Икона жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова. Жены-мироносицы. Кто они


[греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.

Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова (ἡ τοῦ Κλωπᾶ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения (McCane . 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρία ἡ ᾿Ιακώβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20. 20-23).

Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191). Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem).

Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (᾿Ιωσῆτος - Иосета - Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (᾿Ιωσήφ - Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж. Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπᾶς) (Hieron . De virgin. 13 // PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn . 1900. S. 320-325). Согласно др. толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; см. также: Theoph. Bulg . In Matth. 27 // PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» (Idem . In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan . 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 78. 8 // PG. 42. Col. 710-712; см. также: Глубоковский . 1999. С. 94-97).

Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии (Witherington . 1992. P. 582). Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb . Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова (Bauckham . 2002. P. 204-206). Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной (Euseb . Quaest. evang. II 6 // PG. 22. Col. 948), однако это мнение не получило широкого распространения.

Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа (Paulien . 1992. P. 1105). Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников» (Кассиан (Безобразов). 2006. С. 337).

Мн. толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал (Aug. De cons. evang. III 24 // PL. 34. Col. 1201). В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (см.: Beasley-Murray. 1999. P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п. (см.: Witherington . 1992. P. 582).

Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «...весьма велик» (Мк 16. 4)» (Osborne . 1992. P. 678-679). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Ibidem). Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61) (Osborne . 1992. P. 679). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти - «...посмотреть гроб» (Мф 27. 61) (Hagner . 1995. P. 869).

Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа (Osborne . 1992. P. 682). Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л. ) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего» (Ibid. P. 682, 684-685). Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы (Schnackenburg. 1982. P. 335). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин... пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 778), призывая христиан подражать им.

Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами, сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом (Brown. 1997. P. 835).

В день памяти св. Ж.-м. в Регентской школе при МДА традиционно проходит вечер, посвященный Ж.-м. (Макарий [Веретенников], архим. Творческие вечера в Регентской школе // АиО. 2008. № 2(52). С. 326-327).

Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364; Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Crossan J. D. Mark and the Relatives of Jesus // NTIQ. 1973. Vol. 15. Fasc. 2. P. 81-113; Schnackenburg R. The Gospel According to St. John. L., 1982. Vol. 3: Comment. on Chap. 13-21. P. 300-335; Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 673-688; Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106; Witherington B. Mary (2) // Ibid. P. 582; Brown R. E. Death of the Messiah: From Gethsemane to the Grave. L., 1994. Vol. 2: A Comment. on the Passion Narratives in the Four Gospels. P. 1012-1030, 1052-1098; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997; Hagner D. A. Matthew. Dallas (Tex.), 1995. Vol. 2: 14-28. P. 865-871. (WBC; 33b); Nolland J. Luke. Dallas, 1998. Vol. 3: 18:35-24:53. P. 1168-1194. (WBC; 35с); Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.), 19992. P. 364-378, 388-391. (WBC; 36); McCane B. R. Burial Practices, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove; Leicester (UK), 2000. P. 173-175; Bauckham R. Gospel Women: Stud. of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 203-247, 257-311; Кассиан (Безобразов), еп . Лекции по НЗ: Евангелие от Иоанна. М.; П., 2006. С. 330-343.

П. Ю. Лебедев

Гимнография

Прославление Ж.-м. в правосл. гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т. к. Ж.-м. оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днем прославления Ж.-м. является 3-я Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание Ж.-м. есть и в каноне 5-й Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует 1 или даже 2 тропаря, посвященные Ж.-м.), но они также вспоминаются в Великую субботу , а во весь год - в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником).

В воскресных последованиях Октоиха Ж.-м. упоминаются по крайней мере в 1-2 стихирах , практически всегда - в седальнах на утрене, иногда - в икосах воскресных кондаков ; на литургии на блаженнах , как правило, также имеется тропарь (как правило, это 5-й по счету тропарь; иногда 2 тропаря), в к-ром прославляются Ж. м. В воскресных канонах упоминания Ж.-м., напротив, достаточно редки.

