Урок литературы. Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах


Два сватовства в романе
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
(опыт сопоставления)

Для анализа предлагаются два эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).
- Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?
(Тема сватовства.)
Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в русской литературе и искусстве.
- Вспомните, в каких произведениях она встречается.
(Сцены сватовства встречаются и у А.С.Пушкина в «Дубровском», и у Н.В. Гоголя в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)
Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.
- Вспомните об истории названия романа.
(Учебник Кутузова 10 класс стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).
В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).

Сватовство Пьера и Элен
Сватовство Анатоля и кн.Марьи

Отец-князь Василий Курагин:
Отец-князь Николай Андреевич Болконский:

Жених – Пьер:
Жених- Анатоль Курагин:

Невеста – Элен Курагина:
Невеста- княжна Марья Болконская:

Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?
(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).
Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?
(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.
Пьер беспомощен и кн.Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).
Что думает кн.Василий о счастье своей дочери?
(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).
Какой видит кн.Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?
(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?
(заполнение соответствующей графы в таблице).

Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?
(Именно там молва соединяла людей, формировала мнение о человеке, здесь делался выбор).
Какую роль в этом эпизоде сыграла А.П. Шерер? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?
(А.П.Шерер – хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).
7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.
(Докажите текстом).
Что Пьер думает об Элен?
(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).
Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.
(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).
Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?
(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).
Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят» Что она думает о будущей семейной жизни?
(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).
Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).

А что же происходит с Пьером?
(Внутренняя борьба).
В чем проявляется эта внутренняя борьба?
(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.
Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.
Уже знал, будет стоять под венцом с нею).
Любит ли он ее?
(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).
Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн.Василий?
(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.

Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?
(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).
Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?
(Нет. Автор рисует параллельный мир, противопоставляет отношение героев к вопросу создания семьи.)
Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?
(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)
В чем это проявляется?
(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).
Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?
(Он любит Марью, но по-своему; кн.Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).
Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.
(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн.Болконском в соответствующую графу.

Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.
Что представляет он из себя? Почему старый кн.Болконский постоянно «хмурится»?
(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству- святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн.Андрея).
А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?
(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)
Как он ведет себя?
(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)
А какова же кн.Марья в этой сцене?
(Волнуется, переживает. Это доказывают внутренние монологи.
Ей совестно за себя и за других).
Какая художественная деталь подчеркивается автором во внешнем облике княжны в этой сцене?
(«Глаза ее потухли», «глаза, полные слез и мысли», «глаза, полные грусти и мысли»).
Какие же мысли ее мучают? Какой она видит свою будущую семейную жизнь?
(Стр. 246.)
Толстой внешне изуродовал героиню, сделал ее некрасивой. А как он относится к ней?
(Любит. Неоднократно упоминает о «лучистых» глазах Марьи. А ведь глаза человека – зеркало души. Она умеет чувствовать, переживать, мыслить (внутренние монологи). Сцена игры на фортепиано (стр. 253). Княжна преображается. Неслучайно автор не дает восторжествовать злу в образе Анатоля Курагина.)
На решение вопроса о женитьбе Толстой отводит героям только одну ночь. Как ведут себя герои?
(Анатоль заснул тот час (стр. 253). Все остальные не спят: Марье чудится дьявол с белым лбом, черными бровями и румяным ртом (стр. 254), кн. Николай Андреевич чувствует себя оскорбленным за дочь, все понимает (стр.254).
Что повлияло на решение, которое принимает кн.Марья?
(стр.256).
Как характеризует ее этот поступок?
(Благородна, способна на самопожертвование ради счастья других (стр.257).
Заполним до конца таблицу, отметив в ней наши мысли об Анатоле и Марье.

К какому выводу подводит нас автор?
(Противопоставляет героев).
В чем смысл антитезы? Какую модель семьи Толстой не принимает, зачеркивает?
(Обе модели не принимает).
А что же дальше ждет героев?
(Толстой делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Пройдя через испытания, любимые герои: Пьер, кн.Марья, Наташа - обретают счастье, дом, семью. Нелюбимые: Элен, Анатоль – лишены будущего. (Об этом мы узнаем в эпилоге романа (4том, стр.336)). Одним из испытаний для героев стала любовь, женитьба!)

Вывод: В своей книге Толстой показал нам, что хорошо, а что плохо, как можно и нужно жить, а как нельзя. По существу, «Война и мир» - модель жизни.

Домашнее задание: На страницах романа еще образовываются семьи (Берг, Друбецкой). Как возникают эти семьи, что их отличает. Продолжите свои наблюдения в таблице.

