Жизнь в пресных водоёмах. Жизнь в пресных водоёмах Жизнь в пресных водах окружающий мир 4

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

Приведите примеры экологических связей луга.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).

О чём будем говорить на уроке?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

Кого можно увидеть на поверхности воды?

В толще воды?

На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )

V. Обобщение знаний.

Кто где живёт

На поверхности воды

-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

-> головастики лягушек и жаб

-> разные виды рыб

-> водоросли

-> моллюски: перловица, прудовик, катушка

-> речные раки

Связаны с водоёмами

-> птицы: утки, цапли

-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

Какова была цель урока?

Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.

2. (с. 82) Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

3. (с. 83) С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружочек).

Удивительное озеро

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны ярко желтые кувшинки кубышки. Привлекают внимание растения с листьями похожими на стрелы. Это ряска стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы водомерки. А по водным растениям медленно ползают хищные растительноядные моллюски – прудовики и катушки.

5. (с. 84) Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. (с. 84) Составьте схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. (с. 85) Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило (с помощью учебника или самостоятельно).

1) Нельзя срывать редкие растения.

2) Нельзя ловить стрекоз.

3) Нельзя ловить раков.

4) Нельзя разрушать жилища бобров и ондатр.

8. (с. 85) По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

Тема сообщения: Интересные факты о бобрах.

План сообщения:

1) Кто такой бобр?

2) Сколько живут бобры?

3) Лучшие строители.

4) Шубка бобра.

5) Зачем бобру такой хвост?

6) Сооружения бобров.

Важная информация для сообщения:

Это млекопитающее отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов, в Европе он занимает по этому показателю первое место, а в мире - второе после дикобраза. Длина тела достигает 70 см и еще 30 см приходится на хвост. Зверек в естественной среде обитания может прожить до 25 лет.

Все знают, что бобры – отличные строители. Вместо пилы и топора у бобра – мощные зубы-резцы. Бобры предпочитают деревья с мягкой древесиной, но могут справиться и с дубом. Зверек съедает листья и молодую кору, а стволы идут на плотины.

Бобры отлично чувствуют себя и на суше и в воде. Они имеют особенную шубку. Мех бобра очень густой. Его волоски имеют разную длину. Поэтому мех практически не промокает, и при выходе на сушу зверек очень быстро высыхает.

Бобры обладают интересным хвостом, похожим на лопату. Некоторые думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не совсем так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы. Хвост же служит больше для удержания равновесия. С его помощью они также регулируют температуру тела, а еще он является своего рода кладовой для хранения жира. Кроме этого, они шлепают им по земле или воде, предупреждая тем самым друг друга об опасности.

Источник информации: книга «Зеленые страницы».

1. Запиши, о каких животных рек и водоёмов говорится в загадках.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Ответ: Бобр

В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
Ответ: Рыба

В речке купается,
В тине копается:
Голову - в лужу,
Хвостик наружу.
Ответ: Утка

Подрастала - хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла - зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
Ответ: Лягушка

Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
Ответ: Рак

2. Соедини стрелками изображения растений мелководья с их названиями.

3. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для пресных вод.

Комар - Клопы-водомерки - Карась
Зелёные водоросли - Прудовик - Лещ
Головастики - Жук-плавунец - Утка-кряква

4. Закрась кружочки около рисунков растений, которые взяты человеком под охрану. Если сомневаешься, найди информацию об этих растениях в атласе-определителе.


5. Заполни таблицу.

6. Прочитай текст.

Улитки

Как передвигается улитка, если у неё нет ног? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную "ногу"! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения её передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизь, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Это её "нога" прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!
Улитки живут на суше или в пресной воде. Язык улитки напоминает напильник. На нём расположены сотни маленьких зубок, и улитка им срезает и переламывает пищу. (А. Ликум)

Что ты узнал из текста об улитке? Озаглавь текст. Напиши название.

Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай эти вопросы соседу по парте.

Как передвигается улитка?
Где живут улитки?
Что помогает скользить улитке по земле?
Есть ли у улитки зубки?

7. На дополнительном листе нарисуй экологические знаки, призывающие к охране животных и растений рек и водоёмов. Устройте в классе конкурс на лучший экологический знак.

8. Соедини стрелками изображения моллюсков с их названиями.


9. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

У многих растений рек и водоёмов корни прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой.
- Жук-плавунец хорошо бегает по поверхности воды.
- Двустворчатые моллюски питаются растениями.
+ Болота - хранилища воды.
+ Росянка - хищное растение.
+ Щука относится к хищным рыбам.
+ Бактерии перерабатывают мёртвые остатки растений и животных.
+ Зимой во льду рек и водоёмов надо делать лунки.
- Клюква хорошо растёт на берегах рек.
- Человек должен осушать все болота.

10. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном реки, водоёма. Расскажи о нём на уроке.

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит, словно голубой шар. И это неудивительно, ведь 70% Земли занимает вода: в морях и океанах вода соленая, непригодная для питья. Наибольшую ценность для человека и большинства живых существ представляют пресные воды.

Источники пресной воды

Вода играет важнейшую роль, ведь благодаря ей возможна жизнь на нашей планете. Огромные территории земного шара занимают соленые воды морей и океанов, и лишь совсем немного, около 3% - пресные воды, но и их достаточно для поддержания жизнедеятельности.

Главное отличие пресной воды от морской - ее соленость. Концентрация соли в такой воде не должна превышать 0,1%.

Как известно, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).

Самый большой запас пресной воды - более 90% – сосредоточен в полярных льдах. Остальная часть сконцентрирована в ручьях, озерах и реках.

Рис. 1. Полярные льды.

Доказано, что самой чистой и полезной является талая вода. При замерзании вся грязь и иные посторонние примеси замерзают в самых верхних или нижних слоях, а в центре формируется кристальной чистый слой. Примечательно также, что соленая вода, превратившись в глыбу льда, вновь становится пресной.

Источники пресной воды на Земле являются возобновляемыми. Это стало возможным благодаря круговороту воды в природе:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • испаряясь с поверхности Мирового океана, вода в виде пара собирается в тучи и облака;
  • тучи, достигнув суши, посылают на землю осадки в виде дождя, снега, града;
  • происходит наполнение пресных водоемов, подземных вод, ледников.

Важнейшая особенность пресной воды - способность самоочищаться. Это происходит благодаря естественным биохимическим процессам и реакциям. У каждых источников пресной воды время на самоочищение разное: полярным льдам на это потребуется 8 тысяч лет, в озерах этот процесс происходит гораздо быстрее, а реки способны восстанавливать чистоту своих вод всего за 10-12 суток.

Рис. 2. Горная река.

Жизнь в пресных водах

В пресноводных водоемах всегда бурлит жизнь, а местная флора и фауна отличается большим разнообразием.

На мелководье и берегу растет камыш, рогоз, тростник, стрелолист. На глубине до одного метра растут очень красивые водные растения: кубышка желтая и кувшинка белая. Их корни крепятся на дне водоемов, а головки цветов покоятся на водной глади. Также на поверхности можно увидеть сальвинию - небольшой водяной папоротник, занесенный в Красную книгу.

Рис. 3. Кубышка желтая.

Самым популярным растением всех пресноводных водоемов является ряска - крошечное водяное растение, которое служит кормом для многих речных и озерных животных. В толще воды в большом количестве обитают одноклеточные водоросли.

Фауна водоемов представлена многочисленными беспозвоночными, насекомыми, микроскопическими организмами. Широко распространены различные виды лягушек, ужи, гадюки, черепахи. В реках и озерах много пресноводной рыбы: щука, судак, сазан, плотва, сом, окунь и другие.

Такое обилие различных растений и мелких животных привлекает к пресноводным водоемам много птиц и более крупных животных, которые живут и охотятся в прибрежной зоне: ондатра, выдра, бобр.

  1. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

1. Утка-кряква: самка (а) и самец (б). 2. Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Карась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водоросли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрелолист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Природное сообщество пресных вод

Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество.

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие - бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-определителе.

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

Человек у воды

Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься.

Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в пресных водах или на берегах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе - спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
  • Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

  1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
  2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
  3. Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Проверь себя

  1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
  2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
  3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Задания для домашней работы

  1. В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Боль природы

Надо ли охранять болота?

Когда люди научились осушать болота, они стали делать это, не задумываясь о последствиях. И неудивительно: ведь люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы.

Но теперь стало ясно, что это не так.

Болота - замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки! К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных бактерий. В реки из болот поступает чистейшая вода!

Болота - это место жизни многих видов растений и животных. Вот удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и... приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.

А вот клюква. Ягоды этого растения вкусные и целебные. Да только болот, где растёт клюква, из-за осушения остаётся всё меньше и меньше. Журавли, цапли, кулики находят себе на болотах пищу, устраивают гнёзда...

Вот и подумай, к каким последствиям может привести неумеренное осушение болот.

На следующем уроке

Узнаем о работе растениеводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений.

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Выбор редакции
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...

В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...

А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...

Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...
Самый оригинальный, питательный и сытный суп-пюре – это, несомненно, кабачковый. Он невероятно просто и быстро готовится, а также...
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...
Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...
Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...
Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...