Правосл. гимнографы в песнопениях в честь Ж.-м. описывают подвиг Ж.-м., к-рые преодолели страх перед властями, пошли ко Гробу Христа и стали свидетелями явления ангела: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 1-го гласа), (2-й тропарь 3-й песни крестовоскресного канона 5-го гласа) и т. д. Подчеркивается, что они были первыми благовестницами Воскресения: (икос воскресного кондака 1-го гласа), иногда ярко представляется необычность этой ситуации - Ж.-м. благовествуют Воскресение тем, кто были избраны для благовестия: (1-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа). Горе Ж.-м. противопоставляется сменившей его радости о Воскресении: . Фраза: (1-я восточна на хвалитех воскресной службы 2-го гласа) относится к своего рода поэтическим преувеличениям, так же как и приписывание Ж.-м. изначального знания о Воскресении: (3-я восточна на хвалитех воскресной службы 4-го гласа). Сравнивается дерзновение жен и боязнь самого ап. Петра: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 5-го гласа). В некоторых песнопениях повествуется о явлении Христа Марии Магдалине (2-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа и др.). Особым образом тема Ж.-м. представлена в евангельских стихирах и воскресных эксапостилариях, пересказывающих соответствующие евангельские зачала.

А. А. Лукашевич

Иконография

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Ж.-м. Богородицу; однако святые отцы (напр., свт. Григорий Палама - Greg. Pal. Hom. 18) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) - о 2 ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.

Самое раннее из известных изображений Ж.-м. у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехрист. символизм и условность: Ж.-м. изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - 2 звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впосл. получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение 2 столетий.

На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены 3 Ж.-м. перед Гробом в виде здания, над к-рым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде 2-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Ж.-м., над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.

В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, напр., в мозаике в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526). Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре - Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят 2 жены; у них в руках ничего нет. В Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) представлена 2-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной 2-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа 2 женам, к-рые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизант. период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя 2 жен, припавших к его ногам.

Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание - ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах к-рой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат - ангел, слева - 2 жены, показанные в стремительном движении, одна из них - Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.; см.: Покровский. С. 407. Рис. 144).

В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 44, 78 об., сер. IX в.) Ж.-м. у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (пластина из слоновой кости, X в., ГЭ; фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между 2 деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Ж.-м. В визант. традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε - радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Ж.-м. (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. № 21+21 А, 2-я пол. X в.).

В средневизант. период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в визант. искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в к-рой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре (см.: Byzance: L"art Byzantine dans les collections publiques françaises. P., 1992. P. 333-335). Предположительно пластина происходит из Фаросской ц. Большого дворца в К-поле. В 1241 г. она была привезена в Париж кор. Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из 2 частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь - плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на эмали Пала д"Оро (XI в., собор Сан-Марко в Венеции), на миниатюре сир. Евангелия XII в. (Lond. Brit. Mus. Add. 7169. Fol. 12), на фреске Спасского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.).

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизант. формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Ж.-м. изображены справа от ангела, крупная фигура к-рого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры 2 Ж.-м., прижавшихся друг к другу. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор) представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, к-рый, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

Др. вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (1425). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть к-рого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят 3 Ж.-м. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в рус. искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в., НГОМЗ), только саркофаг расположен под др. углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Ж.-м. стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены 3 воина в доспехах (икона 2-й пол. XVI в., КГОХМ), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ). На иконах кон. XV - нач. XVI в. число Ж.-м. увеличено до 7, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, к-рая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского мон-ря, 1457, ГТГ). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию рус. искусства, стало изображение 2 ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в., ГРМ). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Лит.: LCI. Bd. 2. Sp. 54-62; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494.

