Учебно- исследовательская работа "значение орнамента в коми ижемском костюме". Конспект занятия ИЗО. Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента


Конспект НОД по изобразительной деятельности. Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Цель: ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения.
Задачи .
Обучающие .
- Познакомить детей с составлением узоров из различных элементов коми - пермяцкого орнамента.
Развивающие.
- Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, воображение.
Воспитательные.
- Вызвать интерес к искусству коми – пермяцкого народа.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: аудио проигрыватель (ноутбук), доска, композиция - «Марья Моль», иллюстрации с орнаментами коми- пермяков нескольких основных групп. Две картонные куклы, элементы коми-пермяцкого орнамента, рисунок пояса и передника, (кушак).
Материалы. Альбомные листы (вырезанные в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента), акварель, кисти, клеенка.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о людях другой национальности, живущих в Пермском крае.
Рассматривание альбома «Костюмы народов Пермского края».
Беседа о коми-пермяках: традиции, занятиях
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте начнем.
Очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами снова будем путешествовать по огромной стране «Вообразили и Творчества». Будем творить и рисовать. И так, все улыбнулись, друг другу пожелали удачи и начинаем наше веселое путешествие.
Основная часть.
Педагог. А вот чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам отгадать. Прослушайте для начала внимательно отрывок очень веселой песенки.
Звучит отрывок песни «Марья Моль» - народные коми-пермяцкой песни
Ребята слушают мелодию

Педагог : Вам понравилась мелодия?
Ответы детей: Да очень весёлая песенка.
Педагог: Ребята, о чем поётся в песне, вы поняли?
Ответы детей: Нет, потому, что она не на русском языке.
Педагог: Вы правы эта песенка не на русском и даже не на английском языке. Она на коми-пермяцком языке. Мы с вами знаем, что в Пермском крае живут люди, не только говорящие на русском, но еще и люди других национальностей. Какие вы помните?
Ответы детей . Русские, татары, башкиры, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси.
Педагог. Молодцы. И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое маленькой, но очень интересной нации коми – пермяков. Помогать нам будут, две сестренки – Маша и Глаша. Педагог на доску вывешивает две куклу сделанные из картона, обе куклы одеты в одинаковый наряд, но у одной наряд (передник, рукава рубашки вышиты узорами у другой нет)
Педагог : Знакомьтесь, это Маша и Глаша. Они коми-пермячки. Маша и Глаша с удовольствием помогут нам разобраться, в некоторых особенностях коми-пермяцкого народа.
Педагог: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи?
Ответы детей: Да!
Педагог : И чем же? (подвести наводящими вопросами к наряду кукол)
Ответы детей: Лицом, волосами. У них одинаковый наряд.
Педагог: Итак, вы считаете, что Маша и Глаша в абсолютно одинаковой одежде? (показывает на куклах)
Педагог: У Маши белая рубашка, сарафан и у Глаши все точно такое же, согласны со мной?
Ответы детей: Нет, мы не согласны. Маша выглядит нарядней.
Педагог: А почему Маша выглядит нарядней?
Ответы детей: Маша нарядная так, как у нее узоры на одежде.
Педагог: Все правильно и сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд нашей гостьи Маши. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Глаши.
Физкультминутка.
Я иду, и ты идешь.
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Педагог: Ребята, этот узор называется орнамент. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Педагог: Посмотрите внимательно на наряд Маши, на каких частях одежды присутствует орнамент? (Работа с куклами)
Ответы детей: На рукавах рубашки, на поясе, на воротничке
Педагог: Всё это не случайно. В старину орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые тоже “охраняли” от «всякой нечисти». Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Маши?
Ответы детей: мы можем увидеть крестики, галочки.
Педагог: Все элементы, из которых состоит узор, являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде Маши, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. Источником для создания интересных композиций в коми - пермяцких орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- пермяков можно разделить на несколько основных групп:
- одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас…


-другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)


-третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)


-четвёртые являлись изображением фигур людей.


На сегодняшнем занятии ваша задача выполнить коми-пермяцкий орнамент используя элементы, которые представлены на доске.
Педагог: У каждого из вас на столе листок (вырезанный в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента), и я вам предлагаю помочь Глаше и украсить ее скучный наряд. Мы сделаем для нее яркие переднички, украшенные коми-пермяцким орнаментом.
У каждого уже отмечена полоса в которой у вас должен появится коми -пермяцкий орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
Итог занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели.
Педагог: Я вижу, что у всех работа готова. Давайте полюбуемся на свои переднички.


Педагог: Ребята, вам интересно было на занятии? Кому было легко и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей - рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием. Молодцы!
Чему вы сегодня научились?
Что вы узнали для себя нового?
Довольны ли вы своей работой?
Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.
Уборка рабочих мест.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная шко ла №5»г. Сосногорска

«Значение орнамента в коми ижесмском костюме».

(Учебно-исследовательская работа.)

ученица 11 А класса

Руководитель Волкова Мария

Аркадьевна

г. Сосногорск

2011 г.

Введение……………………………………………………………………………..4

    Происхождение и этническая история народа коми………………….5

1.1 Этнографические группы народа………………………………………….8

    Традиции ижемцев, связанные с костюмом……………………………10

    Повседневный и праздничный костюмы крестьянок Ижмы………..12

    1. 1.1 Описание костюма и ткани применяемые для его изготовления…….12

      1.2 Особенности кроя и конструкции………………………………………15

      Орнаменты коми народов………………………………………………….16

    4.1. История возникновения орнамента……………………………………..16

    4.2. Типология коми орнамента……………………………………………...18

    4.3 Краткая характеристика Коми – пермяцкого орнамента……………….19

    4.4. Значение коми пасов, составляющих орнамент………………………..20

      Отражение элементов коми ижемского костюма в

    современной моде…………………………………………………………….22

    Заключение………………………………………………………………………23

    Список использованной литературы……………………………………….25

    Приложение1 Костюм крестьян ижмы конец 19 века

    Приложение 2. Чертёж конструкции рубахи и сарафана

    Приложение 3, 4 Фотографии собеседниц в коми национальных костюма

    Приложение 5 Коми орнамент, состоящий из пасов

    Приложение 6 Предметы быта, украшенные орнаментом

    Аннотация

    В последние годы наблюдается активный рост национального самосознания народа коми, что вызывает повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре.

    Мы живем на Коми земле и должны знать историю, культуру и традиции коми народа. Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части раскрыты особенности Ижемского костюма: история появления национальной одежды коми, особенности кроя, технологии изготовления этого изделия и особенности коми – пермяцкого орнамента. В практической части выполнена уменьшенная модель коми ижемского костюма, украшенного вышивкой, с соблюдением всех правил.