Важную роль в романе играет образ Элен, холодной свет­ской львицы. Ее красота, искусство с молчаливым достоинст­вом держать себя в свете очаровывают Пьера. Не обладая бо­гатым внутренним миром, Элен благодаря лести вскоре обретает репутацию обворожительной женщины. Рисуя порт­рет героини, Л.Н. Толстой подчеркивает повторяющуюся де­таль - открытые плечи, очень оголенные, белые, полные. Пи­сатель не жалеет эпитетов, чтобы подчеркнуть холодную, чисто физическую красоту графини Безуховой. Улыбка у нее однообразно красивая. И в этом однообразии угадывается не­искренность.

Видя, что Элен глупа, он понимает, что брак не принесет ему счастья, но князь Василий, все родные и знакомые из его окружения всячески подталкивают его к женитьбе. И тот в конце концов идет у него на поводу. О том, что Пьер соверша­ет ошибку, он понимает после первого же поцелуя.

Рассказывая о том, как готовится этот брак, и о том, как развиваются дальнейшие отношения супругов, Л.Н. Толстой убедительно показывает, что в светском обществе любовь, подлинные человеческие чувства не являются определяющи­ми при вступлении в брак. Главным аргументом здесь являют­ся связи, богатство. Подобный же вывод можно сделать из рассказанной автором истории сватовства Анатоля Курагина к Марье Болконской. Им движет лишь желание поправить свои дела. Старый Болконский, желая оградить дочь от ошибки, от­крывает ей на это глаза: «Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать…». Рассуди­тельная Марья дает отказ Курагину. Жесткий торг за приданое ведет Берг, делая предложение Вере (старшей дочери в семье Ростовых).

На фоне женских образов второго и третьего планов ярко прописан образ главной героини романа - Наташи Ростовой. Впервые она предстает на страницах произведения в день именин еще совсем юной: «Черноглазая, с большим ртом, не­красивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными руками и маленькими ножками в кружевных панта­лончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Шаловливая Наташа мила своей непосредственностью, но Л.Н. Толстой не раз еще подчеркивает ее некрасивость. Для него важна, прежде всего, душевная красота. Красивые Вера и Элен холодны душой. Их лица не освещает улыбка. Княжна Марья же, как и Наташа, болезненна и некрасива, но у нее глубокие и лучистые глаза: «как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них». Марья религиозна, спо­собна на самоотверженную любовь. Ее душевную тонкость хорошо иллюстрируют противоречивые переживания героини по поводу смерти своего отца: с одной стороны, она скорбит об этом, а с другой - радуется своему неожиданному осво­бождению от его тяжелой в психологическом плане опеки и одновременно ужасается этой радости. Княжна переосмысли­вает свое отношение к любовнице отца m-lle Bourienne, разде­ляя с ней свое горе.

Мучительно винит себя Марья за то, что, может быть, в последние минуты жизни отца упустила что-то важное, что он хотел бы ей сказать. Эти рассуждения писателя подчеркивают важность каждого сказанного нами при жизни слова.

На примере портрета княжны Марьи в церкви, когда она молится после известия о Бородинском сражении, Л.Н. Тол­стой показывает, как облагораживает черты лица тонкая ду­ховная работа: «Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем». Не случайно именно эта встреча с княжной в церкви так сильно запала в душу Николаю Ростову и помогла ему открыть для себя богатый внутренний мир Ма­рьи Болконской: «Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное - эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чер­тах ее, тревожили его и требовали его участия».

Наташа Ростова - любимая героиня Л.Н. Толстого. Она любит танцевать (причем знает и классические бальные, и на­родные танцы). Юная Наташа мечтает стать танцовщицей. У нее красивый, хотя и необработанный голос.

На примере образа Наташи Л.Н. Толстой показывает, что душевная красота, а в особенности красота любовного чувства преображает человека и внешне. На вечере у Бергов Наташа буквально преображается и хорошеет на глазах, когда к ней подходит князь Андрей. Однако свадьба с Болконским, кото­рый делает ей предложение, отложена на год. Юная девочка, ослепленная успехом в свете, влюбляется в Анатоля Курагина и решается с ним бежать. Променяв благородного человека на мерзавца, Наташа своими руками разрушает свое счастье. Од­нако через эти страдания она взрослеет, становится добрее. Сначала героиня совершенно теряет всякую радость жизни. С чрезвычайной психологической тонкостью передает Л.Н. Тол­стой ее душевное состояние: «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с чер­ными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, - тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе». Успокоение Наташа находит в молитве.

В муках и страданиях Наташа взрослеет. Ее первый яркий личностный поступок - решение отдать подводы раненым при эвакуации из Москвы. Затем судьба дает ей шанс загла­дить вину перед уже смертельно раненым князем Андреем. Символично, что Наташа безошибочно находит глазами кры­тую повозку, еще не зная, что именно в ней везут Болконско­го. Перед смертью князь Андрей прощает измену Наташи, и она нежно ухаживает за ним в его последние минуты. Л.Н. Толстой пишет, что Наташа ничего не делала «не от всей души, не изо всех своих сил». Любимая героиня писателя на­ходит свое счастье в семье, в детях. Она выходит замуж за благородного человека.