Н. В. Квливидзе

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Число Жен-Мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имен. Но их было гораздо больше. Об этом пишет святой апостол и евангелист Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1–3). Также известные из Священного Писания сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, Саломия – мать святых апостолов Зеведеевых Иакова и Иоанна и Мария Клеопова – мать апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Следует обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на два следующих момента. В толкованиях Священной истории Нового Завета наблюдаются различные трактовки происхождения имен как самих апостолов, так и Жен-Мироносиц. В сущности, это не столь важно. Наоборот, подобные разночтения говорят нам о том, что Евангельская история – реальна, а не списана под копирку и подогнана потом под общий шаблон. Жизнь не умещается в шаблон. И Евангелие, как источник этой жизни, тоже.

С уверенностью можно сказать, что многие и апостолы, и Жены-Мироносицы, и сам Господь наш Иисус Христос (по социальному своему статусу, как мнимый Сын святого праведного Иосифа Обручника) были родственниками. По крайней мере, пять из Мироносиц были из Галилеи, а две – Марфа и Мария – из Иудеи, точнее из пригорода Иерусалима селения Вифании. Многие из них были богаты и служили Христу и апостолам в их благовестии своими материальными средствами. Об этом говорит апостол и евангелист Лука в вышеупомянутом отрывке Священного Писания: «Служили Ему имением своим».

Рассмотрим кратко общепринятые в Церкви жития семи Жен-Мироносиц, известных истории.

Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос. Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам. Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов. Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.) красное яйцо как символ Воскресения Христова.

В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.

Святая Мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

Святая Мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Святая Мироносица Сусанна. Упоминается в перечислении Жен-Мироносиц в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.
Святые Жены-Мироносицы Марфа и Мария были родными сестрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря). Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).

О прочих же Женах-Мироносицах практически ничего не известно.

Следует указать, что вообще само миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не убоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы. Их всепоглощающая любовь поражает.

И мне кажется, что в том, что неизвестно точное число учеников Спасителя и количество и имена жен-мироносиц, есть некий символизм. Их число приближается в веках к нам – современным ученикам Христовым и современным Женам-Мироносицам. Церковь Божия наполняется, и евангельская история повторяется в каждом из нас – как в ученике Христовом или враге Его, как в Жене-Мироносице или в Иродиаде и Саломее, дочери ее, ненавидевших Бога лютой ненавистью. За нами решение, какую сторону принять. А Иисус как для первых христиан, так и для нас один и тот же!

Иерей Андрей Чиженко

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Хочется Вас познакомить поближе и с другими религиозными праздниками православия, пусть даже не столь грандиозными, как двунадесятые, но не менее почитаемыми.

Например, Праздник жен мироносиц:

Неделя Жён-мироносиц отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Она служит напоминанием о таком важном, но, увы, редком человеческом качестве – верности. Верности не показной, не «выгодной», а искренней, идущей от сердца, преображающей всё естество любящего. Тёплой. Сердечной. Безусловной!

Неделя (воскресенье) Жён-мироносиц в 2014 году выпадает на 11 мая. В этот день почитается память святых и верных Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, Марфы и Марии, Сусанны, Иоанны и иных.

Из Евангелий об этих женщинах нам известно совсем немного, а большинство из них упоминаются в связи с погребением и воскресением Иисуса только один раз.

Марфа и Мария известны тем, что их брата Лазаря воскресил Христос, и диалогом Христа с Марфой, звучащим с евангельских страниц напоминанием об истинных ценностях жизни человека.

Марфа готовила для Учителя большое угощение в своем доме, волновалась, суетилась, по ходу упрекнула в лени свою сестру Марию и пожаловалась Христу на неё. Но Иисус мягко ответил ей, что главное для человека не в еде и одежде, не во внешнем престиже жизни, не в пыли, пущенной в глаза окружающих: «Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь о многом…, а нужно всего лишь одно!» Ев. от Луки 10 гл. 41-42 ст.