    Данная работ а содержит: 25 страниц, 6 приложений. Для написания работы было использовано много литературных источников, также была проведена беседа с коренными жителями с. Ижма и д. Аким и работниками коми центра г. Сосногорска.

    Работу выполнила ученица 11 «А» класса Булгакова Екатерина, руководитель Волкова М. А.

    Введение

    Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным, поэтому мною была выбрана тема «История и разработка коми ижемского костюма».

    Составной частью материальной культуры какого – либо народа является костюм. По особенностям костюма, покрою одежды, сопровождающим его украшениям, мы сегодня можем отличить один народ от другого.

    Народная одежда коми имеет Для народного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов.

    В коми орнаменте определяют пас как одну из ведущих основ орнамента и выделяют несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция.

    много общего с одеждой населения русского Севера и некоторых фино – угорских народов. Но есть и особенности коми национального костюма. В настоящее время на территории Коми выделяют пять видов женского костюма: прилузский, верхнее – вычегодский, удорский, сысольский и ижемский. Все они отличаются друг от друга разнообразием фасонов, покроем деталей, вышивкой, орнаментом.

    1. Происхождение и этническая история коми

    В глубокой древности далёкие предки коми, финнов, венгров, ненцев и ряда других народов составляли единую крупную этнолингвистическую общность. Об этом свидетельствуют сходные черты в языках, на которых говорят эти народы. Лингвисты называют эту общность Уральской языковой семьёй.

    В 5 – 4 тысячелетиях до нашей эры уральская общность разделилась на самодийскую (предки ненцев, селькупов и некоторых других народов) и финно - угорскую.

    В 3 тысячелетии до нашей эры началась эпоха энеолита-бронзы. Население бассейнов Печоры, Вычегды было тогда весьма пестрым в этническом отношении, но, как подчеркивают исследователи, ведущую роль в этнической истории Европейского Северо – Востока по – прежнему играли финно – угорские племена. Со временем финно-угорская общность разделилась на праугорскую и парафино – пермскую. Последняя позднее распалась на парафино – волжскую (предки марийцев, мордвы и возможно предки некоторых других народов) и праволжскую.

    В 1 тысячелетии до нашей эры на основе парафино – волжской общности возникли прибалтийско-финская (предки финнов, корел, эстонцев и некоторых других народов) и праволжская.

    Представители прапермской языковой общности населяли берега Камы, Вятки, Вычегды, Печоры и некоторых других рек. В последние века до нашей эры – первые века нашей эры эта общность разделилась. Образовались новые культуры, одна из которых связана с предками удмуртов, другая – с предками коми и коми – пермяков.

    В середине первого тысячелетия нашей эры началась эпоха великого переселения народов. На Европейский Северо – Восток вторглись воинственные кочевники – скотоводы гуннского племенного союза. По мнению археологов, именно с этим вторжением связано разделение единой общности предков коми и коми – пермяков на две разные.

    Территория Коми начала заселяться с эпохи палеолита. Поселения Палеолити- ческого времени на севере не могли быть долговременными. Люди появлялись здесь в погоне за добычей и на одном месте долго не задерживались. Кроме того, наступавшее похолодание заставляло палеолитического человека отступать на юг. Поэтому несомненно, что в эпоху палеолита постоянного населения в крае не было, а имели место отдельные эпизодические посещения охотничьих орд. Можно сказать, что «рождение» коми народа стало следствием климатических изменений. Ведь переселения из Прикамья на территорию современной Республики Коми начались, вероятно, в 8 столетии нашей эры, когда потеплевший климат сделал природные условия Севера более пригодными для живших южнее земледельцев и животноводов. Причем миграции шли не на дальние расстояния, не сразу с Камы на Вычегду, а постепенно с освоением промежуточных территорий.

    Устойчивое население в крае появляется лишь с периода мезолита. Можно считать, что примерно с семнадцатого тысячелетия до нашей эры территорию современной Коми человек начинает осваивать окончательно, и вначале он оседает отдельными очагами на берегах крупных озер (Синдорское, Ям – озеро и другие). Однако и временные стоянки бродячих мезолитических охотников на берегах Печоры, Вычегды и их притоков обнаружены в значительном количестве.

    Таким образом, исследования последних лет позволяют говорить о существовании широкого мезолитического ареала, распространенного от Нижней Волги до Печоры.

    Основным занятием населения продолжала оставаться охота с помощью луков и стрел. Наряду с ней заметное место заняло рыболовство сетями и с помощью специальных заграждений. Население пользовалось лыжами, санями и лодками, изготовляло берестяную посуду и применяло шлифованные орудия из камня.

    Таким образом, этнические связи в ранненеолитическое, как и в мезолитическое время охватывают довольно широкий ареал и тянутся как на восток в Зауралье, так и на юг до Приуралья.

    Об этнической принадлежности позднего неолита можно говорить только предположительно. По мнению О. Н. Бадера, именно в это время происходит отделение пермско-финской ветви от древнего общего финно-угорского ствола.

    Основными занятиями населения по-прежнему оставались охота и рыболовство. Был сделан новый важный шаг в развитии хозяйства и культуры. Появилась керамика, орудия из камня стали заметно разнообразней и лучшей выделки: различные наконечники стрел, дротиков и копий, скребки, ножи, резцы, тесла, долота, топоры, кирки, пилы, шлифованные орудия и так далее. В поделках широко использовалась кость.

    Во втором тысячелетии до нашей эры в крае неолит сменился бронзовым веком. Занятия в бронзовом веке остаются прежние. Орудия труда в основном каменные, бронзовых мало: наконечники стрел, топоры-кельты. Металл больше шел на украшения.

    Для эпохи раннего железа характерно расселение ананьинских, а позднее гляденовских племён, которых некоторые исследователи считают финно- пермскими, подразумевая возможные участия в числе создатилей этих культур, кроме пермян, представителей будущих поволжско - финских народов. Среди памятников этого времени встречаются стоянки, подтверждающие обитание в крае и зауральных переселенцев. Следовательно, можно считать несомненным прямое участие зауральцев в процессе этногенеза. Основными занятиями населения продолжали оставаться охота и рыболовство. Появляются зачатки скотоводства.

    Возникает торговля пушниной. Орудия труда изготовлялись из кости (наконечники стрел, копии и т.д.) и камня (грубые скребки). Металла мало. Медь и бронза в основном использовались для изготовления украшений. Железные предметы встречаются редко.

