Сочинение на тему Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека. «Судьба человека» главные герои


Образ главного героя в рассказе М. Шолохова "Судьба человека"

В 1917 году в России была великая Октябрьская Социалистическая Революция. Почти во всех сферах жизни общества произошли изменения. В том же числе были изменения и литературе. Нужны были новые образы, новые герои, с новыми идеалами, ценностями. Так, на смену Евгению Онегину, Чичикову, Печорину пришли люди из рабочего класса. Стали цениться такие качества как трудолюбие, мужество, честность, товарищество. Вся литература перестраивалась под коммунистическую идеологию.

Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.

В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.

Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.

Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов.

Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя различные художественные приемы, характеризуя поступки, показывая взаимоотношения героя с разными людьми, ставя его в различные жизненные ситуации. Повествование о судьбе Андрея Соколова ведется от первого лица, что делает рассказ более объективным для читателя, герой сам характеризует свои действия. Автор же с помощью художественно-выразительных средств дает оценку услышанному. Таким образом, читатель узнает позицию писателя. Например, встретив Андрея Соколова, рассказчик обратил внимание на его «большие темные руки», свидетельствующие о тяжелом непосильном труде, выпавшем на его долю, и на «глаза, словно присыпанные пеплом», говорящие о пережитом.

До войны жил Андрей Соколов обыкновенно: «изучил автодело, сел за баранку на грузовой», женился на любимой Иринке, родились у него сын и две дочки, «работал…эти десять лет и день и ночь», «зарабатывал хорошо,… жили…не хуже людей». Война изменила его жизнь. С особой болью вспоминает Андрей Соколов сцену прощания с женой, которая «прижалась… как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может», оттолкнул герой тогда свою жену и не может простить себе этого спустя годы, ведь тогда это была их последняя встреча. Вот как описывает автор состояние Андрея Соколова после рассказанного: «…ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах». Эта деталь показывает отношения героя к прошлому: для него события тех дней по-прежнему остаются самыми важными в жизни, Соколов еще жив, но имеет «мертвые глаза».

В годы войны герою выпадает настоящее испытание – плен. Стойкость, душевную твердость, силу характера проявил Андрей Соколов и там: не задумываясь, он убил предателя, хотевшего выдать своего взводного командира; пытался бежать. Значима сцена у коменданта Мюллера, куда привели голодного, уставшего после тяжелых работ Соколова. И здесь герой не дрогнул: «выпил врастяжку» три стакана водки, но ничем не закусывал, так как «захотелось…им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Смелость русского солдата поразила Мюллера. Получив буханку хлеба и кусок сала, Андрей Соколов разделил еду между пленными поровну, «поделили без обиды». Этот факт также свидетельствует о широте русской души. Вырвавшись из плена, в госпитале герой узнает о гибели жены и дочерей. Смерть близких не ожесточила его, вновь мечтает он о счастье теперь уже с сыном Анатолием: «начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить». Но война отобрала у Андрея Соколова и сына. Единственное, что не отняла у героя война – чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Андрей Соколов – обладатель сильного характера: он смог выжить в нечеловеческих условиях фашистского плена, пережил смерть близких, обрел нового сына.

Название рассказа «Судьба человека» важно для понимания сущности характера простого русского солдата. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное – человеческую душу. Гуманистическая направленность рассказа позволяет писателю говорить об Андрее Соколове как о настоящем человеке. Основным средством раскрытия образа главного героя становится монолог-рассказ солдата о себе. Здесь автор выступает в роли слушателя, не давая прямых оценок событиям, а лишь наблюдая за состоянием Андрея Соколова: «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже иным, прерывистым и тихим голосом». Искренность героя сделала его ближе автору: «Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку…»

Таким образом, образ Андрея Соколова, характер героя раскрывается писателем через его речь, собственную характеристику поступков, авторскую оценку услышанному, через название рассказа «Судьба человека».

Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. «Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке», - восклицает герой рассказа.

