Какое движение в англии. Почему в Англии левостороннее движение


Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения . Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.

Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.

1. История расположения руля

История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил , которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.

Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши , в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.

Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.

В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».


После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.

2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.


Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).


В Азии гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.

Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото .

США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.

Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга .

В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.

3. Основные отличия право- и левостороннего движения


Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1. Также имеют различия (левое и правое) . А вот расположение педалей в порядке , тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.

В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.

4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения , их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге , что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними . Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.


Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.

Подписывайтесь на наши ленты в

Левостороннее движение является визитной карточкой Англии, а также некоторых других стран. Но в Европе Великобритания считается единственной страной, где принято ездить слева. В чем причина такого явления?

Левостороннее движение: исторические предпосылки

Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.

Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.

К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.

Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.

Морское объяснение

Долгое время судьба Великобритании была связана с морем. Ведь до островов ходили лишь пароходы и корабли. Они то и были связующим звеном Англии со всем остальным миром. Поэтому морские традиции тесно вплелись в уклад жизни англичан.

Раньше, корабли обходили суда слева. И для страны, так тесно связанной с морем, нет ничего удивительного в том, что этот обычай стал сухопутным.

На сегодняшний день, в мореходстве принят обгон справа, но то что было раньше, так это совсем иная история.

Страны, повторившие за Великобританией

Государства, использующие левостороннее движение, сделали свой выбор под влиянием следующих факторов:

  • Колониальная причина. Еще в прошлом веке Англия имела в своем подчинении множество колоний. Поэтому после отмены колонизации, многие государства сохранили привычную схему движения, как единственно верную;
  • Политическая причина. Благодаря Наполеону Франция задала тон среди других стран в выборе стороны дороги. Те, кто поддерживал Наполеона, также вводили правостороннюю схему. А те, кто был против, выбирали левую сторону.

Дружба Англии и Японии обернулась для второй страны введением левосторонней схемы езды. Новый закон был принят в 1859 году. И действует на сегодняшний день.

Когда колонии Англии в США получили свободу, то перешли на правостороннее движение, но раньше там также ездили, держась левой стороны. Это был ответ американцев оккупантам.

Как обстоят дела с левосторонним движением в мире?

Мировое сообщество на 72% процента состоит из тех, кто выбирает проезд справа. И лишь на 28% из тех, кто ездит слева.

В Северной Америке на Багамах, Ямайке и Барбадосе левостороннее движение.

В Южной Америке такое положение дел в Суринаме и Гайане.

А в Европе на «лево» ездят Англия, Ирландия и Мальта. В Азии 17 стран являются приверженцами левостороннего движения.

В Африке таких стран 13. А в Океании их число равняется 8. Не так уж и мало, если рассматривать в общем.

Весь остальной мир выбрал правую сторону дороги для езды. Но в чем причина такого выбора?

Лево и право: причины перехода

Перейти с одной стороны на другую не так просто. Например, в Швеции перешли на правостороннее движение из-за большого количества подходящих для этого авто. Произвели переход в специально обозначенный день.

Бывшие колонии Англии в США сделали свой выбор в знак протеста против прежних оккупантов.

Южная Корея, вырвавшись из под японского гнета, также сменила «лево» на «право». Аналогично поступили и в Китае.

Особенности езды слева

Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.

Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.

С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.

Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.

Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.

Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.

О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.

Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.

Приходилось ли вам когда-то задумываться над тем, почему в Англии левостороннее движение? Ну вот во всех известных и часто посещаемых странах водители ездят по правую сторону, а на иначе. Почему?

Дань традиции? Но откуда взялась и почему закрепилась эта привычка?

Вообще, нельзя не отметить, что традиции перемещаться вдоль улицы возникли еще задолго до того, как человечество изобрело автомобиль.

В соответствии с одной из основных версий могло возникнуть еще во времена средневековой Европы. Именно тогда по достаточно узким дорогам, связывающим между собой населенные пункты, ездили на своих лошадях мужественные и сильные всадники. Ну и, конечно же, каждый из них был вооружен.

Представьте себе такого воина: на хорошо слаженном коне гордо восседает мужчина средних лет, облаченный в доспехи, в левой руке которого поблескивает на солнце исполинских размеров щит. Размышляем дальше. Большинство жителей на планете являются правшами. Отсюда закономерно следует, что в случае возникновения малейшей опасности правая рука в любой момент была готова выхватить из ножен меч. Соответственно, придерживаться при перемещении приходилось правой стороны. Так удобнее.