Самый драматичный образ женщины, почитаемой в этот день, это образ Марии Магдалины . Она предстаёт перед нами в Евангелиях, в апокрифах, в церковных преданиях. Всегда с трепетным отношением ко Христу, с благодарностью Ему, обратившей на Него свою верность, преданность и любовь. Но после чего?

Многие исследователи Священного Писания полагают, что несостоявшийся суд над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, который неожиданно завершился уходом обвинителей и судей после слов Христа: «Кто без греха — первый брось в неё камень» был «судом» над Марией Магдалиной.

Её прошлое, как блудницы, последующее оправдание и прощение Христом легло в основу множества произведений искусства: картин, икон, песен, стихотворений. Знаменитое стихотворение «Магдалина» Бориса Пастернака:

Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют.

Встреча с Христом, который простил ей все многочисленные грехи, навсегда и глубоко меняют её сущность – она становится преданной Ему, Ему одному…

Однажды, незадолго до своей смерти Христос был приглашен в богатый дом на обед, с представителями политической и религиозной элит иудейского общества, которые слушали Его, скорее забавляясь невероятностью учения о воскресении и вечной жизни.

И вдруг ко Христу, возлежавшему за трапезой, подходит женщина с сосудом драгоценного , очень дорогого благовония в те дни, как впрочем и сейчас. По иудейским обычаям миром помазывали головы священников и первосвященников, а вдруг женщина выливает его на ноги Иисуса Христа!

Этот поступок вызывает шок, гнев, недоумение, зависть тех, кто его наблюдает. Они начинают выкрикивать: «Что происходит?», «Зачем это?», «Можно было миро продать, а деньги уделить нищим, такова заповедь Божья», но всё это лишь лицемерие людей, которые пытались угодить Богу формальным соблюдением заповедей, без личной веры и сердечной любви к Иисусу.

Христос объяснил изумлённым сотрапезникам причину поведения, пришедшей: «Кому много прощено – тот сильно любит» Ев. от Луки 7 гл. 47 ст.

Марина Цветаева так выразила оценку Христа её искренней, высочайшей жертвы любви, принимая которую Он показал всем, что над самым дорогим в этом мире, Он превозносит искреннее участие сердца:

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

Все женщины, почитаемые в праздник Жён-мироносиц поименно, в Евангелиях встречаются под общим словом «женщины» или «жёны», потому что женщина без мужчины была абсолютно бесправна и беспомощна во времена Христа.

Что говорить, если даже в современном иврите, возрожденном в начале 20 века, нет словосочетания «муж и жена», подразумевающего равноправный союз. Есть «хозяин (господин) и его женщина, и его дети». В насквозь патриархальном обществе роль женщины была незаметной и недооцененной многими, почти всеми, но не Христом!

Евангелия многократно и беспристрастно освещают поведение учеников-мужчин и последовательниц-женщин во время суда и распятия, свершившихся над Христом. Складывается впечатление, что первыми свидетелями воскресения Иисуса женщины стали в награду за свою верность.

В отличии от дня сегодняшнего, в древнем мире женщина не могла проявлять себя в общественной жизни, принимать участие в волеизъявлении народа, поэтому толпа, кричавшая «Распни!» состояла на все сто процентов из мужчин.

Предателем стал один из учеников — Иуда. Евангелие от Матфея в 26 главе сообщает, что сразу после ареста Иисуса «ВСЕ ученики покинули Его и убежали» . Пётр по малодушию трижды отрёкся от Христа перед служанкой, женщиной, мнение которой не имело ни веса, ни ценности.

На момент казни Иисус остался без учеников, которых просил молиться и поддержать Его, но не один! На месте казни «было много женщин, смотревших издали» Ев. От Матфея 26 гл. 55 ст.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, однажды увидел в картинной галерее германского города Базель картину «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего и был очень взволнован её реалистичностью, кажущейся бесповоротностью ужасающего сюжета.