Примечательна композиция произведения. Это так называемый рассказ в рассказе. М.А. Шолохов использует так называемую сказовую манеру.

Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время перекура завязывается разговор с путниками. Благодаря ряду колоритных художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями. Мужчина достает памятный кисет с надписью «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы» и сетует на то, что не мужское дело с ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным сыном. Образ мальчика, который во время Великой Отечественной войны остался сиротой, чрезвычайно колоритный. Не случайно автор акцентирует внимание на улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка.

Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного героя. Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения. Эта история демонстрирует простое человеческое счастье в работе и хозяйственных заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один момент. Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она прижалась к нему, «как лист к ветке», всхлипывала и дрожала, «будто подрубленное дерево». Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины, провожающей мужа на фронт («глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека», «губы белые, как мел»). До самой смерти будет вспоминать он, как оттолкнул ее в прощальный час.

М.А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных деталях: губы и глаза. После сцены прощания героя с женой следует о том, как тяжело пришлось женщинам и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та довоенная жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его судьбе. Через портрет героя М.А. Шолохов мастерски передает его переживания сцены прощания с женой: «Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...» При воспоминаниях у героя сердце «будто тупым ножом режут...»

Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны: стрельба, разрыв снарядов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в окружение.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных были и трусы, и предатели. Но в основном солдаты все-таки пытались выполнить свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при мощных наступательных маневрах противника. М.А. Шолохов своим рассказом реабилитировал этих людей. Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались. Недаром М.А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен: герой рассказа выполнял приказ командира доставить боеприпасы на батарею, был контужен и подобран фашистским отрядом. Соколов не мог смириться с участью пленного, пытался бежать, но его снова поймали. Всем ходом развития сюжета рассказа М.А. Шолохов подчеркивает, что Андрей не виноват в том, что попал в плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения. В то же время писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали взводных, доносили на своих товарищей по несчастью). В то же время это явление не носило массовый характер.

Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хладнокровно взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников», - говорит он.

При первой же возможности Андрей возвращается на родину, да еще и привозит с собой важного языка, - немецкого майора с портфелем документов. С горечью пишет М.А. Шолохов о том, какой душевной травмой даже для такого сильного духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой не видел человеческого обращения. Даже когда немцы оказывали ему милость и давали продукты, он чувствовал себя собакой, которой бросили кусок. Долго еще после плена оставалась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при разговоре, опасаясь удара. Однако самые тяжелые удары нанесли Соколову фашисты не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка. Остался сын Анатолий - последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы.

Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего мальчика. Так две одинокие души нашли семейную привязанность и обрели теплоту. Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью. А у Ванюшки тоже порой всплывают воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские, но непростые вопросы.

В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения происходит весной. В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще сильнее воспринимается невосполнимость людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы. Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и «все преодолеть на своем пути, если к этому позовет... Родина». В конце рассказа вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов - человек, воплотивший национальный русский характер. И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.

В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны прошло у тому времени десять лет. Но у такого всенародного горя нет срока давности. И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты не притупится.

    Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего...

    При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической...

  1. Новое!

    Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после...

  2. Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе...

В декабре 1956 и январе 1957 годов в газете «Правда» было напечатано произведение советского писателя Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» о великих испытаниях и великой несгибаемости советских людей в тяжкие годы войны.

Предыстория

Основа повествования - судьба страны, судьба человека, тема Великой Отечественной войны и характер простого русского солдата.

Сразу после публикации Шолохову нескончаемым потоком пошли письма от советских читателей. От тех, кто пережил фашистский плен, от родных погибших солдат. Писали все: рабочие, колхозники, врачи, учителя, ученые. Писали не только простые люди, но и именитые писатели, и отечественные, и зарубежные, среди которых были Борис Полевой, Николай Задорнов, Хемингуэй, Ремарк и другие.