    Подводя итог изложенному, можно утверждать, что в течение предшествующих столетий (и тысячелетий) край коми заселялся людьми различных этнических общностей и периодами входил в разные этнические ареалы. В первом тысячелетии до нашей эры по первое тысячелетие нашей эры край прочно вошел в круг расселения финно-пермских племён. В результате разнообразных, в том числе и этнических, контактов этих племён с родственными неродственными соседями возникла культура перми вычегодской (10-14 вв. н. э.).

    Десятые- четырнадцатые века нашей эры играют особую роль в этнической истории народа коми. Существуют племена перми вычегодской- прямые и непосредственные предки современных коми (зырян).

    В последующие века происходит дальнейшее изменение территории расселения коми. Сокращаясь на западе и юге, расширяясь на восток и север, она постепенно приближается к современным границам. По установившейся, но никем научно не подкрепленной, традиции принято считать, что коми всегда жили примерно в тех рубежах, которые очерчивают границы Коми АССР. На самом же деле было далеко не так. Близкие к современным границам, расселения коми на западе оформились к шестнадцатому веку. Несколько позже оформились пределы расселений коми на востоке и севере. На востоке границей стали Уральские горы, а на севере, где ижемцы занимались оленеводством, возникла широкая расплывчатая зона контакта двух оленеводческих народов севера- коми и ненцев.

    Что же собой представляли коми в период средневековья? Основным занятием была охота и рыболовство. Развивались земледелие и скотоводство, которые в ходе экономического развития и под влиянием русского крестьянства завоевали всё большее значение, и с восемнадцатого века стали играть решающую роль. В четырнадцатом- пятнадцатом веках коми пережили распад родового строя. Начали развиваться феодальные отношения. Однако развитие феодальных отношений у коми происходило уже в рамках русского государства, и это наложило свой отпечаток. Нарождавшуюся местную знать быстро заменили наместники и ставленники русского царя, в их числе и князья вымские, а свободные общинники коми превратились в черносошных государственных крестьян, обязанных нести многочисленные подати и повинности в пользу феодального государства.

    В последующие века через распад древней этнической общности пермян вычегодских, через период сложения соседних объединений, процесс расселения и смешения представителей этих «земляческих» общин постепенно сложились народ коми- зырян и его культура.

    И только в 11 веке сформировались древние коми. Завершающий этап в формировании народности коми приходится на 17 – 18 века. В указанное время наблюдался рост производительных сил. Увеличивались площади, занятые под земледелие, роль которого повышалась в хозяйстве коми. Нивелировались местные социально – экономические условия, сближавшиеся с общероссийскими. Росло мелкое ремесло, поднималась товарность сельского хозяйства, возникали промышленные предприятия, развивался внутренний обмен. Постепенно преодолевались рамки земельных союзов, поначалу мало связанных друг с другом. Этому способствовали как укреплявшиеся торговые связи, так и взаимные переселения жителей из одних районов края в другие.

    1.1. Этнографические группы народа

    В ходе этнической истории народа коми неоднократно изменялись границы его расселения, осваивались новые территории. Соответственно менялись условия среды обитания, устанавливались новые культурно – экономические связи с соседними народами. Проникали на территорию Коми края, оседая там, представители других этносов. Между отдельными районами края существовала известная обособленность, вызванная как определённой замкнутостью территориальных крестьянских общин, так и типичным для Европейского Северо – Востока бездорожьем. По этим причинам у коми – зырьянского населения выработались и закрепились в традиционной культуре региональные отличия в отдельных её элементах, в языке, одежде, орнаменте, хозяйственных занятиях и другом.

    В результате анализа этих отличий этнографы выделили районы, отличающиеся своей культурной спецификой, и определили основные этнографические группы народа коми. Одни из этих групп – вымичи, нижневычегодцы, прилузцы, сысольцы, удорцы – сложились уже в 16 – 17 веках, другие – ижемцы, верхневычегодцы, печорцы – позже, в результате дальнейшего расселения коми – зырьян на территории края. Самая северная коми этнографическая группа была ижемская.

    Несмотря на то, что процессы межэтнической консолидации и образование коми народности в основном завершились в 18 веке, различия в культуре и быте этнографических групп сохранялись ещё длительное время. Стирание этих различий происходило особенно интенсивно уже в советское время, и связано это было с общей ломкой традиционного уклада народа коми. Ныне, лишь ижемские коми сохраняют определённые особенности национальной культуры. У остальных этнографических групп региональная этическая специфика в основном утрачена, исключая диалектные особенности языка.

    2. Традиции ижемцев, связанные с костюмом

    Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно «след, тень» человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением человек без одежды называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать - нет у него тени - оберега. Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьёзной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.

    У коми существовал специальный колдовской приём под названием воровство рубашки: у женщины старались украсть рубашку со следами месячных выделений, чтобы затем поместить её в расщелину скрипучего дерева. В результате владелица рубашки будет хронически болеть, и «скрипеть» подобно этому дереву.

    С помощью собственной одежды можно и избавиться от недруга. У ижемских коми считается, что больному либо его родственникам следует отнести «одежду с болезнью или порчей» в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания. До настоящего времени у ижемских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду больного человека (либо её фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте.

    Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, «передав» её другому человеку вместе со своей одеждой. В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. Человек, который проявлял чрезмерное упорство в стремлении получить или приобрести чью- либо одежду, как правило, подозревали в желании, навести порчу на владельца того или иного наряда. Чтобы предупредить возможную порчу или сглаз через одежду, предписывалось её сжигать.

    По традиции, широко бытующей у коми до настоящего времени, пожилые люди накануне уходя в мир иной раздают близким и знакомым часть личной одежды (женщины, как правило, дарят в этом случае большую часть своих головных платков) «на помин своей души после смерти». Особенно бережно сохраняли одежду, связанную с определенными рубежными этапами в жизни человека: подарок ребёнку во время прорезания первых зубов; рубашка, которую дарила крестная при совершении обряда крещения. Эффективным оберегом считалась и одежда, полученная человеком в качестве ритуальных подарков. Повсеместно у коми обрядовые и повседневные пояса полагалось хранить, завязав предварительно узлом или петлей,- не надетый и развязанный пояс мог восприниматься окружающими как знак пожелания кому- либо болезни или смерти.

    В отличие от повседневной праздничную и обрядную одежду запрещалось стирать. Раз в год (летом) её выветривали на солнце либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирки повседневной одежды: нельзя стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские – у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. У коми символом супружеской связи выступает платок, за концы которого молодые держались во время венчания. После смерти одного из супругов этот платок разрывают пополам: одну часть укладывают в гроб усопшего, а другую хранит вдова (или вдовец) до ухода в мир иной.

