Разработка урока "История создания и композиция романа А.С. Пушкина "Дубровский"". Идейно-художественное своеобразие романа «дубровский


Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

Слайд 80 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Оперы на сюжеты Пушкина» - «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин и оперы. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер. «Пиковая Дама». «Евгений Онегин». Ряд опер. А.С.Пушкин. Оперы. Произведения. Оперы на сюжеты Пушкина. «Борис Годунов». Опера «Русалка».

««Ночь перед Рождеством» тест» - Гипербола. Тропы. Реальные лица. Ночь перед Рождеством. Гости. Невыразимо приятная усмешка. Вечера на хуторе близ Диканьки. Оселедец. Архитектура. Найдите соответствия. Кузнец Вакула. Рудый Панько. Грех Вакулы.

«Возникновение древнерусской литературы» - Нестор. Сказание о Белгородском киселе. Д.С.Лихачев. Как создавалась культура Древней Руси. Основные термины. Столица древнерусского государства. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Возникновение письменности на Руси. Летописец- монах, составитель летописи. «Повесть временных лет». Что представлял собой Киев. Летописание началось на Руси в XI веке. Древнерусская литература. Сказание о Кожемяке.

«Анализ стихов» - «Рожь» Шишкина. Ночь. День. «Рожь» А.К. Саврасова. Советский энциклопедический словарь. Чувства. Слова и выражения. Необычное выражение. Тест. Пейзажная лирика. Прокомментировать картины. Настроение поэта. Какие звуки повторяются в первой строке. Строчки. Работа с текстом. Сформировать навыки анализа лирического произведения. Солнце. Настрой на восприятие стихотворения.

«Герои романа «Дубровский»» - Владимир и Маша. Сравнительные вопросы. Время действия романа. Письмо. Хитрые вопросы. Младшее офицерское звание. Словарная работа. Тайное венчание. История создания романа. Душ у князя Верейского. Развитие сюжета. Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика. Первая обложка романа. Роман «Дубровский». Жанр романа. Конфликт и сюжет в романе. Александр Сергеевич Пушкин. Возможное продолжение романа.

«Анализ романа «Дубровский»» - Обращение автора. Идея романа. Работа с иллюстрациями. Пересказ от лица Маши. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров. Прощание Владимира Дубровского с отцом. Случай на псарне. Приезд приказных чиновников. Подготовка к сочинению. Поведение Шабашкина. Возмущение крестьян. Маша. Как Дубровский стал Дефоржем. Художественная деталь. Состояние Дубровского после суда. Встреча. Рисунок Шмаринова.

Художественная деталь. В XVII главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам уже развязку. Марья Кириловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всём Дубровскому, и тут судьба посылает её брата Сашу. Всё как будто складывается хорошо, но - вмешивается случай и путает все планы. Важную роль в этой главе играет одна деталь, один маленький предмет – кольцо. Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в данном случае её значение оказывается решающим для развязки романа. Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Но в тайну Маши и Дубровского оказываются вовлечены другие люди, а значит, тайное становится явным. Эти другие люди вовсе не хотят быть помехой счастью героев, наоборот, они преданы им всей душой. Эти люди – два мальчика: брат Маши и дворовый мальчик Дубровского. Почему же не сработал такой простой и надёжный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским?

Слайд 89 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Стихотворение Лермонтова «Парус»» - Парус. Автопортрет. Задания к тексту. Слово. Детство Лермонтова. Черкес. Вид Тифлиса. Поэт. Необычный порядок слов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Море волнует человека. Пушкин. Воспоминание о Кавказе.

«Шукшин «Срезал»» - Портрет. Проблемный вопрос. Как автор относится к своему герою. Ключевые слова. Глеб Капустин. В. М. Шукшин. Версии. Василий Макарович Шукшин. Задание. Почему автор назвал рассказ «Срезал».

«Жизненный путь Пушкина» - Великий русский поэт. Памятник Пушкину в Москве. Пушкин-лицеист. Семья. Няня. Александр Сергеевич Пушкин. Детство. Дети. Взрослая жизнь. Друзья. Смертельная дуэль.