Экранизация книги

Рассказ приобрел мировую известность, а в 1959 году был экранизирован режиссером Сергеем Бондарчуком. Он же сыграл и главную роль в кинокартине.

Бондарчук считал, что на экране все должно быть показано так же просто и сурово, какова сама жизнь, через понимание героя, ведь самое главное в этой истории - характер русского человека, его большое сердце, не ожесточившееся после испытаний, легших на него.

Книга «Судьба человека» переиздавалась многократно. И в нашей стране, и за рубежом. Эта драматичная история нашла во всех человеческих сердцах горячий отзыв. «Судьба человека», по словам зарубежных читателей, - великолепная, трагичная, печальная история. Очень добрая и светлая, душераздирающая, вызывающая слезы и дарящая радость от того, что два осиротевших человека нашли счастье, нашли друг друга.

Итальянский режиссер Росселлини дал о фильме такой отзыв: «"Судьба человека" — это самое сильное, самое великое, что было снято о войне».

С чего все началось

В основу сюжета легли реальные события.

Однажды, весной 1946 года, встретились на дороге, у переправы, два человека. И как бывает при встрече незнакомых людей, разговорились.

Горькой исповеди прохожего внимал случайный слушатель, Шолохов. Судьба человека, пережившего страшные удары войны, но не ожесточившегося, очень тронула писателя. Он был поражен.

Долго носил в себе эту историю Шолохов. Судьба человека, все потерявшего в годы войны и вновь обретшего маленькое счастье, не выходила у него из головы.

Прошло 10 лет после встречи. Всего за семь дней Шолохов сочинил рассказ «Судьба человека», герои которого - простой советский солдат и мальчик-сирота Ваня.

Прохожий, поведавший писателю свою историю, стал прототипом основного персонажа рассказа - Андрея Соколова. В нем Михаил Шолохов вывел главные свойства настоящего русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, любовь к Родине.

Трудная история страны нашла и в жизни главного героя свой отзыв. Судьба человека, Андрея Соколова, простого труженика, повторяет основные вехи событий тех лет - гражданская война, голодные двадцатые годы, работа батрака на Кубани. Вот он вернулся в родной Воронеж, получил профессию слесаря и пошел на завод. Женился на замечательной девушке, родились дети. У него простая жизнь и простое счастье: дом, семья, работа.

Но грянула Великая Отечественная война, и Андрей Соколов ушел на фронт, сражаться за Родину, как и многие миллионы советских мужчин. В первые же месяцы войны попал в фашистский плен. В плену его мужество поразило немецкого офицера, коменданта лагеря, и Андрей избегает расстрела. А вскоре совершает побег.

Вернувшись к своим, снова идет на фронт.

Но его героизм проявляется не только в столкновении с врагом. Не менее серьезным испытанием становится для Андрея потеря близких людей и родного крова, его одиночество.

В коротком фронтовом отпуске в родной город он узнаёт, что его любимая семья: жена Ирина и обе дочки - погибла во время бомбежки.

На месте с любовью построенного домика зияет воронка от немецкой авиабомбы. Потрясенный, опустошенный, Андрей возвращается на фронт. Осталась одна только радость - сын Анатолий, молодой офицер, он жив и воюет против фашистов. Но радостный День Победы над фашистской Германией омрачен известием о гибели сына.

После демобилизации Андрей Соколов не смог вернуться в свой город, где все напоминало ему о погибшей семье. Работал шофером и однажды в Урюпинске, возле чайной, встретил беспризорника - маленького мальчика-сироту Ваню. Мама Вани погибла, отец пропал без вести.

Одна судьба - многие судьбы

Жестокая война не смогла отнять у героя рассказа его главных качеств - доброты, доверчивости к людям, заботливости, отзывчивости, справедливости.

Неприкаянность чумазого мальчишки нашла в сердце Андрея Соколова пронзительный отзыв. ребенка, потерявшего детство, заставила его решиться на обман и сказать мальчишке, что он его отец. Отчаянная радость Вани, что наконец-то «родненький папка» нашел его, дала Соколову новый смысл жизни, радость и любовь.