В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина говорит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!». Каково же было любящим последовательницам Иисуса видеть обезображенным и мёртвым Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и Жизнь» …? Ев. Иоанна 11 гл. 25 ст.

Их любящие сердца разрывались от скорби и боли, поскольку они не находились возле Иисуса постоянно, возможно, не слышали Его обещания воскреснуть на третий день. Поэтому на рассвете женщины отправились ко гробу Иисуса, чтобы по традиции помазать Его тело благовониями.

мироносицы идут

Храня верность, они шли ко гробу Учителя, который не стал политическим вождём, не возглавил борьбу против римлян, как ожидали многие.

Его оставили даже ученики, а значит, никакая память о Нём и Его учении не сможет сохраниться в будущем.

Но женские сердца, исполненные верности и любви, способны вопреки всему нежно заботиться о тех, кого полюбили.

Именно такими были сердца Жён-мироносиц, движимые любовью они пришли… и увидели первыми пустую гробницу, Ангела, сообщившего им, что Христос воскрес, и самого Христа, встретившего их приветствием: «Мир вам!».

Бог всегда награждает за верность, смотрите! Женщины волновались, они присутствовали на казни, участвовали в захоронении Тела, не зная предстоящей радости воскресения, скорбели об ушедшем от них навсегда Учителе. И Он сам явился им, встретил и утешил их, показал им, что жизнь продолжается, что их надежда не погибла!

О чудо! Женщины бегут сообщить о ученикам, становятся своего рода апостолами для будущих апостолов. Но! Они не верят! Самым знаменитым неверующим становится Фома, о котором мы вспоминаем в первую неделю по Пасхе.

Однако божественное учение далеко от того, чтобы ссорить мужчин и женщин, чтобы в ущерб фактам превозносить одних и принижать других. Неспроста в этот день также почитается память святых и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые просили разрешения снять Тело Христа и захоронить его.

Иосиф для захоронения приобрёл новую гробницу, в которой и было положено Тело. Тщательность Божественного внимания да будет радостью для вас.

Тем более что тема жён-мироносиц не изжила себя, она продолжается и в современном искусстве. В 2013 году на концерте в День любви, семьи и верности прозвучала песня жены мироносицы в исполнении Кати Лель и Евгения Кунгурова.

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных – вспомним с трудом…

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

у Луки (23:23-55) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТАЛЬНАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ МАГДАЛИНА

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его».
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя — все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости.
Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ КЛЕОПОВА

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА САЛОМИЯ

Св. прав. Саломия Мироносица была сестрой Пресвятой Богородицы, супругой Зеведея и матерью апп. Иакова и Иоанна. Она вместе с прочими женщинами последовала за Господом и служила Ему и Его ученикам. Движимая материнской любовью она просила Господа о том, чтобы ее сыновья были удостоены особой чести — сели по правую и по левую руку от Христа в Его Царстве. По распятии Господа она в числе прочих жен пришла ко Гробу Господню, чтобы умастить Его тело благовониями. Гонения на Церковь Христову принесло Саломии большую скорбь — Ирод обезглавил ее старшего сына Иакова. С надеждой на жизнь вечную Саломия мирно скончалась.

СВЯТАЯ ИОАННА МИРОНОСИЦА

СВЯТЫЕ МАРФА И МАРИЯ

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступили явные гонения на Церковь Христову в Иерусалиме. Праведный Лазарь был изгнан из Святой Земли. Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад – подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью – это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении – невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

По материалам pravoslavie.ru

А это интересная история. День жен-мироносиц отмечается на третьей неделе после Пасхи. Как следует из названия этого памятного дня, посвящен он женщинам, и на Руси, кстати, почитался как праздник женщин. Память о тех, кто следовал за Спасителем, при его жизни возложив на себя заботы о нем, а по окончании первого дня после погребения пришел к месту Гроба Господня, чтобы умастить его тело благовониями, что было иудейской традицией, и получил весть о воскрешении Господа, почитается уже много веков.