    Традиционное восприятие одежды как тени- оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного её надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в надевании различных элементов одежды. Нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Не менее строго соблюдается и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову (снимать через ноги - грех, «так только с покойника снимают»). Хранить сарафан, вывернутый на изнанку, можно только в сундуке – «если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым, то его потом черти будут носить». По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку.

    Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как тунавны (колдовство, ворожба). Женщины, надевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае надевали сразу два – три сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда.

    В сказочном фольклоре и поверьях коми магической силой наделяется не только одежда в целом, но и отдельные её элементы. С помощью варежки можно легко определить, найдется украденная вещь или нет: если брошенная рукавица упадёт на землю большим пальцем к верху – значит, пропажа вскоре обнаружится. Узорчатая перчатка, подоткнутая за пояс в летнее время, считается лучшим оберегом от мошкары и комаров. Можно легко спровоцировать у человека головную боль, если подбросить несколько раз его шапку или покрутить ею.

    Небезопасным для жизни человека считалось и ритуальное переодевание в «наряд» покойного для участия в святочных гаданиях. Представления о непосредственной связи души усопшего сего одеждой нашли отражение в целом ряде поверий коми: нельзя оставлять завязанными узлы на одежде погребаемого в момент опускания гроба в могилу – в противном случае покойник будет часто тревожить живых в их снах; если долго не стирать одежду и бельё, в которых умирал человек, то душа покойного будет страдать и т. д.

    В ритуалах одежда человека рассматривается одновременно и как «граница» от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.

    3. ПОВСЕДНЕВНЫЙ И ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМЫ КРЕСТЬЯНОК ИЖМЫ

    3.1.Описание костюма и ткани, применяемые для его

    изготовления

    Историческое развитие основных видов одежды коми проходило в тесной связи с природными условиями, хозяйственной спецификой тех или иных групп населения, культурными связями с соседними народами. Однако проследить весь путь эволюции народной одежды сложно, поскольку нет достоверных данных о материальной культуре коми на протяжении целых исторических эпох.

    Древняя одежда предков коми – зырян восстанавливается по материалам археологических раскопок. Она была сшита из тканей сотканных из шерсти и растительных волокон.

    Народная одежда коми имеет много общего с одеждой населения русского Севера и некоторых финно-угорских народов. Вместе с тем в самом комплексе традиционной одежды коми, в особенностях покроя, в характере украшений, в некоторых специфических атрибутах народного костюма наглядно проявляется этническая специфика. Следует отметить, что не всегда наличие у разных народов общих типов одежды следует рассматривать как прямое заимствование. Происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у разных народов могло быть обусловлено и близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства.

    Со слов собеседниц мы узнали, что до начала 20 века коми шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного) и сукна. На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани.

    Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами.

    Основной элемент женского костюма – рубаха, верхняя часть которой шился из пестряди, кумача либо вышитого холста, а нижняя часть – из более грубого белого холста. Очень часто для верхней части покупали ситец, а богатые ижемки – шелк и атлас, а на нижнюю часть рубахи, которая закрывалась сарафаном, употребляли старый холст или новую ткань, но худшего качества. Рубаха украшалась вставками из ткани контрастного цвета: ластовиц – на плечах и кунлос – под мышками. На груди, по середине, делали прямой разрез с застежкой у ворота на одну пуговицу. Ворот, подол и кромка рукавов вышивались узором. На Ижме нередко носили по две рубахи – нижнюю, длинную, из белой ткани, и верхнюю, доходящую до талии, из парчи, на подкладке из сукна. Поверх рубахи надевался сарафан. Традиционная одежда коми многообразна, различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.

    Праздничная одежда коми шилась из тканей лучшего качества (тонкого холста, тонкого сукна, а позднее – шелковых фабричных тканей). На Ижме бытовал праздничный сарафан из парчи – «штофник». Штофник шили обычно на суровой холщевой подкладке, поэтому они были очень тяжелые. На такой сарафан надевали передник, украшенный вышивками, нашитыми лентами или кружевами.

    Женские головные уборы коми различались по возрастному принципу. Девичьи головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Например, в ходе свадьбы у ижемских коми невест меняла до пяти различных головных уборов. Накануне свадьбы, после ритуального омовения в бане, на распущенные волосы невесты надевают юрной – очелье без дна, обтянутое красным сукном, вышитое бисером и украшенное мехом (чтобы уберечь красу невесты от сглаза). Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывали голову специальным чепцом – «волосник». Выходя на улицу, при приходе гостей в дом, женщина надевала поверх волосника платок или другие головные уборы, которые полностью прикрывали волосы. Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Так на Ижме на мягкой основе различного рода вышитые повязки: треух, или ошувка.

    Верхняя женская одежда коми была близка к мужской. Женскую шубу шили прямого покроя из дубленных желтых овчин. Меховая одежда коми – ижемок (малица) отличалась от мужской более красивой отделкой на подоле, меховой оборкой, а также украшениями из различных кусочков меха и сукна.

    Традиционная обувь у коми для обоих полов почти не различалась по покрою. Летом и осенью носили: поршни, сшитые из сыромятной кожи и стягиваемые у щиколотки ремешком; коты – кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Обували такую обувь поверх холщовых портянок или шерстяных чулков.

    В настоящее время у ижемских оленеводов продолжает бытовать одежда и обувь, сшитая по традиционному покрою из оленьего меха.

    Богатством ткани, особенностью кроя выделяются Ижемские рубахи сос- рукава. Ширина их в пройме может достигать 45 – 60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние или односторонние складки, образующие манжету. Женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков – темно – фиолетовый, темно – зеленый. Подол украшали кружевом. До появления фабричных кружев подол сарафана обшивали самодельной бахромой, которую изготовляли из хлопчатобумажных нитей или гаруса, покрасив их в чёрный цвет. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Описание внешнего вида ижемского коми костюма было составлено со слов старожил Артеевой Полины Моисеевны (д. Аким) и Кожевиной Елены Яковлевны (с. Ижма). Для нас они любезно согласились сфотографироваться в своих костюмах, которые они получили по наследству от их предков. Костюмы ручной работы выполненные их прапрабабушками. По словам собеседниц, костюмы для них имеют большую ценность. ПРИЛОЖЕНИЕ 3,4.

    3.2.Особенности конструкции и технологии выполнения костюма

    Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи.

    Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней («сос») и нижней – «мыг» (станина, стан). Рубаху шили с прямыми плечевыми вставками – «ластович»или поликами, с воротником стойка, собирая у ворота в сборку. На груди делали прямой разрез с застёжкой у ворота на одну пуговицу. Рукава были длинные и широкие, для чего в них вставляли клинья. Под рукавами вшивали небольшие квадратные ластовицы – «кунлос». Иногда рукава делали очень широкие с большими клиньями без кунлос. Рукава и плечи старинных рубах отделывали браным тканым орнаментом в виде поперечных полос из красных хлопчатобумажных ниток. Нижнюю часть рубахи шили обычно из трёх прямых полотнищ – двух спереди и одного сзади, в бока вставляли клинья для увеличения ширины в подоле. Подол рубахи бождор – часто украшали красной полосой, ширина которой доходила до 20 – 30 см. С развитием товарных отношений в деревне верхнюю часть рубахи стали шить из фабричных тканей. Изменился покрой рубахи, рукавов. По покрою коми женские рубахи отличались от туникообразных рубах других финно-угорских народов, что объясняется ранним русским культурным влиянием. Однако древние женские рубахи коми также были туникообразными.

    Поверх рубахи носили сарафан, который подпоясывался узорным поясом.

    По покрою различают сарафаны косоклинные и прямые, со сборами на талии и с корсажем. Косоклинный сарафан - шушун в основе своей имел три прямых полотнища – два спереди и одно сзади, и четыре клина, вставленных по два в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вывязанными, а спереди пришивными. Перед шушуна был прямой, а зад со сборками. До половины шушуны делали на подкладке из грубого холста, для утяжеления низа, чтобы во время ветра не поднимало подол. Спереди у шушуна имелся шов, по обе стороны которого часто пришивали тесьму, а по середине пуговицы. Длина шушуна – 110 – 115см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Появление у коми прямого сарафана связано с распространением фабричных тканей. Прямой сарафана на лямках представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитую из пяти или шести полотнищ ткани. Спереди сарафан изачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому. Спереди сарафан не имел продольного шва и этим он также отличался от клиника. Длина сарафана достигада одного метра.

    Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали тканым или плетеным ремешком. Ширина сарафана в подоле достигла 4 – 5 метров. Старинные сарафаны были еще шире. Под подол. чтобы он лучше лежал, подшивали подкладку, шириной 0,5 метра из сатина, коленкора или сица. Для пышности под сарафан надевали одну или несколько юбок, а иногда старый сарафан. У прямого сарафана с корсажем юбку шили из одного поперечного куска ткани, а корсаж закладывали в мелкую складку. Юбку делали на холщёвой подкладке. Корсаж застёгивался спереди на двух железных крючках. Такой сарафан удерживался на плечах также посре6дством лямок. Длина его 85 – 90 см. Поверх сарафана коми женщины носили запон – передник без нагрудника. Вышивка выполнялась шелком и шерстью в основном темно – красного цвета в соединении с чёрным, орнамент – геометрический (ромб с продолжающимися сторонами). В вышивке используется разноцветный бисер, который ярко выступает на фоне красной материи. В старинных вещах коми нередко встречается вышивка тамбурным швом – красными нитками по белой ткани или белыми нитками по красной ткани.

    4. Орнаменты коми народов

    4.1 История появления орнамента

    Для народного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

    В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми.

    Ученые определяют пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По их мнению, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих пародов, о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы.

    Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми" рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материалаизготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

    Автор выделяет несколько локальных вариантов геометрического орнамента коми, появление которых считает закономерным результатом тех исторических условий, в которых развивались различные этнографические группы коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский, для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о распространении на территории коми различных вариантов диагонально-геометрического орнамента Г. Н. Климова явно преувеличивает роль внешнего влияния. Исследователь, в частности, отмечает, что одинаковые декоративные особенности не могли развиться самостоятельно у разных народов, а могли появиться только в результате связей населения. Это утверждение противоречит другому тезису автора о том, что законы развития орнаментальных композиций во многом обусловлены техникой их исполнения. Несмотря на наличие общих черт в геометрическом орнаменте населения Русского Севера, финно-угорских народов и даже тюркских народов, в большинстве случаев обнаруживаются существенные различия, которые проявляются в сочетании технологии, соотношении частей орнаментальных композиций и, наконец, в цветовой гамме.

    4.2 Типология орнамента коми

    В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

      Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.

      Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

    В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:

    а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);

    б) сетчатые узоры;

    в) узоры ассемметричного строения (путанка);

    г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

    Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.

    Растительные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

    Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Самая распространенная у коми набойка - синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

    Исследователи народного искусства коми полагают, что растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX - начале XX веков вместе с техникой кружево плетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры и не имеет местной специфики. Тем не менее народные мастера умело сочетали новшества с местными геометрическими орнаментальными традициями.(нередко в вышивке и кружевных изделиях коми встречаются геометрические орнаментальные мотивы). ПРИЛОЖЕНИЕ V

    В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву.ПРИЛОЖЕНИЕ VI

    4.3. Краткая характеристика коми пермятского орнамента

    Орнамент - слово латинское, означающее украшение. Это узор состоящий из ритмических элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

    Одной из основных частей народного творчества коми-пермяков был орнамент. Им украшали различные бытовые предметы из дерева, ткани, меха. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Привитие навыков начиналось с детства. Вместе с овладением способами выполнения того или иного изделия в детях развивалось чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности.

    В орнаменте народа коми большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность, к истокам человеческой культуры. Среди них косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами.

    4.4. Значение коми пасов, составляющих орнамент

    Слово пас означает знак, клеймо, тамга, тавро. Они ставятся на участках земли, на мешках, в которых возят зерновой хлеб для молотья, на деревьях в лесу, для обозначения направления пути, или участка того, чьи это путины; также на палочках или продолговатых дощечках, для разных хозяйственных расчетов; наконец, эти знаки ставятся на собственно пасах или бирках.

    "Пас–календарь - говорит г.Савваитов - есть вершков около четырех в длину шестигранная палочка, в середине утолщенная и разделенная вырезкой на две равные части. Ребра этой палочки представляются зубчатыми, потому что на них сделаны вырезки; против некоторых вырезок на всех сторонах этой палочки вырезаны особенные знаки. Число вырезок на ребрах – 365 указывает на число дней невисокосного года, а нарезки на сторонах – неподвижные праздники, обозначаемые в святцах, и некоторые хозяйственные заметки. На каждом ребре помещено по два месяца, которые отделяются друг от друга вырезкой на середине. Начало года с 1 марта обозначено особой вырезкой.