«Произведения о Великой Отечественной войне» - Кроме холода есть ещё мудрость, Мудрецу 21-ый годок. Какие образы возникли в вашем сознании при прослушивании песни? Самым известным стихотворением поэта стало стихотворение «Сороковые, роковые». В годы войны становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. С чего начинается память – с берёз? 1 группа (записать собственные ассоциации к слову «война»). Только долго в глазах снаряды Будут лаять на тишину.

«Биография Михаила Пришвина» - Произведения. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. Награды: Орден «Знак Почёта». Горьким и А. Толстым. М. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 - 1914. В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

«Портретный очерк» - Составные части. Упражнение. Автор. Образец. Репин. Портретный очерк. Знакомство с фрагментом. Напряжение. Ярмарка. Тип речи. Документальный очерк. Задача очерка. Творческая работа. Очерк. Содержание текста. Упражнение. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Прочитайте отрывок. Уголки русской провинции. Микротема. Композиция очерка. Сущность. Герой. Значимый факт. Борис Михайлович Кустодиев. Приёмы сжатия текста.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

«Дубровский» был написан в 1833 году, то есть в поздний, реалистический, период творчества поэта. Это единственный пушкинский роман в прозе. Пушкин стремился попробовать себя во всех жанрах, в том числе в жанре традиционного романа. Именно потому наряду с реалистическими чертами появляются и черты романтические. I. Черты реализма связаны с интересом Пушкина к социальным проблемам, а также с его поздней манерой. 1. «Дубровский» и «Капитанская дочка» соотносимы по проблематике. В центре романа - восстание крестьян за «доброго барина» (социальная тема). В центре повести - пугачевское восстание. 2. Социальная и психологическая типизация характеров и типичность описываемых обстоятельств: - Помещик Кир ила Петрович Троекуров: Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного... Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. - Бедный дворянин Андрей Гаврилович Дубровский: Сей Дубровский, отставной поручик гвардии был ему [Троекурову] ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние... Кирила Петрович... предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки.» - Аристократ кн. Верейский: Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. .Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. - Мелкое чиновничество: Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович, писаря встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, подвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности... - Крестьяне. Троекурова: С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданны", они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. - Нет, отвечал он [Дубровский] сурово,- псарня чудная,- вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам. Дубровского: Антон прослезился, увидя его [молодого Дубровского], поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей... - Нет, дай Бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем. 3. Точность в воспроизведении деталей. - Воспитание Владимира Дубровского: Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. - Воспитание детей Троекурова: Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими... Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых. - Описания поместий. Покровское, имение Троекурова: Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Верейскому не понравился: Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями... Кистеневка, имение Дубровских: ...Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею... Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась спутанная лошадь. Арбатове, поместье князя Верейского, который любил «английские сады и так называемую природу»: Подъезжая к Арбатову, он [Троекуров] не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. - Ход судебного расследования и определение суда, полностью приведенное в главе II: Мы помещаем его вполне, полагая, что всякому приятно будет увидеть один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право. 4. Показаны причины, побудившие крестьян превратиться в разбойников: - Во владение Кирилу Петровичу! Господи упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет. В основу сюжета «Дубровского» легла реальная история с неким дворянином Островским. По предположению И. Андроникова, то же судебное дело было использовано и Лермонтовым в сюжете романа «Вадим», однако Лермонтов трактует всю историю исключительно ^мантически, оставляя на втором плане социальную подоплеку событий и прослеживая прежде всего мотив мести. III. Романтические черты имеют свои истоки в традициях самого жанра романа: 1. Молодой Дубровский - главный герой, его именем называет Пушкин свое произведение. 1) Поначалу Пушкин показывает нам его как типичного молодого повесу, получающего образование в Петербурге, однако уже и здесь он отмечает в молодом Дубровском те черты, которые потом разовьются в романтические: Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти... ...