Отдельной важной темой романа является изображение семейных отношений. Наиболее подробно в произведении в этой связи описывается семейство Ростовых. Это гостеприим­ная семья, где собираются люди более прямодушные и сер­дечные, чем у А.П. Шерер, и держат себя просто и естествен­но. У Ростовых всегда хлебосольно и весело, танцы, звучит музыка. В семье царят теплота и взаимопонимание. Родствен­ники часто обнимаются и целуются между собой.

Несколько иная семейная атмосфера описывается в доме старого князя Николая Андреевича Болконского в Лысых Го­рах. «Он говорил, что есть только два источника людских по­роков: праздность и суеверие, и что есть только две доброде­тели: деятельность и ум», - так характеризует Л.Н. Толстой хозяина дома.

Н.А. Болконский регулярно занимался со своей дочерью княжной Марьей математикой, которую она плохо понимала. В определенные часы (между 12 и 14 часами) девушка игра­ла на клавикордах. В доме поддерживается строгий порядок.

Не случайно описание праздненств в доме Ростовых и аске­тичного быта в Лысых Горах в произведении расположены рядом. Толстой хочет подчеркнуть, что в доме Ростовых жи­вут чувствами, эмоциями, а в жизни Болконских чувства ус­тупают место разуму. Чтобы рельефнее показать тип отно­шений в этой семье, Л.Н. Толстой ярко описывает сцену прощания князя Н.А. Болконского с сыном Андреем перед отъездом: вместо теплых объятий отец и сын молча смотрят друг на друга, а затем старый князь с сердитым криком «Ступай!» выгоняет сына из кабинета. Конечно, старик нервничает, понимая, что, может быть, видит сына в послед­ний раз, но даже в такой момент он не дает воли сентимен­тальным нежностям.

С течением времени старый князь Болконский становится все более раздражительным, порой просто оскорбляя своих домашних. Набожная Марья уже мечтала уйти из дома стран­ницей, но не могла бросить отца и племянника. Однако Л.Н. Толстой показывает читателю причины этой несдержан­ности: князь тяжело переживает свою старость и немощность. Однажды перед сном он вспоминает себя молодым генералом без одной морщины на лице, сцену первого свидания с Потем­киным, с матушкой-императрицей. Особенно ужасной кажет­ся Болконскому собственная беспомощность перед лицом на­полеоновского нашествия: французы стоят в Витебске, через четыре перехода могут быть в Смоленске, а старый князь со­бирает ополчение и, отправляя домашних в Москву (подальше от линии фронта), принимает отчаянное решение остаться в Лысых Горах и защищаться «до последней крайности». В этой беспомощной и безрезультатной попытке совершить свой по­следний ратный подвиг он умирает. Прощаясь перед смертью с княжной Марьей, старый князь просит ее надеть любимое им белое платье. Так трогательно он выражает свое отцовское чувство к ней. Одновременно это символическая деталь в ро­мане: до самой смерти князя Марья не покидала его, а теперь она стала свободной и получила возможность устроить свою личную жизнь.

Рисуя обряд прощания со старым князем, Л.Н. Толстой одновременно подчеркивает ужас и величие смерти: закосте­нелый рот, маленькое ссохшееся тело, расходившиеся ноги, которые перевязывают платком, холодная и закоченевшая ру­ка - все эти натуралистические детали подчеркивают брен­ность тела человеческого. Лишь строгий вид спокойного лица все еще напоминает в облике мертвого князя о силе гордого величия его интеллекта и высоких помыслах души. Буквально в одном предложении сопрягает писатель две художественные детали: мундир с орденами и маленькое ссохшееся тело. Здесь автор хочет подчеркнуть разительный контраст между при­жизненными заслугами человека и его ничтожными останка­ми. Таким образом, читатель еще раз убеждается в том, что не в физических данных, полученных человеком от природы, за­ключается суть его отношений с миром, но только в духовной составляющей.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 4


На этой странице искали:

  • оголенные белые полные плечи
  • сватовство анатоля курагина к марье болконской
  • сватовство анатоля курагина к марье болконской сочинение
  • аргументы к роману война и мир
  • почему княжна марья не вышла замуж за анатоля курагина

Для анализа предлагаются два эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).

- Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?

(Тема сватовства.)

Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в русской литературе и искусстве.

- Вспомните, в каких произведениях она встречается.

(Сцены сватовства встречаются и у А.С.Пушкина в «Дубровском», и у Н.В. Гоголя в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)

Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.

- Вспомните об истории названия романа.

(Учебник Кутузова 10 класс стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).

В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).