Жить, ни о ком не заботясь, было для Андрея бессмысленно, и вся его жизнь теперь сосредоточилась на ребенке. Больше никакие неприятности не могли омрачить его душу, потому что ему было для кого жить.

Типичные черты героя

Несмотря на то, что жизнь Андрея Соколова полна ужасных потрясений, он говорит, что она была обыкновенная и ему досталось не больше, чем другим.

В повествовании Шолохова жизнь Андрея Соколова - типичная в те годы для страны судьба человека. Герои войны возвращались с фронта домой и находили ужасную разруху в любимых, родных местах. Но надо было продолжать жить, строить, укреплять с таким трудом завоеванную Победу.

Сильный характер Андрея Соколова точно отражен в его рассуждении о себе: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Его героизм естественный, и скромность, мужество и бескорыстие не исчезли после перенесенных страданий, а только укрепились в характере.

Красной нитью в произведении пролегает идея о той необыкновенно громадной цене, которой досталась Победа, невероятных жертвах и личных утратах, трагических потрясениях и лишениях.

Небольшое, но потрясающе емкое произведение сконцентрировало в себе трагедию всего советского народа, испившего военных горестей до края, но сохранившего свои самые высокие душевные качества и защитившего в непосильном поединке с врагом свободу своей Родины.

Каждый отзыв о "Судьбе человека" говорит о том, что Шолохов - великий творец. Книгу нельзя читать без слез. Это произведение о жизни, в котором заключается глубокий смысл, говорят читатели.

План

1. История написания произведения
2. Сюжет произведения
а) Несчастья и невзгоды
б) Рухнувшие надежды
в) Светлая полоса
3. Малыш Ванюшка
а) Надежды на будущее
б) Скупая мужская слеза

«Судьба человека» — проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ.

Автор рассказывает нам не только лишь историю одного конкретного человека, он также показывает нам, что принесла народу Вторая Мировая Война, что пришлось людям пережить. Вера в силу русского духа сопровождает все произведение.

Неизвестный человек откровенно исповедуется автору, незнакомцу. Он поделился, высказал все то, что так долго таил в душе. Андрею Соколову пришлось очень нелегко. Его призывают на фронт, забирают в плен, где мучают чуть ли не до смерти и обращаются как с собаками. Где охранник бил каждого второго только из-за скуки. Однажды его чуть не убили из-за предательства «товарища», который донес немцам крик души Андрея: «Им по четыре кубометра для выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!»

После плена его отправили к немцу майору-инженеру. Когда тот был пьяный, Соколов оглушил его, и поехал к своим. Его определили в госпиталь, подлечили и отправили повидать семью. Но вот еще одно горе, Соколов получил письмо с известием о том, что еще в 1942 к нему в дом прилетела бомба. И ладно, если бы не тот факт, что жена с дочерьми на тот момент были в доме. Бедный Андрей смотрел на яму, где когда-то стояла его хата, где осталась счастливая семейная жизнь. И вот, осталась только яма, и надежда на сына, ведь он еще жив и ушел на фронт. Надежда поселилась в сердце Соколова, и погасла с известием о смерти сына. Последний огонек, оставшаяся капелька счастья исчезла на похоронах.

Что же ему теперь делать? Все, чем он дорожил потеряно, исчезло безвозвратно. Все что у него осталось — воспоминания, счастливые и горькие, и бесконечный путь. Доля свела его с таким же одиноким и несчастным маленьким мальчиком, который из-за тягот войны остался сиротой. И они оба обрели свое счастье: Соколов обрел новую семью, а Ванюшка — отца. В их жизни началась новая — светлая полоса.

