронцова , а затем - на месте дома Чернышёва . После решения о строительстве дворца на этом пустыре, Росси начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а строительство началось 26 июля. Михайловский дворец Росси связал с Невским проспектом новой Михайловской улицей, переходящей в Михайловскую площадь непосредственно перед дворцом. Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом - манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - Михайловский. Окончено строительство здания было к 1825 году.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Русский музей входит в ансамбль Михайловского дворца и Инженерного замка. Михайловский дворец стоит между Невским проспектом и Марсовым полем. Уже с Невского проспекта в перспективе улицы было видно, как над аркадой первого этажа прекрасный по пропорциям, великолепный портик с коринфскими колоннами, с богато украшенным скульптурой фронтона. Во всю ширь фасада расположена колоннада в двадцать стволов, упирающаяся в боковые выступы. Со стороны сада, в том же коринфском ордере в двенадцать колонн, дана лоджия поставленная между двумя массивными, увенчанными небольшими фронтонами. Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт - Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и других великих русских художников.

ДАТА СОЗДАНИЯ 1806-1819гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ С 1704 года на Адмиралтейском острове, находящемся на левом берегу Невы и ограниченном с южной стороны Мойкой, развернулось строительство верфи–Адмиралтейства - по чертежу самого Петра I. Вместе с Петропавловской крепостью она являлась основой архитектурной композицией города. В 1730-е годы страшный пожар опустошил центральную часть Санкт- Петербурга, и специально созданная комиссия приступила к разработке плана ее новой застройки. Архитектор Иван Коробов, оставив первоначальную общую П-образную планировку Адмиралтейства, заменил фахверковые корпуса каменными. В начале XIX века Андреян Захаров начал работать над созданием нового здания Адмиралтейства.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Новое Адмиралтейство замышлялось как своеобразный памятник русскому флоту, и потому центральный въезд в него был решен в виде триумфальной арки. Здание состоит из двух П-образных в плане корпусов-народного внешнего, предназначенного для Адмиралтейского ведомства, и внутреннего, где размещались мастерские. Мотив арки архитектор повторил в фасадах симметрично расположенных павильонов, обращенных к Неве. Скульптурное убранство Адмиралтейства объединено одной темой-прославлением мощи России. Перед главным въездом с двух сторон находятся монументальные фигуры нимф, поддерживающих небесные сферы (1812, скульптор Ф.Ф. Щедрин). Над аркой башни помещен горельеф “Заведение флота в России” (1812,скульптор И.И. Теребенев) длиной около 22 метров.

По проекту Ивана Коробова была построена башня со шпилем. Позднее архитектор Андреян Захаров увеличил высоту шпиля до 72м и увенчал его флюгером в виде трехмачтового фрегата.

ДАТА СОЗДАНИЯ 1819 - 1829

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Составленный Росси проект здания Главного штаба предусматривал соединение двух больших, расположенных по дуге зданий центральной триумфальной аркой. В правом (западном) крыле решено было разместить Главный штаб сухопутных войск, а в левом (восточном) – министерства иностранных дел и финансов. Строительные работы шли быстро 23 октября 1824 г. Росси рапортовал начальству, что весь огромный фасад уже готов. Как только были возведены крылья, между ними стали выкладывать арку . Триумфальная арка, задумывалась Росси как памятник героическим подвигам русского народа в освободительной Отечественной войне 1812 г .

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Арка – главное композиционно-пространственное ядро здания – усиливается сдвоенными коринфскими колоннами по бокам и аттиком со ступенчатым завершением. Венчает сооружение колесница Победы, запряженная шестеркой коней. Вся эта эффектная центральная композиция, по пропорциям приближающаяся к квадрату, с обеих сторон еще поддерживается четким вертикальным ритмом девятиколонных коринфских портиков. Насыщенное скульптурным декором монументальное решение центра и стройный ритм колонн портиков боковых крыльев особенно выразительны на фоне строгого нейтрального фасада, обращенного к площади. Массив устоев арки подчеркивает арматура – прекрасно скомпонованные горельефы из воинских доспехов и оружия. Над ними между колоннами – статуи воинов и арматура, а по бокам арки – горельефы в виде летящих фигур. Просто и вместе с тем так красиво скомпоновать полукилометровый фасад здания чрезвычайно трудно. Такой эффект при общем спокойном фоне создается активно выявленным центром, который создан дугой здания и мощной аркой совершенных пропорций.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Как рассказывали дочери Росси, архитектор вместе с рабочими поднялся в день открытия арки на самый верх. «Если арка упадет, я готов упасть вместе с ней», - сказал он при этом.

ДАТА СОЗДАНИЯ 1858 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Первоначально на Адмиралтейском лугу построили небольшую деревянную церковь, отличавшуюся скромностью архитектуры, характерной для первых зданий Петровской эпохи. Её сооружением Петр I решил увековечить день своего рождения – 30 мая, который совпал с днем празднования памяти святого Исаакия Далматского. 6 августа 1717 года на берегу Невы, приблизительно там, где теперь стоит памятник Петру I, при участии императора, высших сановников государства и духовенства закладывается вторая Исаакиевская церковь. В мае 1735 года от удара молнии возник пожар, довершивший начавшиеся разрушения.

15 июля 1761 года указом Сенатом проектирования и строительство новой Исаакиевской церкви было поручено С.И.Чевакинскому, но талантливому архитектору не пришлось осуществить свой замысел. Сроки строительства были перенесены.

Вступив в 1762 году на престол, Екатерина II одобрила идею воссоздания собора, связанного с именем Петра I, но проектирования и строительство было поручено архитектору Антонио Ринальди. Собор был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но строительство велось крайне медленно. Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив начатой работы. Руководство строительством возглавил О. Монферран.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Исполинское, облицованное мрамором, увенчанное гигантским куполом и малыми куполами колоколен, здание Исаакиевского собора доминирует над площадью (высота 101,5 м), его окружают 112 монолитных колонн, весом от 64 до 114 тонн. Храм вмещает около 14 тыс. человек. Храм украшен 350 рельефами и статуями. Все скульптурное убранство собора выполнялось по моделям И.Витали, С. Пименова, А. Лемера. Грандиозный ансамбль статуй, барельефов, дверных створок, двух фронтонов, скульптурный декор, связанный единством библейско-евангельских повествований, органично включен в архитектонику здания.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Перекрытие купола (диаметр 21,83 м), выполненное из железа и чугуна, а также применение в строительстве нового для изготовления барельефов гальванопластического способа инженера Б.С. Якоби свидетельствуют о развитии техники и инженерного искусства.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...