Сватовство Пьера и ЭленСватовство Анатоля и кн.Марьи

Отец-князь Василий Курагин:Отец-князь Николай Андреевич Болконский:

Жених – Пьер:Жених- Анатоль Курагин:

Невеста – Элен Курагина:Невеста- княжна Марья Болконская:

1.Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?

(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).

2.Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?

(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.

Пьер беспомощен и кн.Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).

3.Что думает кн.Василий о счастье своей дочери?

(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).

4.Какой видит кн.Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?

(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?

(заполнение соответствующей графы в таблице).

5.Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?

6.Какую роль в этом эпизоде сыграла А.П. Шерер? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?

(А.П.Шерер – хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).

7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.

(Докажите текстом).

8.Что Пьер думает об Элен?

(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).

9.Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.

(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).

10.Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?

(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).

11.Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят…» Что она думает о будущей семейной жизни?

(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).

Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).

12.А что же происходит с Пьером?

(Внутренняя борьба).

13.В чем проявляется эта внутренняя борьба?

(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.

Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.

Уже знал, будет стоять под венцом с нею).

14.Любит ли он ее?

(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).

15.Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн.Василий?

(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.

16.Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?

(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).

17.Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?

18.Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?

(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)

19.В чем это проявляется?

(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).

20.Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?

(Он любит Марью, но по-своему; кн.Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).

21.Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.

(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн.Болконском в соответствующую графу.

22.Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.

Что представляет он из себя? Почему старый кн.Болконский постоянно «хмурится»?

(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству- святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн.Андрея).

23.А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?

(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)

24.Как он ведет себя?

(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)

25.А какова же кн.Марья в этой сцене?

Дворянское общество в романе «Война и мир» Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к произведению, автор которого описывает мир, отделенный от него временем или пространством. Ясно, что по незнанию, заблуждению или небрежности писатель может наделать ошибок. Указать на них нетрудно, но что докажет этим историк, кроме собственной эрудиции? Художник не ученый, художественная правда неравнозначна правде исторической. Вольности обращения с исторической истиной представляются в литературном произведении вполне правомерными, ибо автор описывает не столько то, что было, сколько то, что могло быть - или даже, как ему кажется, могло бы быть. Однако бывает, что писатель намеренно искажает прекрасно известные ему исторические факты, сознательно, целенаправленно видоизменяет, переворачивает их во имя собственного замысла. Думается, в этом случае восстановление истины совершенно необходимо. Разумеется, не для того, чтобы уличить в обмане или раскритиковать литератора, изобразившего то, чего - как он точно знает - заведомо быть не могло, но при этом заставившего читателей поверить в правдивость выдуманного мира. Указание на расхождение между исторической и художественной правдой важно тем, что позволяет проникнуть в мастерскую писателя, уяснить его художественную и идейную концепцию. Как и творчество автора, пишущего на современный ему сюжет, творчество исторического романиста может стать вполне понятным только при выявлении разницы между реальностью эпохи и ее отражением в литературном тексте. Не знаю, насколько обоснованным покажется это утверждение, но мне хотелось бы проиллюстрировать его на примере изображения дворянского общества в эпопее «Война и мир». Л. Н. Толстой избрал для романа эпоху, которая в его время не только была памятна старикам, но многие явления которой сохранялись практически неизменными, то есть были частью современной жизни и в 1805, и в 1865 годах. Кроме того, он отдал много сил изучению мемуаров и исторических сочинений о периоде наполеоновских войн. Наконец, он создал свое произведение в какой-то степени с полемическими целями, желая показать историкам, как следует подходить к изучению прошлого. Свои историко-теоретические взгляды он изложил в целом разделе «Эпилога», не удовлетворясь их воплощением в сюжете, образах и философских раздумьях героев. Тем интереснее «Война и мир» историку. Перед нами не просто источник, отражающий взгляды эпохи 1860-х годов на события Отечественной войны 1812 года; перед нами - гигантский труд, поставивший целью передать характер времени, характер русского народа, опираясь на исторические материалы и на четко сформулированную историческую теорию. Назвать ли «Войну и мир» историческим сочинением в художественной форме или художественным произведением с историософским подтекстом, - в любом случае оно заслуживает самого пристального внимания как явление по-своему уникальное. Поскольку к дворянскому обществу принадлежат главные герои «Войны и мира», через их биографии всего удобнее рассматривать творческий метод писателя.