    На самом деле значение коми пасов гораздо шире. Основное определение пасов в Коми языке Рöдвуж, основная цель противостоять мистическим силам и болезням, которые считались следствием недоброй духовной силы и порчи. Понятия "Рöдвуж", "Ним" и "Пас" - центральные в традиционном мировоззрении и этнографии коми–зырян.

    Пасы–календари, экспонаты Коми Национального музея, Сыктывкар (длина около 20см). Деревянные шестигранные (есть один четырехгранный) резные, известны с XII века, эти образцы конца XIX века. На каждом ребре зарубки по числу дней в двух месяцах. На всех гранях множество пасов (знаков). На этих образцах пасов–календарей новый год начинается с 1 марта, пасами отмечены личные родовые памятные даты владельца, а сами пасы имеют одновременно именное, магическое колдовское и практическое назначения.

    На прялках тоже можно изучать коми пасы. Прялки были почти в каждом доме, в каждой семье их расписывали по–своему. Главным назначением рисунков и пасов было защитить семью от злых духов и нечистой силы, передать историю и дух своего семейного рода. Приложение……

    Заклинание записанное имеет больше силы, чем сказанное. Главное магическое значение имеют пасы. Разный орнамент означает разный сакраментальный смысл и назначение, также и на нашем сайте. Рисунки означают обращение к разным богам, изображения домашних животных делали для их защиты от порчи. Большинство окружностей символизируют солнце. Такие необходимые и важнейшие по Алексею Сидорову элементы как круглые отверстия и металлические включения в прялках есть технологически. Наложенные дуговые линии свойственны северным коми, связанным с оленеводством.

    Расшифровка изображений дает общую картину жизни и быта традиционной зырянской семьи и рода, хотя многие элементы допускают многомерность, присущую Коми культуре. Например, косой крест Х на пасах по информации Людмилы Королевой (Корткерос) может иметь значения и названия: грань; пересекающиеся лучи; выль сер (новый узор); огонь; солнце; крест или наклонный крест как протест против православия. Причем обычно может одновременно иметь несколько разных значений. Простой ромб ◊ на пасах может иметь значения: круг; огонь; солнце. И разумеется, каждый род или семья могут любому элементу придавать еще свое родовое значение.

    5 . Отражение элементов коми ижемского костюма

    в современной моде.

    В Республике получили развитие различные отрасли промышленности. Появились крупные города, поселки городского типа. Произошли коренные изменения в традиционном укладе и духовной жизни народа. Постепенно произошел спад самобытного народного искусства. Распространение фабричной одежды городского типа привело к вытеснению традиционного народного костюма, исчезновению местных тканых и вязанных узорных изделий.

    Исследуя современное направление моды, было выявлено, что тяга к традиционному искусству совсем не исчезла. Она выражалась в сохранении образцов узорных тканей, вышитых вещей, которые люди продолжали использовать, изредка надевая их. Интерес к традиционному проявляется в предпочтении покупать фабричные ткани с расцветкой, напоминающей домашние. Излюбленными считались и считаются до сих пор белые и светлые ткани, красный или бордо цвета, а также голубой сатин, ситец тёмных тонов с мелким светлым рисунком, напоминающий народную набойку, различные полосатые и клетчатые ткани. Коми – ижемцы использовали для шитья одежды покупные ткани, в том числе нарядные и дорогие (атлас, бархат, парча и др.), весьма ярких и вместе с тем благородных рисунков.

    Сходство прослеживается не только в применяемых тканях, но и в покрое и конструкции одежды. В современной моде актуальны декоративно – конструктивные элементы, такие как воротник – стойка, украшение изделий вышивкой, бисером.

    Многие ведущие модельеры выпускают коллекции одежды в фольклорном стиле, используя для этого конструкцию традиционной национальной одежды.

    Из выше перечисленного можно сделать вывод, что элементы коми одежды нашли применение в современной моде и являются достаточно актуальными. Традиционное народное искусство коми в настоящее время обрело новую жизнь. Это одно из проявлений духовного возрождения народа коми, его богатой самобытной культуры, которая занимает достойное место в сокровищнице мировой культуры.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Активный рост национального самосознания народа коми вызывает повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Выполнив эту работу, я узнала много новых фактов из быта и традиций коми ижемского народа, а также почерпнула знания о коми национальном ижемском костюме.

    В 11 веке сформировались древние коми. Завершающий этап в формировании народности коми приходится на 17 – 18 века. В указанное время наблюдался рост производительных сил. Увеличивались площади, занятые под земледелие, роль которого повышалась в хозяйстве коми. Нивелировались местные социально – экономические условия, сближавшиеся с общероссийскими. Росло мелкое ремесло, поднималась товарность сельского хозяйства, возникали промышленные предприятия, развивался внутренний обмен. Постепенно преодолевались рамки земельных союзов, поначалу мало связанных друг с другом. Этому способствовали как укреплявшиеся торговые связи, так и взаимные переселения жителей из одних районов края в другие.

    В течении 17 – 18 веков ви основном был завершен процесс формирования ижемской коми этнографической группы. В результате длительного межэтнического смешения и этнокультурного взаимовлияния у ижемцев выработались своеобразные черты в антропологическом типе. Возник особый ижемский диалект с существенными заимствованиями из русского и ненецкого языков. Произошли изменения в традиционном хозяйственном комплексе, определились другие существенные отличия от остальных коми этнических групп.

    Ныне, лишь ижемские коми сохраняют определённые особенности национальной культуры. У остальных этнографических групп региональная этическая специфика в основном утрачена, исключая диалектные особенности языка.

    Населенный пункт где проживали коми ижемцы сначала было село Ижма(1567 г.) – центр Ижемского района. Названо по одноимённой реке Ижма, на которой оно расположено. Сегодня это город Сосногорск, который известен как крупный железнодорожный узел, центр нефтедобычи, газопереработки и энергетики. Отсюда во все концы России уходят составы с нефтью, углём, лесом, бежит по проводам электроэнергия. Город - финансовый донор республики Коми.

    У ижемцев как и у всех народов были свои традиции, обряды и свой неповторимый национальный костюм. Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно «след, тень» человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением человек без одежды называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать - нет у него тени- оберега.

    Народная одежда коми имеет много общего с одеждой населения русского Севера т некоторых финно-угорских народов. Для женской одежды коми характерны сарафанный комплекс северорусского типа с некоторыми специфическими деталями. Ижемский костюм является одним из самых ярких костюмов народа коми и имеет свои характерные особенности. Он отличается прежде всего тем, что,для его пошива использовали покупные ткани. Женские рубахи шились из шёлка с особенной деталью воротника и рукавов. Сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Для пошива костюма использовали шёлк, чаще с растительным орнаментом. В отделке применялись тесьма, кружево, вышивка и бисер. Головной убор в костюме имел большое значение. Он представлял собой кокошник, расшитый бисером, перламутровыми пуговицами, надевался поверх большой шёлковой шали с длинными кистями.