Удивительно, но евангелисты называют их по-разному. Тем не менее, сопоставление их текстов и детали предания, рассказывающего об этом событии, позволяют все же назвать семь имен, которыми, скорее всего, и обладали эти удивительные женщины.

Итак, первое – их было семь: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Точнее сказать – их было намного больше, но лишь семь имен сохранились и называются в священных книгах. Евангелист Лука пишет, например, что с Христом ходили двенадцать апостолов, и «некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». «Если посмотреть на икону «Жены-мироносицы», то на ней вы увидите семь прекрасных женщин, стоящих рядом. А теперь давайте узнаем историю каждой из них – ведь это того стоит.

Кстати, интересная деталь, не всем известная. Многие апостолы, а также Жены-мироносицы, и Иисус – мнимый сын святого праведного Иосифа Обручника, – были родственниками. Но обо всем по порядку.

Итак, пять Мироносиц были из Галилеи, а Марфа и Мария – из Иудии, точнее из Вифании, пригорода Иерусалима. Многие из этих женщин были довольно богаты – это тоже отмечает Лука, подчеркивая, обратите внимание, в самом конце: «Служили Ему имением своим». Ну а теперь – некоторые известные подробности.

Мария Магдалина

Про жен-мироносиц сохранилось не так много сведений, о Марии Магдалине их больше всего. Известно, что она родилась в Галилее, в городе Магдала. До встречи с Господом она вела грешную жизнь. Иисус изгнал из нее семь бесов, и Мария пошла за ним и за апостолами, чтобы быть в услужении. Кстати, Марию Магдалину иногда путают с Марией Египетской («Стояние Марии Египетской»), но это разные женщины. Мария уверовала в Христа и была ему предана невероятно. Иоанн Богослов посвятил ей половину ХХ главы Евангелия, записав ее со слов Марии. Она была той женщиной, что первая понесла людям благую весть о его Воскресении – от нее пошли в мир слова «Христос Воскресе!» Сообщая эту весть императору, Мария принесла ему в дар яйцо. Император заметил, что воскресение столь же невозможно, как и то, что это яйцо покраснеет, и яйцо мигом стало красным – отсюда и пошла традиция красить на Пасху яйца.

Мария доживала свой век в Эфесе (Ефесе) – там Иоанн Богослов и записал то, что она ему рассказывала, поскольку они жили рядом. За то, что делала раскаявшаяся и исцеленная Мария Магдалина, за ее верность Христу и веру она получила звание равноапостольной. Кстати, Мария активно «пропагандировала» учение Христа, хотя женщинам и было запрещено проповедовать. Умерла Мария все в том же Эфесе, где и была похоронена.

Иоанна

Выйдя замуж за Хузу, домоправителя Ирода, Иоанна, как сказали бы сейчас, «вошла в элиту» общества: она была богата, известна и уважаема. За Христом она пошла после того, как он исцелил ее сына. Мальчик был при смерти; все средства уже испробовали – оставалось одно: идти к Иисусу, слава о котором распространялась по земле. Но Иисус не спешил во дворец – туда, где был казнен его Предтеча, Иоанн… Хуза однако умолил его исцелить сына, и Христос сделал это, предварительно сказав – вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… И мальчик поправился, пока Хуза шел домой…

Однако над домом его нависли тучи. Стало известно, к кому они с женой обращались за помощью. А не Иоанна ли, часто и внимательно слушавшая Иоанна Предтечу, похоронила тайком его честную главу – не позволив устроить поругания? Но ведь тем самым она нарушила указ царицы Иродиады – выбросить голову Крестителя на свалку после поругания…

Но Иоанна не дожидалась «развязки» и выяснения отношений с Иродом.. Она ушла за Христом, благодаря его за исцеление сына. Те немногие драгоценности, что еще вчера богатая Иоанна взяла с собой, были проданы ею, чтобы накормить тех, кто был рядом с Христом. Мать Иисуса тоже приняла ее, как и все, ласково, и жалела Иоанну, поскольку той пришлось оставить сына. Но совсем скоро им вместе придется оплакивать другую потерю – мученически умершего Христа…

Саломия

Дочь святого праведного Иосифа Обручника. Она вышла замуж за Зеведея и родила двух сыновей – ставших апостолами Иакова и Иоанна.