Но почему же жители нынешней Великобритании не последовали этому принципу? Разберем еще одну гипотезу.

Почему в Англии левостороннее движение? Версия вторая

Бытует мнение, что этот факт напрямую связан с вождением и экипажей. Улицы были настолько неприспособленными для езды что двум возницам никак нельзя было разминуться. Кто-то обязательно должен был уступать дорогу. Для этого придумали специальное правило, согласно которому при встрече каждый должен был направлять свой экипаж в сторону правой обочины.

Почему именно правой? Скорее всего, это опять было связано с тем, что у большинства жителей нашей планеты все-таки правая рука доминирует над левой, поэтому ею и натягивались вожжи.

Так происходило по всей территории Европы, поэтому историки пришли к выводу, что традиция сохранилась и после появления кардинально новых средств передвижения, первых автомобилей.

И этот вариант, видимо, по какой-то совершенно нелепой случайности также не коснулся Туманного Альбиона.

Почему в Англии левостороннее движение? Версия третья

Теперь предлагаю подумать, почему же ни первая, ни вторая версия не работают в данном государстве. А ведь именно оно и является законодателем левостороннего движения. Вероятно, все дело в его островном месторасположении. Страна связывалась, да и продолжает связываться с континентом главным образом посредством морских путей. Там активно развивалось судоходство. Т.е. жизнь страны подчинялась во многом морскому ведомству, которое некогда и издало указ о том, что все суда при движении должны придерживаться левой стороны.

Спустя какое-то время этот закон распространился и на возникающие повсеместно автомобильные дороги, а позже и на страны, которые в разное время попадали под влияние Великобритании.

Еще мне пришлось столкнуться и с такой точкой зрения, что, дескать, правительство данной страны очень заботилось о безопасности своих граждан-пешеходов, поэтому, для того чтобы случайно не задеть пешехода подстегивающим лошадь кнутом, возница должен был управлять своей телегой или экипажем, придерживаясь левой стороны.

А в каких странах левостороннее движение существует до сих пор?

Отмечу, что в нашей стране единое правостороннее движение (для пешеходов, извозчиков и карет) было принято в 1752 году вследствие указа русской императрицы

А вообще, в мире достаточно нередкими были случаи, когда всей стране приходилось заново подстраиваться под новые правила. Почему? Если какое-либо государство соседствовало и активно поддерживало экономические отношения со своими имеющими правостороннее движение соседями, правительству рано или поздно приходилось принимать решение о принятии общих норм. Например, подобным образом пришлось поступить бывшим британским колониям в Африке. А после окончания японской оккупации направление движения было изменено в Южной Кореи и КНДР.

Самой последней страной из данного списка оказалась Швеция, правительство которой подошло к этому вопросу очень осознанно и заранее тщательно спланировало весь необходимый перечень действий. За четыре года до введения реформы была создана специальная комиссия, которая должна была разработать, а потом воплотить в жизнь целый комплекс необходимых мероприятий. И вот, наконец, в начале сентября 1967 года ровно в 4:50 по местному времени весь транспорт страны был обязан остановиться и спустя 10 минут возобновить движение, но уже по правой стороне дороги. Кроме этого, в первое время был введен специальный, ограничивающий скорость, режим.

Существуют ли еще страны с левосторонним движением? Да. Причем эти государства достаточно далеко расположены друг от друга. Посудите сами: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Сингапур, ЮАР, Япония и целый ряд стран Африканского континента.

Жители этих государств, конечно же, воспринимают данное непривычное направление движения как должное, а вот туристам чаще всего рекомендуется не рисковать, а стараться прибегать к услугам местных водителей или таксистов.

Ответ редакции

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.

Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

  • Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

  • Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Фото: Shutterstock.com

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

  • Колониальный фактор.

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

  • Политический фактор.