В старших же поколениях французским владели по-настоящему только те, кто успел получить образование во Франции до революции, либо те, кому посчастливилось заполучить хорошего учителя в доэмигрантские времена. В этих поколениях нередки были случаи плохого знания французского даже просвещенными лицами (так, И. Дмитриев понимал французский, но не говорил на нем; М. Загоскин, выросший в провинции, французский выучил по словарю и не имел представления о грамматике и произношении). Таким образом, 1805 год приходится на период, когда в русском свете было наименьшее число знатоков французского и наименьшее число лиц, воспитанных за границей. Разумеется, французский язык в салоне Шерер вполне уместен, поскольку сама хозяйка и половина ее гостей - иностранного происхождения. Но их «иностранный склад мысли» не следует прямолинейно переносить на склад мысли русской «высшей знати». Последний момент, связанный с Ипполитом: в укор ему автором ставится и ухаживание за княгиней Лизой Болконской. В этом он совершенно безгрешен. Волочиться за хорошенькими (и не очень) замужними дамами было, можно сказать, светской обязанностью молодых людей. Своим вниманием они хотя бы отчасти компенсировали женщинам равнодушие их мужей. Выбор Ипполита, павший на беременную женщину, явно свидетельствует о его платонических намерениях. Он словно бы выполняет свой долг, стараясь не причинить никому неприятностей. В начале XIX века Ипполит (которого, конечно, звали бы иначе), оставаясь глуповатым и никчемным фатом, не казался бы отрицательным персонажем. Беспутный брат Ипполита Анатоль многим представлялся главным отрицательным героем романа, однако его пороки не столь велики, как кажутся. Его многолетняя разгульная жизнь не являла собой ничего исключительного в кругу светской молодежи первой трети XIX века (так вели себя и Пушкин, и Грибоедов, и многие другие). Напротив, скорее скромный образ жизни был бы сочтен тогда недостатком, проявлением ханжества или лицемерия (вспомним насмешки Чацкого над Молчалиным: «Я езжу к женщинам, да только не за этим»). Во всем прочем безумства Анатоля - продолжение начатой в салоне Шерер сказки; они откровенно гротескны. Он кутит - и стоит своему отцу сорок тысяч в год, что является явным преувеличением. Проиграть в карты можно любую сумму, и долги чести надо платить, но помимо них Анатоль должает до тридцати тысяч в год кредиторам, то есть поставщикам и ростовщикам, - такие деньги по тогдашним ценам невозможно было растратить за год ни на какие прихоти и излишества. Если долги сына обременяли князя Василия, он мог воспользоваться испытанным и действенным средст-вом - объявить об отказе содержать Анатоля, после чего никто бы не дал тому в долг ни копейки, никто бы не сел с ним играть и даже любовницы его бы оставили. Сватовства Анатоля к богатой наследнице княжне Марье в его двадцать с небольшим лет также быть не могло. В такие годы в начале XIX века светскому человеку еще не полагалось помышлять о женитьбе, и было заведомо ясно, что старый князь Болконский своего согласия не даст под любым предлогом. Если Курагиным требовалось поправить свои дела, свататься следовало бы Ипполиту, все-таки старшему из братьев. Временами Толстой словно бы забывает о том, что Анатоль приходится Элен родным братом, и заставляет Пьера воображать их близость.

Князь Андрей женился на небогатой и незнатной немке Лизе Мейнен, увлекшись ее очарованием и кротостью, за что через полгода после свадьбы ненавидит себя, срывает зло на жене, а его отец открыто ее третирует. (Даже образу маленькой княгини Толстой постарался придать всю возможную нереальность. Черные усики Лизы, постоянно, настойчиво упоминаемые автором, никогда не были свойственны немкам. Кроме того, в июле 1805 года Лиза была заметно беременна и ходила переваливаясь, хотя ребенок родился только 19 марта. Разумеется, писатель мог просто забыть такие мелочи, но еще раз повторю - соединенные вместе, они складываются в цельную систему изменения даже общеизвестных истин.) В дальнейшем князь Андрей поступал полностью логично. Опасаясь быть убитым на войне, он просил отца самого воспитывать внука, если Лиза родит мальчика, не отдавая матери и ее семье: это совершенно правильно, ибо немецкая родня не обеспечила бы ребенку того образования и положения в свете, на которые вправе был рассчитывать наследник князей Болконских. В 1805 году, состоя адъютантом главнокомандующего, князь Андрей мечтал о личном подвиге на поле боя и действительно его совершил, поведя за собой солдат и павши со знаменем в руках. За этот поступок, тем более произошедший на глазах Кутузова, он должен был бесспорно получить орден и продвижение в чинах, о чем автор предпочел умолчать. После кампании 1805 года Болконский с чистой совестью и репутацией героя вышел в отставку, хотя в 1806 году Толстой заставил его вступить нехотя в ополчение, «чтобы отделаться от действительной службы», ибо «началась война и все должны были служить». Тут очередная фантазия или гротеск: никто не мог вынудить русского дворянина служить, поскольку свобода от службы была дарована ему «Манифестом о вольности дворянства» 1762 года. Кроме того, в 1806 году нельзя было бы сказать, что «началась война». Шли одновременно три заграничные кампании (русско-персидская, русско-турецкая и 4-я антифранцузская коалиционная войны), но это отнюдь не означало всеобщую мобилизацию дворян - ее не было и в 1812 году. Впрочем, Толстой не настаивал на этой подробности, предоставив герою хозяйничать в имении. Наскучившись уединением, князь Андрей возвратился в Петербург и втянулся в политические преобразования М. Сперанского, с головокружительной быстротой переходя от должности к должности. Разуверившись в полезности предполагаемых реформ (кстати, напрасно; можно было не верить в их осуществимость, но сам проект Сперанского по созданию в России конституционной монархии был революционен для своего времени), князь Андрей нашел новую жену, опять неудачно, ибо посватался к слишком юной девушке. Нынешнее представление о том, будто бы в начале XIX века замуж выходили в шестнадцать лет, а в двадцать считались старыми девами, ни на чем не основано. Бывало, что женщины вступали в брак и шестнадцатилетними, но средний брачный возраст в столицах соответствовал теперешнему, и даже в тридцать-тридцать пять лет девушка не теряла надежд (сестра Грибоедова Мария вышла замуж в тридцать четыре года, причем не за пятидесятилетнего вдовца, а за ровесника, - и это не единичный факт).