Сусанна

Несмотря на то, что имя этой женщины выделено и упоминается евангелистом Лукой, о ее житии не известно почти ничего.

Мария Иаковлева

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых лучших отношениях, она была на протяжении долгих лет Ее ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Марфа и Мария

Родные сестры Марфа и Мария очень любили своего брата – Лазаря, которого Христос называл своим другом. Христос, часто бывавший в их доме, много говорил с ними, отлично их знал. Смерть Лазаря Христос оплакивал, однако знал, что на этот раз точка в земном его пути еще не поставлена. Он воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти, после чего Лазаря начали называть Четверодневным. Христос часто бывал у них в доме, и сестры почитали и любили его. Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса драгоценное миро, приготовив Тело Христа к погребению. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за братом, воскрешенным Лазарем, на Кипр, где он был епископом.

Богородица – одна их жен-мироносиц?

Пресвятая Богородица формально не входит в число мироносиц, но некоторые исследователи предполагают, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа. Основанием для этого может служить такой факт: после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака и вполне законно считалась матерью его сына Иакова.

Что они сделали

В ночь Воскpесения Хpистова жены-мироносицы шли ко Гробу Господню, чтобы умастить его тело драгоценным миро. Но они волновались – кто отвалит камень от гроба? Но камень отвалился от входа землетрясением, а появившийся перед мироносицами Ангел сказал, что Христос воскрес и явится им.

Народные традиции

На Руси День Жен-мироносиц отмечали с большой нежностью: он был, этот праздник, как… православное 8 Марта!

В Черноземье этот день назывался Маргоскиной неделей. Главным блюдом на столе становилась яичница: надо понимать, одно из самых простых «блюд».

А в некоторых областях в этот день женины собирались вместе и устраивали что-то вроде «девичников». После ужина, который женщины готовили сообща, устраивались танцы. Народные гуляния тоже были бурными, соблюдался и обряд кумовства: женщина снимала с себя крестик, вешала на веточку дерева, затем туда подходила другая женщина, крестилась, целовала крестик и обменивала его на свой. Обменявшиеся крестиками целовались троекратно и теперь считались кумами (до Духова дня). После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас – такими были угощения в этот день.

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

Что я могу?

Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? ()

Выбор редакции
В Пасхальную ночь трех монахов: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинские новомученики Во вторник пасхальной седмицы...

В своей истории, православные торжества уходят в глубокую древность к далеким временам Ветхозаветных событий. Также нашей церковью...

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2016 ГОД ЮНЕСКО отмечает следующие международные десятилетия, объявленные Генеральной...

Все верующие люди следят за особенными датами, коими полон православный календарь. Это и праздники, и посты, и дни поминовения усопших…...
Большой и мощный, легенда русского флота - крейсер «Варяг». В быстроходности и техническом оснащении он не имел себе равных. На борту...
Малина знакома многим с детства. Она не только вкусна и полезна, но и обладает лечебными свойствами. С ее помощью наши бабушки лечили...
34 Летние кулинарные радости 09.08.2018 Дорогие читатели, сегодня мы встречаем пятую статью, которая участвует в конкурсе Летние...
Приготовление: Перед приготовлением цукатов корочки мандаринов тщательно промываем, затем нарезаем небольшими квадратиками или...
Соусы являются изюминкой традиционной японской кухни. Каждое горячее блюдо и холодную закуску в Японии подают к столу только вместе с тем...