он романтически был к нему [к отцу] привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее умел насладиться ее тихими радостями... 2) Вероломство Троекурова лишает молодого человека средств к существованию, и Дубровский превращается в романтического героя: Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. Владимир стиснул зубы - страшные мысли рождались в уме его. Дубровский стоял у клироса; он не плакал и не молился, но лицо его было страшно. 3) Автор показывает и исключительные ситуации, в которых неизбежно должны проявиться недюжинный характер, гордость и смелость героя: Француз не смутился, не побежал, а ждал нападения. Медведь приближался, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. - Я не слыхивал о медведе,- отвечал Дефорж,- но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения. 4) Герой вступает в конфликт с несправедливым обществом: Итак, все кончено,- сказал он сам себе,- еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты. 5) С этого момента с образом связаны два типично романтических мотива: - мотив благородного разбойника (Шиллер «Разбойники», Байрон «Корсар»). Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а не кто другой предводительствовал отважными злодеями. ...«Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и туг делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет..* Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического - особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф15. - мотив мести. Дубровский: Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное виденье, и сердце мое смирилось. 6) Уже как типично романтический герой Дубровский выступает в сценах - с Дефоржем: - Послушайте,- прервал офицер,- что если бы вместо этой будущности предложили вам 10 000 чистыми деньгами, с тем чтоб сей же час отправились обратно в Париж. - в любовной линии, связанной с появлением «злодея» Верейского: Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее - и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: - Вы свободны, выходите. - в сцене в стане разбойников: В шалйше, из которого вышла старуха, за перегородкою, раненый Дубровский лежал на походной кровати. Перед ним на столике лежали его пистолеты, а сабля висела в головах. Землянка устлана и обвешана была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. Дубровский держал в руке книгу, но глаза его были закрыты. 2. Герои, описанные поначалу как персонажи социально-психологического романа, постепенно обретают романтические черты. - Троекуров, который в начале романа выступает как реалистический характер, по ходу действия превращается в романтического злодея, деспотизм его гиперболизируется: - Добро,- сказал он после некоторого молчания.- Жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выйдешь до самой свадьбы,- С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери. - Князь Верейский становится романтическим злодеем, олицетворением рока: Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю. - Крестьяне из-за несправедливого решения дела их хорошего барина превращаются в романтических разбойников, которые после нападения на карету Верейского уходят...не разграбя ничего, и не пролив ни единой капли вдови. 3. Романтическое построение сюжета. 1) Помимо социальной линии, в романе есть любовная интрига, в основе которой лежит «любовный треугольник» Дубровский-Ма- ша-Верейский. Эта линия развивается по традиционным романтическим канонам: Маша влюблена в разбойника и хочет отказать богатому жениху; любовная переписка, свидания при луне, причем все события окутаны тайной. - Марья Кириловна получает записку: Будьте сегодня в семь часов вечера в беседке у ручья. Она думает, что Дефорж объяснится ей в любви, но оказывается, что Дефорж - это переодетый Дубровский. - Свидания происходят на фоне традиционного романтического пейзажа: Ночь была темна, небо покрыто тучами - в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам... Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. - Таинственный почтальон доставляет Маше письма от Дубровского: Вдруг в окошко тихонько протянулась рука - кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся, прежде чем Марья Кириловна успела образумиться. 2) Судьбу героев определяет романтическое понятие «рок»: - случай помогает Дубровскому попасть в дом Троекурова. - возникает ряд препятствий, мешающих счастью Маши и Дубровского: драку Саши с рыжим мальчишкой-посыльным, забравшим кольцо из дупла, замечает садовник и приводит обоих к Троекурову. Троекуров запирает Митю в голубятню, из-за этого мальчик опаздывает к Дубровскому с кольцом, а Дубровский опаздывает освободить Машу. IV. Композиция романа: 1. Роман состоит из 19 глав. Пушкин разделил его на два тома. I том: - Развернутая экспозиция: история тяжбы между Дубровским и Троекуровым, смерть Дубровского. Подробное, детализированное повествование замедляет действие, зато дает возможность познакомиться с бытом, средой, обычаями и действующими лицами. Сходную роль играет включение в роман судебного заключения, его языковой строй: Напротив же сего, генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров 3-го генваря сего года взошел в сей суд с прошением, что хотя помянутый гвардии поручик Андрей Дубровский и представил при учиненном следствии к делу сему выданную покойным его отцом Гаврил ом Дубровским титулярному советнику Соболеву доверенность на запроданное ему имение, но по оной не только подлинной купчей, но даже и на совершение когда-либо оной никаких ясных доказательств по силе генерального регламента 19 главы указа 1752 года ноября 29 дня не представил. - Завязка и развитие Драматической социальной коллизии: крестьяне выступают в защиту доброго барина, против барина злого. II том написан после перерыва: - Разрабатывается «любовно-разбойный сюжет». - Кульминация - объяснение в беседке, затем развитие действия словно приостанавливается: ...