    Некоторые элементы коми костюма нашли широкое использование в современной моде. Модельеры в своих моделях все чаще используют конструкции, чертежи, разработанные много лет назад нашими предками. Для отделки современных изделий стало модным использовать вышивку и бисер.

    Данная тема является довольно интересной и актуальной. Работу можно использовать на уроках технологии, при объяснении тем, связанных с региональным компонентом.

    Список использованной литературы

      Северные просторы //- 2001 № 2 – с.30 - 33.

      Савельева Э.А., Королев К.С., По следам легендарного чуда. - Сыктывкар: «Коми книжное издательство»,1989. – с.120.

      Жеребцов И.Л., Конаков Н.Д, Из жизни древних коми. - Сыктывкар: «Коми книжное издательство»,1985. – с.133.

      Ильина И.В, Жеребцов И.Л., Несанелис Д.А и др., Традиционная культура народа коми./ И.В. Ильина, И.Л. Жеребцов, Д.А. Несанелис и др.; Этнографические очерки. – Сыктывкар: «Коми книжное издательство»,1994.-с. 269.

      Белицер В.Н., Коми – зыряне./ В.Н. Белицер; Историко-этнографический справочник. - Сыктывкар: «Коми книжное издательство»,1993. - с. 176.

      Жеребцов И.П, Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми./ И.П. Жеребцов - Историко-демографический справочник – Сыктывкар: «Коми книжное издательство», 2000. – с. 185.

      Сосногорск: на рубеже двух тысячелетий. – ООО «Региональный дом печати», 1999 год.

      Судеб изменчивой зигзаги: к 60 – летию Сосногорского газоперерабатывающего завода посвящается – ООО «Севергазпром», 2001.

      Грибова Л.С., Савельева Э. А., Народное искусство Коми./ Л.С. Грибова, Э.А. Савельева – Министерство культуры Коми Республики: Изд – во республиканский центр «Ветераны за мир», 1992. – с.270.

      Зырянский мир – Очерки о традиционной культуре коми народа - Сыктывкар: «Коми книжное издательство», 2004. – с. 256.

      Памятники отечества Земля Коми. – альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Сыктывкар: «Коми книжное издательство», 2004.

      Климова Г.Н. «Текстильные орнаменты Коми» - Монография.

      Тема занятия: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

      Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными элементами коми - пермяцкого орнамента, и принципами его композиционного построения.
      Задачи:
      Развивающие задачи:
      * Развивать навык составления узоров из различных элементов.
      * Способствовать развитию воображения.
      Воспитательные задачи:
      *Воспитывать аккуратность.
      *Вызвать интерес к искусству коми народа.
      Тип занятия: Знакомство с новым материалом
      Необходимое техническое оборудование: аудио проигрыватель (в данном случае ноутбук), магнитно-маркерная доска.
      Материалы: Альбомные листы, гуашь, кисти, карандаш, ластик, маркеры для доски (красный и чёрный)
      Зрительный ряд: Две картонные куклы, элементы коми-пермяцкого орнамента, рисунок пояса и передника, (кушак)
      Музыкальный ряд: композиция - «Марямоль»
      Ход занятия
      I. Организационный этап. Подготовка детей к работе.
      Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами снова будем путешествовать по огромной стране Вообразили и Творчества Будем творить и рисовать? И так все улыбнулись друг другу пожелали удачи и начинаем наше веселое путешествие.
      Дети внимательно слушают и настраиваются на занятие.
      II. Подготовительный этап. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
      Педагог: А вот чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам отгадать. Прослушайте для начала внимательно отрывок очень веселой песенки.
      Звучит отрывок песни «Марямоль» - народные коми песни
      Ребята слушают мелодию

      Педагог: Вам понравилась мелодия?
      Ответы детей: Да очень весёлая песенка
      Педагог: Мелодия вроде бы нам знакома, народные мотивы, а смысл песенки вы поняли?
      Ответы детей: Нет смысл не поняли, потому, что она не на русском языке.
      Педагог: Вы правы эта песенка не на русском и даже не на английском языке. Она на коми-пермяцком языке. Только что, друзья, вы прослушали песенку на коми -пермяцком языке. И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое этой маленькой, но очень интересной нации. А помогать нам будут две сестренки – близняшки Маша и Глаша.
      педагог на парту выставляет две куклу сделанные из картона, обе куклы одеты в одинаковый наряд, но у одной наряд (передник, рукава и воротник рубашки вышиты узорами у другой нет
      Педагог: Знакомьтесь, это Маша и Глаша. Они коми-пермячки. Маша и Глаша с удовольствием помогут нам разобраться в некоторых особенностях коми-пермяцкого народа
      Ребята здороваются с куклами
      Педагог: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи?
      Ответы детей: Да!
      Педагог: И чем же?
      подвести наводящими вопросами к наряду кукол
      Ответы детей: Лицом, волосами. У них одинаковый наряд
      Педагог: Итак, вы считаете, что Маша и Глаша в абсолютно одинаковой одежде.
      показывает на куклах
      Педагог: У Маши белая рубашка, зеленый сарафан и у Глаши все точно такое же, согласны со мной?
      Ответы детей: Нет мы не согласны. Маша выглядит нарядней
      Педагог: А почему Маша выглядит нарядней?
      Ответы детей: Маша нарядная так, как у нее узоры на одежде
      Педагог: Все правильно и сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд нашей гостьи Маши. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Глаши.
      III. Повторение пройденного материала. Проверка имеющихся у детей знаний и готовность к изучению новой темы.
      Педагог: На прошлых занятиях мы с вами уже знакомились с этим узором он называется…?
      Ответы детей: Орнамент.
      Педагог: Правильно. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. По построению он бывает трёх видов, перечислите их.
      Ответы детей: Орнамент по построению бывает:
      - ленточный;
      - замкнутый;
      - сетчатый.
      Педагог: Правильно, мы с вами изучали три основные разновидности орнамента по закономерностям построения: (педагог вывешивает наглядность).
      ленточный (Рис. 1),
      замкнутый (Рис. 2),
      сетчатый (Рис. 3).
      Педагог: Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или
      И на Маше непростой орнамент – это национальный коми – пермяцкий орнамент.
      Сегодня мы с вами поближе познакомимся с орнаментом коми-пермяков. Выясним для чего служил орнамент, как он появился и из каких элементов состоит. Ребята, к какому виду отнесём орнамент выполненный на передничке у Маши?
      Ответы детей: Ленточный.
      Педагог: Правильно.
      IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение первичного запоминания
      Педагог: Посмотрите внимательно на наряд Маши, на каких частях одежды присутствует орнамент?
      (Работа с куклами)
      Ответы детей: На рукавах рубашки, на поясе, на воротничке
      Педагог: Всё это не случайно. В старину орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые тоже “охраняли” от «всякой нечисти». Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Маши?
      Ответы детей: мы можем увидеть крестики, галочки.
      Педагог: Все элементы, из которых состоит узор являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде Маши, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются. Источником для создания интересных композиций в коми - пермяцких орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- пермяков можно разделить на несколько основных групп:
      -одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас…) (Наглядность)
      -другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)
      (Наглядность)
      -третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…) (Наглядность)
      -четвёртые являлись изображением фигур людей. (Наглядность)
      На сегодняшнем занятии ваша задача выполнить коми-пермяцкий орнамент используя элементы, которые представлены на доске.
      Работа с наглядностью
      V. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности усвоения нового материала выявление ошибок и их коррекция
      Педагог: Ребята, только, что Маша и Глаша мне передали, что хотели бы вас проверить хорошо ли вы запомнили элементы коми-пермяцкого орнамента.
      Каждому из вас они приготовили листок, где записано какой элемент необходимо вам нарисовать.
      (заранее приготовлены листочки с названиями элементов, подсказка с доски не убирается, на доске педагог маркером чертит полоску для выполнения элементов орнамента)
      Дети выходят у доски рисуют маркерами элементы коми-пермяцкого орнамента, остальные угадывают.
      VI. Контрольный этап. Выявление качества овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний
      Педагог: Молодцы Маша и Глаша довольны вами. А сейчас я вам ребята предлагаю помочь Глаше и украсить ее скучный наряд. Мы сделаем для нее яркие переднички, украшенные коми-пермяцким орнаментом.
      Каждый из вас получит альбомный лист формата А-4 положим его горизонтально, Это у нас будущий передничек для Глаши, у каждого уже отмечена полоса в которой у вас должен появится коми -пермяцкий орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
      Педагог предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию из элементов которые им больше всего понравились. Детям предоставляется полная творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.
      Дети придумывают и наносят орнамент
      на заранее приготовленные листы А-4