Далее Робида описывает человечество, которое, наконец опомнившись от «великого ужаса», пытается вновь объединиться и создает «Великий совет предохранения от ошибок прошлого без политиков» и принимает новое летоисчисление. «Род человеческий,P пишет он,P уцелевший и не погибший, по крайней мере, полностью наконец-то облагоразумился. Человек вышел из Великого бедствия и стал шествовать по бороздам, проведенными его предками». Альбер Робида прожил долгую жизнь. Ему суждено было увидеть Первую мировую войну и применение иприта против французов, что когда-то он описал в фантастическом романе. Увидел он и города, разрушенные бомбами, сброшенными с дирижаблей и самолетов, и осуществление многих других собственных пророчеств. Единственное, что он не мог предположить,P это то, что два его сына погибнут в мясорубке когда-то описанной им мировой войны. Сказочник и прорицатель умер в 1926 году, в возрасте 78 лет, в своем доме в Невилле, сидя за рабочим столом. Ему поставлен скромный памятник, и его вспоминают, когда вновь открывают его книги со смешными и забавными рисунками, изображающие женщин, одетых по-мужски, войну на рельсах бронированных локомотивов, сражения в воздухе «воздушных кораблей и кабриолетов», «театральные спектакли и телегазеты на дому по телефоноскопу», магазины с звуковыми записями, рождение людей из пробирки и многое другое, «невероятно фантастическое», но весьма пророческое. «Предвидения» Герберта Уэллса Долгое время в нашей стране английский писатель-фантаст Герберт Уэллс был известен прежде всего как автор нашумевших романов «Война миров», «Машина времени» и «Человек-невидимка»

Наполеон Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского В отличие от плеяды выдающихся западноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образ Наполеона был еще окружен героическим или высоким трагическим ореолом. Толстой и Достоевский показали, что сама идея "наполеонизма" глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности. Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой IXX века, которая выражает суть эпохи потрясений. Тема "сильной личности", живущей только жаждой абсолютной власти над "дрожащей тварью" была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося капитализма в России, и поэтому она приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своих произведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих литературных героев, например, Евгения Онегина, у которого в кабинете стоял "столбик с куклою чугунною под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом"; молодого француза Жюльена Сореля из "Красного и черного" Стендаля.

Бабушка во всем руководствуется разумным началом и тем огромным житейским опытом, которым она обладала. Несомненно, что образ бабушки, в которой Гончарову "рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях русской жизни", несколько идеализирован. Но в нем много и жизненной правды; Татьяна Марковна Бережкова напоминает Марфу Тимофеевну из "Дворянского гнезда" Тургенева, Марью Дмитриевну Абросимову в романе "Война и мир" Толстого. В своей молодости бабушка пережила драму, подобную драме Веры. Стоически твердо перенеся ее, она осталась верна старым патриархальным принципам жизни, глубоко веря в их незыблемость и строя на них счастье дорогих ей людей. Но сложившаяся в крепостнических условиях житейская мудрость бабушки, ее деспотические принципы терпят крушение в столкновении с мыслящей, критически настроенной, свободолюбивой Верой. Отсюда трагические переживания бабушки, понявшей, что старые устои рушатся, что ее правда давно стала ложью и что жизнь опередила ее. Но, по мысли Гончарова, "обрыв" означал также поражение и демократических позиций