Но перед разлукой я должен с вами объясниться... Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию. - Я не то, что вы предполагаете,- продолжал он, потупя голову,- я не француз Дефорж. Я Дубровский. Марья Кириловна вскрикнула. - Концовка романа свернута - роман не закончен. Дубровский скрылся за границу. 2. Композиционные элементы авантюрного романа. Вторая часть «Дубровского» напоминает авантюрный роман, популярный во вторую половину XVIII века. - ситуация qui pro quo (лат- одно вместо другого, недоразумение, путаница): Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже видели, к Троекурову и поселился в доме. Крестьяне превращаются в разбойников. - тайны (Маша тайно влюблена во француза, а он на самом деле Дубровский). - узнавания (станционный смотритель в офицере, беседовавшем с проезжим французом, узнает Дубровского, о чем и сообщает жене Пахомовне; Антон Пафнутьич Спицын с опозданием узнает, что доверил себя и свои сбережения Дубровскому, а не смелому французу; Маша узнает, что Дефорж - Дубровский; Анна Савишна предполагает, что генерал, который у нее обедал,- сам Дубровский; Кирила Петрович, произведя расследование истории с кольцом, узнает, что Маша звала Дубровского на помощь). - обещания (Маша обещает Дубровскому обратиться к нему в трудную минуту, он обещает ей помощь). - неожиданные препятствия (см. выше). 3. Элементы детектива. Наличие тайны, заставляющей автора прибегать к приему обратной композиции: лишь описав геройские поступки француза и зарождение взаимной сердечной склонности между Дефоржем и Марьей Кириловной, автор объясняет, как попал Дубровский в дом Троекурова: Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать. 4. Художественное время: - предыстория основных событий замедляется бытовыми подробностями, а также подробностями судебного разбирательства. - часто предыстория появляется в начале главы (история с медведем). 5. Композиционная роль вставных элементов: - реальный юридический документ (см. выше). - письмо няни. Письма - один из любимых Пушкиным «документов» эпохи. В них отношения людей, язык и дух времени наиболее ощутимы: Государь ты наш, Владимир Андреевич,- я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти Бог волен... (ср. письма в «Капитанской дочке», в «Барышне-крестьянке* и ДР-): - эпиграф. Главе IV предпослан эпиграф из Державина («На смерть кн. Мещерского», 1779), предваряющий трагические события, описанные в ней: ГДе стол был яств, там гроб стоит. - записки Дубровского Маше. - рассказ Анны Савишны Глобовой об обедавшем у нее генерале. - приметы Владимира Дубровского, зачитанные исправником на пиру у Троекурова: От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось. - песня. «Караульщик» в стане Дубровского поет ту же песню, что и сторонники Пугачева в «Капитанской дочке»: Не шуми, мати зеленая дубровушка.. 6. Композиционная роль пейзажа. - противопоставляются два описания имений: сначала Дубровский, возвращающийся из Петербурга, проезжает богатое Поповское, затем въезжает в бедную, запущенную Кистеневку (см. выше). - описание имения Верейского в английском вкусе является началом авантюрного романа. 7. Композиционная роль рока, мотива мести (см. выше). 8. Композиционное выражение авторской позиции. - Архип сначала поджигает дом с людьми: - Архипушка,- говорила ему Егоровна,- спаси их, окаянных, Бог тебя наградит. - Как не так,- отвечал кузнец. - потом спасает из огня кошку: - Чему смеетеся, бесенята,- сказал им сердито кузнец,- Бога вы не боитесь - божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь,- и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Таким образом, жестокость осуждается, но подтверждается, что это не свойство натуры человека. 9. Там, где в силу вступают законы романтического романа, исчезает юмористическая речевая деталь, характерная для позднего Пушкина и являющаяся показателем реалистичности характеров. 1) Троекуров: «Слушай,- брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу, даром что он гол как сокол». (Глава I) Антон Пафнутьич: «Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович, а Дубровско- го-то; того и гляди попадешься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет». (Глава IX) 2) Дубровский: «Думайте иногда о Дубровском, знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела любить вас, как никогда». (Глава XII) Маша: «Я согласилась, я дала клятву... князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас!» (Глава XVIII)
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...