      (вырезанные в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента)
      VII. Итоговый этап Анализ и оценка успешности достижения цели.
      Педагог: Я вижу, что у всех работа готова. Будем примерять переднички нашей Глаше.
      Подводятся итоги работ, прикрепляя каждый лист к сарафану Глаши.
      Педагог: Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.
      Уборка рабочих мест.

      Урок – исследование для учащихся 2 класса на тему

      «КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

      Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к традиционной культуре народов Прикамья.

      Задачи:

      Развивающие:

        развивать творческую и познавательную активность

        развивать эмоциональное, эстетическое восприятие, творческие способности.

      Воспитательные:

        воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость

      Обучающие:

        познакомить учащихся с характерными особенностями орнамента коми-пермяцкого народа.

        сформировать навыки последовательного ведения работы.

      Тип урока: изучение нового материала.

      Форма урока: урок-исследование

      Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

      Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

      Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

      Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.

      Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков

      Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»

      ХОД ЗАНЯТИЯ.

        ВВОДНАЯ БЕСЕДА

      Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.

        ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

      Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

      Дети отвечают

      Учитель: А что Вы знаете об этом народе?

      Дети отвечают

      Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!

      Дети работают с географической картой Пермского края

      Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.

      Дети отвечают

      Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки , коренное население Прикамья. До 1920-х гг. ониназывали себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.

      Показ слайда.

        УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

      Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.

      Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».

      Показ слайда.

      Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Мног ие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.

      Показ слайда.

      Учитель: Как же жиликоми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.

      Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.

      Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нян ь – хлеб – «хлебное ушко».

      Показ слайдов.

      Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва» , и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?

      Дети называют реки.

      Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!

      У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!

      Показ слайда. Дети отвечают.

      Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!

      Показ слайда. Дети отвечают.

      По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?

      Показ слайда. Дети отвечают.

      По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?

      Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.

      Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:

      Велва - река, начинающаяся на возвышенности

      Вильва - свежая вода

      Ивань - божественная река (женские слезы)

      Койва - холодная, ледяная (брызгающая) река

      Колва - охотничья река

      Косьва - мелкая река (вода)

      Лысьва - река, текущая через хвойные леса

      Мойва - бобровая река

      Обва - луговая снежная река

      Пожва - мутная вода

      Сюзьва - река, текущая, где водятся филины

      Усьва - падающая с шумом вода

      Чусовая – Чусва - быстрая вода

      Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.

      Физкультминутка.

      Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ - это РУКИ, ЧУНЁК - ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ - ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.

      Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!

      Дети отвечают.

      Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:

        С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.

      Показ слайда

        СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

      Показ слайда

        С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

      Показ слайда

        С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУР ЛЮДЕЙ

      Показ слайда

      Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

      Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:

        ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

        ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.

      Показ слайда

      Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?

      Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.

      Дети называют элементы орнамента.

      Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!

      Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.

      4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

      Учитель: Закончите предложенные фразы:

      Мне особенно запомнилось ……

      Сегодня я узнал(а) ……

      Я научился……

      Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.


      Цель: углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.


      Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.


      Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение;

      Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.





      Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)

      Третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)



      Растительный

      Животный

      Предметный


      Распредели орнаменты по группам.

      Животный

      Предметный

      Фигуры людей

      Ошейник коровы

      Бараньи рога

      Рога молодого

      Рога взрослого

      Коровьи рога

      Ошейник оленя


Выбор редакции
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...

Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...

Такие вот рогалики с интересной начинкой предлагают нам немецкие кулинары. Очень вкусная получилась начинка. Поэтому если вы еще такую не...

Удивительный рыбный суп по-скандинавски — уха со сливками. Приготовьте в домашних условиях по простым рецептам.Это первое блюдо...
Хлеб с чесночным маслом является одной из самых простых вещей, которые можно приготовить в домашних условиях. Это действительно до...
Медальоны из говядины можно заказать в самых лучших ресторанах Бишкека. Может быть, вы даже пытались приготовить их дома. Но, скорее...
Котлеты – один из символов вкусной домашней кухни. Их можно готовить из разных видов мяса: подходит свинина, говядина, курица, индейка....
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...
хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....