Это трогательное произведение вызывает у читателя чувство жалости и сочувствия. Эпизод с Ванюшкой точно его радует и умиляет. Как малец вцепился в отца и не хотел отпускать, как счастливо, но в то же время со слезами на глазах, он кричал, от того что нашел отца. Как посапывал у отца под мышкой: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Автор надеется что Соколов сможет вырастить такого же сильного, крепкого, мужественного сына: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»

Характеристика главных героев

Андрей Соколов – сильный духом, мужественный человек. Невозможно даже представить какие муки он сумел вынести. Сам он не понимает за какие заслуги жизнь его так наградила: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так казнила?». Возможно, ему даже стало легче, когда он поделился своей историей.
Соколову было предназначено пережить очень много: войну, голод, плен, смерть родных. Но Андрей смог выдержать абсолютно все: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Даже немцы проявили уважение твердости его характера, и даже оставили ему жизнь. А хлеб с салом – награду за гордость, он разделил со всеми своими товарищами.
Когда Соколову случилось увидеть маленького Ванюшку, безумно похожего на него: бездомную, бедную сиротку, он, конечно же, приютил малыша: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети.» Ведь это повествует о том, что из его сердца ни чуть не пропали человечность и любовь.
На внешности этого человека автор особо не заострял внимания: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным басом: «Здорово, браток!»».

Андрей Соколов - тот самый из многих солдат, что честно боролись за Родину, не жалея себя, свою жизнь. Это – пример мужественного и сильного, русского солдата.

Ванюшка – маленький, одинокий, бездомный, бедный мальчик, возрастом где-то пять – шесть лет. По словам мальчика, его мама умерла под бомбой в поезде, а папа е вернулся с фронта. Бедняжка носил порванную, грязную одежду и кушал что найдёт. Он очень обрадовался встрече с Соколовым: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!. У отца долго не получалось снять мальчика с шеи, он больше не хотел терять отца.

Две сиротки встретились, и теперь они вдвоём – одна семья. И они смогут все выстоять вместе.

Мини-сочинение

«Судьба человека» Михаила Шолохова – трогательное, проницательное произведение, повествующее о тяжкой доле военного шофёра Андрея Соколова. Образ Соколова – пример мужества, выдержки, упорства, настойчивости и силы воли. Андрей тяжело, с болью в сердце вспоминал пережитые несчастья и утраты. Некоторые моменты он просто не мог перенести, но продолжал воспроизводить все это в памяти. Все события из рассказа Соколова происходили во времена Второй Мировой Войны. И сколько же несчастий сразу выпало на его судьбу. Война кардинально изменила его мир. Счастливый в браке, отец троих замечательных детей мигом превратился в сироту, вдовца, пленника. Как он с горечью вспоминал расставание с женой и детьми, как оттолкнул Ирину, как корит себя за это. Может в этом и была задача автора: показать, что пережить можно все.

Бедный шофёр переживает несчастья одно за другим. Сколько раз он смотрел смерти прямо в глаза и отворачивался. Сначала плен. Соколов работал еле держась на ногах, ему пришлось убить человека – предателя. Он вспоминал то, как по вине «товарища» его снова чуть не лишили жизни. Как он всем доказал на что способен русский солдат. Как получал еду наравне с собакой, как смог сбежать, прихватив с собой немца. Как получил известие о смерти жены с дочерьми, как смотрел на яму, на месте которой когда-то стоял его дом. Как узнал что сын ещё жив, и как хоронил его. Как в его сердце вселялась надежда, и гасла, снова и снова…

Сколько страданий перенес этот мужественный сильный человек, и ничто не смогло его сломить. Он все же обрел свое счастье, взял приемного сына, и зажил с ним по-новому. Соколов, конечно, не смог вернуть былые времена, жену, детей. Но он осчастливил маленького Ванюшку, став его отцом, а сам получил душевное спокойствие. Этот человек мужественно преодолел все преграды. Что, как не это закаляет силу духа. Именно поэтому Андрей Соколов — мужественный, стойкий и сильный человек, какие бы препятствия не встретились на его пути.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
  • Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...