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

  • «Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

  • Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Северная Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские Острова
  • Барбадос
  • Ямайка

Южная Америка

  • Гайана
  • Суринам
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Мальта
  • Бангладеш
  • Бруней
  • Бутан
  • Восточный Тимор
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Макао
  • Малайзия
  • Мальдивские о-ва
  • Непал
  • Пакистан
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Шри-Ланка
  • Япония
  • Ботсвана
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кения
  • Лесото
  • Маврикий
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Сейшельские острова
  • Свазиленд
  • Танзания
  • Уганда
  • Австралия
  • Кирибати
  • Науру
  • Новая Зеландия
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Самоа
  • Тонга
  • Фиджи

12.8k (43 за неделю)

Почему в Англии левостороннее движение и какое движение считать более «правильным»?

В России, как и в абсолютном большинстве стран, на дорогах принято правостороннее движение. Однако есть страны, по улицам которых движение организовано «наоборот». Кроме Великобритании левостороннее движение используется в Японии, Ирландии, ЮАР, Таиланде, Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, Сингапуре и еще некоторых странах. Интересно, что Гонконг является автономной областью в составе Китая, а в самом Китае движение правостороннее.

Сами по себе традиции дорожного движения по левой или правой стороне дороги зародились еще в Средние века, когда автомобилей еще не было в мыслях самых гениальных футуристов. Существует версия, согласно которой в Европе правостороннее движение возникло в средневековье: по улицам и узким дорогам путешествовали в основном всадники на лошадях. Так как большинство из них было вооружено, а в левых руках они держали щит для защиты, им сподручнее было придерживаться правой стороны дороги. По другой версии правостороннее движение возникло в Европе само собой: конные экипаж разъезжались левыми бортами, так как кучеру легче было направлять повозку на обочину вправо - для этого требовалось натянуть вожжи правой рукой, а она у людей обычно сильнее развита. Правда с конными повозками связана и противоположная версия: кучер обычно держал кнут в правой руке и, размахивая им, погоняя лошадей, мог случайно зацепить пешеходов. Поэтому безопаснее было придерживаться левой стороны дороги. С тех далеких времен эти традиции и дошли до нас.

Существует и другой вариант развития событий, согласно которому правостороннее движение в Европе узаконил Наполеон - при этом назло «левосторонним» англичанам. И в то время, как в самой Франции движение и так фактически было правосторонним, Австрию и Венгрию Наполеон заставил передвигаться по правой стороне дороги. А в России к этому времени не было четкого порядка встречного разъезда, и во время нашествия Наполеона его правила были русскими просто переняты.

Считается, что родоначальником левостороннего движения в Европе была Англия. Уже в Средние века Англия была мощной морской державой, активно развивалось как военное, так и торговое судоходство. Английское морское ведомство в целях упорядочения движения на море издало указ, согласно которому корабли должны были расходиться на встречных курсах правыми бортами. Позднее это правило было переведено с морских просторов на сушу и утвердилось во всех странах, где господствовала Британская Империя. С утратой Англии своих колоний многие из них остались верны традициям левостороннего движения, при этом некоторые страны, в которых был принят «английский» вариант движения перешли на новые, более распространенные правила. Так поступили, например, многие африканские страны, соседствовавшие с бывшими французскими колониями.

А в Северной и Южной Корее движение «по-английски» было утверждено японцами во время оккупации, и в 1946 году, после окончания оккупации, они перешли на правостороннее движение.

Значительно позже других, одной из последних, с левостороннего на правостороннее движение перешла Швеция. Это было в 1967 году. Подготовка к столь существенному нововведению, при уже немаленьком парке автомобилей, началась еще за 4 года. Была образована специальная государственная комиссия, разработавшая и претворившая в жизнь комплекс мер для обеспечения безопасного перехода, и 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства, находившиеся на дорогах, должны были остановиться, и в течение 10 минут сменить сторону дороги и продолжить движение. По всей стране действовали даже специальные скоростные ограничения.

В России правостороннее движение было утверждено в 1752 году императрицей Елизаветой, издавшей соответствующий указ для извозчиков и карет.

Туристам, непривычным к левостороннему движению, в целях безопасности рекомендуется не брать автомобиль на прокат, а нанимать местных водителей. А в Англии на многих пешеходных переходах расположены надписи «посмотрите направо», а в середине дороги - «посмотрите налево», чтобы иностранные пешеходы не забывали об этой английской особенности и не дай Бог, не попали под машину.

Выбор редакции
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...

В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...

А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...

Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...
Самый оригинальный, питательный и сытный суп-пюре – это, несомненно, кабачковый. Он невероятно просто и быстро готовится, а также...
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...
Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...
Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...
Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...