Орловский государственный университет Кафедра истории русской литературы XI-XIX вв. Женские образы в житийных повестях XVII века («Повесть о Марфе и Марии», «Повесть об Ульянии Лазаревской») Дипломная работа студентки 5 курса Журавлевой И. Научный руководитель – доктор филол.наук, профессор Антонова М.В. Орел, 2002Содержание Введение 3 Глава 1. Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве 5 §1. Композиционный житийный канон 6 §2. Жанровый житийный канон и типы сборников 10 §3. Очерк развития древнерусских житий 13 1-й этап 13 2-й этап 16 3-й этап 21 4-й этап 24 §4. Некоторые направления эволюции агиографического жанра 26 Глава II. Критико-библиографический обзор исследований «Повести об Ульянии Лазаревской» и «Повести о Марфе и Марии» 31 §1. Палеографический обзор текстов 31 §2. Изучение исторической основы повестей 35 §3. Изучение художественной специфики повестей и образов героинь 38 Глава III. Святость и праведность Ульянии Лазаревской и сестер Марфы и Марии 46 §1. Ульяния Лазаревская как святая 46 §2. Сестры Марфа и Мария как праведницы 54 §3. Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Повести о Марфе и Марии» 59 Выводы 67 Библиография 69Введение Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто.

Эти события описаны в романе: Александра Богданова "Красная звезда", появившемся в 1908 году; это второе произведение после "Войны миров", о котором стоит говорить всерьез. По своей форме "Красная звезда", вероятно, последняя классическая утопия мировой литературы. Самой идее сделать Марс страной-Утопией нельзя отказать в плодотворности. Куда скорее можно поверить, что идеальное общество обнаружилось на другой планете, чем на неведомом земном острове. Автора, как и во всякой утопии, волнуют главным образом социально-философские проблемы, поэтому он почти не теряет времени на психологические изыскания, пейзажные зариСовки и прочие беллетристические тонкости. Ему гораздо важнее показать структуру тамошнего общества и марсианскую технику, поэтому его герой, как и положено во всех классических утопиях, превращается в экскурсанта, которого водят, которому показывают и объясняют. Но в "Красной звезде" есть и приобщение к новой, художественной форме фантастики, например в истории любви Леонида и марсианки Нэттй. Определение "красная" в названии книги - это не только цвет марсианских пустынь, это и цвет революции, цвет социализма

Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится в славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. День Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М.И. Кутузова со знаменем в руках увлек в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свое внимание на небо, и оно вызвало в нем искреннее и глубокое потрясение: « Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по- другому посмотрел на свое прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своем герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.

Насекомые являются переносчиками множества заболеваний. Многие грызуны также являются переносчиками болезней и наносят серьезный вред семенным и продуктовым запасам. Большой вред они наносят и сельскому хозяйству, что выражается в значительном снижении урожайности сельскохозяйственных культур. Особенно значительные потери урожая происходят в результате присутствия сорных растений, которые выносят питательные вещества и влагу из почвы, затеняют культурные растения, а во многих случаях и загрязняют продукцию ядовитыми веществами и семенами, вызывающими отравление человека и животных. Общие потери урожая от вредителей, болезней и сорняков в мире составляет 34% от потенциально возможного урожая. Из многочисленных современных средств и методов защиты растений наибольшее значение имеет химический метод, т.е. использование химических соединений, уничтожающих вредные организмы. В последнее время широко применяют и препараты биологического происхождения. Для России характерен менее высокий, чем в США и других зарубежных странах, уровень потерь урожая (применения химических средств), в среднем он составляет 25-27%.

В 1766 году уже серьезно стал рассматриваться брак дофина, внука Людовика XV и будущего короля Людовика XVI, с одиннадцатилетней эрцгерцогиней Марией Антаунеттой. Долгие и кропотливые переговоры привели к тому, что 24 мая австрийский посланник при французском дворе писал в Вену: "Король совершенно определенно высказался в том смысле, что Вы, Ваше величество, можете рассматривать проект как окончательно принятый". Дипломаты, однако, всячески затягивали окончательное решение данного вопроса. Марию Терезию предостерегают, что дофин недалек, неотесан и вял, но она постоянно давит на Людовика XV и требует оформления брачного договора. Наконец, в 1769 году Людовик XV отправляет в Вену послание, в котором торжественно просит руки Марии Антуанетты для своего внука Людовика, будущего короля. Весьма пожилой и мудрый король предчувствует, что дипломаты могут затянуть решение этого важного вопроса, и поэтому предлагает для свадьбы точную дату - пасхальную неделю следующего, 1770 года. Как показали дальнейшие события, король оказался совершенно прав: если бы он сразу же не настоял на точной дате свадьбы, то неизвестно, когда бы она состоялась.

Зато обращение к истории России давало им множество примеров удачных военных переворотов. «.Переходило ли, например, исследование, - писал Д.И.Завалишин, - к самому происхождению разных правительств в России, оно видело целый ряд революций, и притом при полном безучастии народа, и совершаемых большею частию военною силою, как было при возведении на престол Екатерины I, при свержении Бирона, регентши и Петра III. Все примеры показывали, что Россия повиновалась тому, что совершала военная сила в Петербурге, и признавала это законным». Вместе с тем дворянские революционеры по-разному представляли себе цели и задачи «ограниченной» революции. Противоположные позиции отразились в программных документах декабристского движения - «Проекте конституции» Н.М.Муравьева (1795-1843) и «Русской правде» П.И.Пестеля (1793-1826). Муравьев выступает за конституционную монархию. Ссылаясь на «опыт всех народов и времен», он утверждает, что «власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества», и кроме того, «она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка».

Особое место в краеведении занимает изучение дворянских усадеб, т.к. они долгое время являлись культурными, экономическими, образовательными и воспитательными центрами. -4- В последнее время появляются работы, в которых изучаются усадьбы с исторических и культурных позиций. Это актуализирует интерес к усадебным комплексам, заставляет взглянуть на это явление под другим углом. Изучение русской усадьбы в историко-педагогическом аспекте необходимо также для развития отечественной истории и педагогики, становления новых подходов к осмыслению национальных воспитательных и образовательных достижений. Все вышеперечисленное и позволило избрать тему исследования: ”Дворянская усадьба как воспитательная среда”. Предметом исследования является дворянская усадьба, ее воспитательная система. Цель работы: рассмотрение становления и развития дворянской усадьбы как культурно-исторического феномена, раскрытие особенностей системы воспитания. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - раскрыть исторические предпосылки возникновения дворянских усадеб в Курском регионе; - обозначить специфику становления усадебной культуры; - определить роль и место дворянской усадьбы в истории и культуре Курского края; - выявить условия формирования внутренней системы воспитания; - охарактеризовать общее и специфическое в дворянском и народном воспитании.


109 руб

Курагин Анатоль - сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от «спокойного дурака» Ипполита князь Василий смотрит на А. как на «беспокойного дурака», которого всегда надо выручать из неприятностей. А. -- высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасными большими» глазами и русыми волосами. Он щеголеват, нагл, глуп, не находчив, не красноречив в разговорах, развращен, но «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Будучи другом Долохова и участником его кутежей, на свою жизнь А. смотрит как на постоянное удовольствие и увеселение, которое должно было быть кем-то устроено для него, он не заботится о своих взаимоотношениях с другими людьми. К женщинам А. относится презрительно и с сознанием своего превосходства, привыкнув нравиться и не испытывая ни к кому серьезных чувств.

После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея, намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль. Их последняя встреча состоится в лазарете после Бородинского сражения: А. ранен, ему ампутируют ногу.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (2 вариант)

Любимые герои Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» сопоставляются по принципу контраста с героями-эгоистами, лицемерами, представляющими самодовольный, развращенный свет. Среди них особенно выделяется образ Анатоля Курагина.
С первых страниц знакомства с ним дается его личностная характеристика, которая незначительно эволюционирует, усложняется на протяжении всего романа. Выбор имени и фамилии этого героя неслучаен. Автор очень ответственно подходил к выбору имени для каждого своего героя. Имя Курагина французского происхождения. Большую часть жизни он провел за границей, получив типичное для Европы домашнее образование. Отсюда его крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям.
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга».
Лишь в 3 гл. 4 ч. 1 тома автор приводит психологический портрет своего героя: красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля – его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Психологический портрет Курагина контрастен образу Андрея Болконского и Пьера Безухова, в характере которых определяющим было духовное, нравственное начало.
В потоке жизни судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи, Пьера Безухова, княжны Марьи, Андрея Болконского. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе.
Его сватовство больше напоминало фарс. Бравый внешний вид Анатоля оказал влияние на княжну Марью. Ей показалось, что в лице этого статного, сильного героя она обретет защиту, опору, избранника. Но за внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь. Герой не переставал смотреть на ножки мадмуазель Бурьен, с которой впоследствии изменил княжне Марье. Щегольство, бесконечные любовные интриги сделались для него привычными: «На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него».
В чем же скрыт секрет его развращающего обаяния? По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». В имении старого князя он чувствовал «тщеславное удовольствие, видя свое влияние на трех женщин». Чувство искренней любви, уважения, нежности к женщине незнакомо Анатолю. Для него каждая девушка является объектом удовольствия, игрушкой. При этом герой был абсолютно убежден в том, что никогда не сделал ничего дурного, что «ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил». Анатоль – это средоточие и логическое развитие порока. Его единственной страстью было веселье и женщины.
Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Разлука с князем Андреем стала для нее тяжелым испытанием. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Всему свету было известно печальное прошлое Анатоля. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка», которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы – там разврат, зло». Анатоль – олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Эта битва - сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек». Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное – к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (3 вариант)

Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.

Анатоль - сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен. Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия. Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку. Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «... кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, ... вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «... этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год...»

Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы. Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир. За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота. Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения. Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.

Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака. Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат. Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека".

Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму. Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу. Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.

Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...