Открытый урок музыки "музыкальный сказочник". Сказочный композитор римский-корсаков
Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.
Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте ребята! В
течении учебного года мы с вами изучили много
нового, говорили о многообразии жанров и
интонационной выразительности музыкальной речи.
Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные
сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим
наши знания и познакомимся новым произведением,
музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут
этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?
Учащиеся: М. Глинки.
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.
– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.
(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам
рассказать краткое содержание симфонической
сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и
неверности женщин, дал зарок казнить каждую из
своих жен после первой ночи; но Султанша
Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела
занять его сказками, рассказывая их ему на
протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал ее
казнь и наконец совершенно оставил свое
намерение. Много чудес рассказала ему
Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен,
вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в
музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада
принадлежит к числу лучших образцов русской
классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много
композиторов которые обратились к сказке. И
сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней
Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный
цветок”. Внимательно послушайте, определите
характер, а потом будем все вместе разучивать.
(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)
2. Оценка знаний учащихся
3. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”
"Музыкальный сказочник"
Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с композитором Н. А. Римским – Корсаковым - как музыкальным сказочником.
Задачи:
Образовательные : познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Оборудование: пианино, ноутбук, портрет композитора, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку
Ход урока
Вход учащихся в класс под музыку песни «Спор Маши и Вити о сказках» муз. Г. Гладкова
Учитель:
Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть вас, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу со сказочными героями, которые живут в музыке многих композиторов, особенно в музыке композитора, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке. В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Оперы: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», « Кащей бессмертный», «Золотой петушок». Кантаты, симфонические произведения, фортепианные произведения.
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?
Учащиеся: М. Глинки.
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.
– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.
(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.
Учитель:
Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.
(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)
2. Оценка знаний учащихся
3. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”
Ирина Башлыкова
Проект «Композиторы-сказочники»
Актуальность темы
В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С раннего возраста ребенок должен чувствовать свою принадлежность к целому народу и гордиться своей Родиной и своими соотечественниками. Знакомство детей с русскими композиторами –классиками , узнавание их произведений и гордость за мировую известность этих великих людей, тоже является, на мой взгляд, частью нравственно-патриотического воспитания. Поэтому и появилась идея создания данного проекта .
Цель :
Способствовать формированию у дошкольников основы культурно-эстетического сознания, воспитывать чувство гражданственности, любви к своей Родине, своему народу.
Задачи :
1. Развивать у детей музыкальный вкус посредством знакомства их с произведениями русских композиторов – сказочников : Н. А. Римского – Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки.
2. С помощью доступной для детей формы восприятия – сказки –развить у детей любовь и интерес к классической русской музыке, чувство уважения и гордости к русской музыкальной культуре.
3. Осуществить приобщение детей к живой музыке, прослушивать фрагменты сказочных опер, балетов в исполнении ансамблей профессиональных музыкантов.
4. Посредством беседы и диалога с детьми пополнять их словарный запас музыкальными терминами, развивать связную речь.
Вид проекта : познавательный, групповой
Участники : дети подготовительной группы
Сроки реализации : октябрь-март
Результат проекта : презентация, подбор видео и аудио материала
Обеспечение проектной деятельности
Методическое : (литература)
Материально-техническое (аудиозаписи, музыкальный центр)
Этапы проведения и реализации проекта
1. Подготовительный этап
Изучение интереса детей, изучение методической литературы подбор материала…
2. Организационно-практический
Месяц Тема Содержание
Октябрь Нам есть чем гордиться! 1. Выстраивание диалога с детьми - Что мы знаем о нашей стране?
2. Видео презентация (размеры России, природные богатства, животный и растительный мир)
3. Беседа о великих русских композиторах , музыкантах, исполнителях, известных всему миру.
Ноябрь П. И. Чайковский – краткая биография. Сказочные персонажи из «Детского альбома» 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
2. Слушание пьес из «Детского альбома»
3. Выстраивание диалога о прослушанных произведениях
4. МДИ «Угадай, чья песенка»
Декабрь Сказочная музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» 1. Знакомство с терминами «балет» , «либретто»
2. Рассматривание репродукций к музыкальному балету
3. Знакомство со сказочным содержанием и авторами используемых сказок
Январь М. И. Глинка – краткая биография. Отрывки из оперы «Руслан и Людмила» . 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
2. Знакомство со сказочным содержанием и автором сказки
3. Обогащение словаря терминами «ария» , «опера»
4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов
Февраль Самый сказочный русский композитор Н . А. Римский – Корсаков – краткая биография. Сказочные оперы : «Садко» «Снегурочка»
1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
3. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов
4. Применение новых терминов в диалоге, беседе
5. МДИ «Подбери картинку к опере»
Март Что мы узнали о композиторах – сказочниках ? 1. Обобщение материала
2. МДИ «Скажи, чей портрет»
3. Мини-рассказ о понравившемся композиторе и его произведении
4. Рисование любимого сказочного персонажа
3. Завершающий.
Показ презентации
Публикации по теме:
«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.
Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.
Конспект занятия «Мы сказочники» с использованием ТРИЗ-технологии Конспект занятия «Мы сказочники» Пр. с. : учить придумывать героев сказки с необычными свойствами; продолжать учить детей эмоционально воспринимать.
Лего-проект Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Тип проекта по целевой.
Проект «А ну-ка, пальчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рябинка» п. Октябрьский Муниципального образования Туапсинского района.
Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен - на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».
Проект «Мы обедаем» Проект «Мы обедаем». Вид проекта: познавательный, информационный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).
Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы
Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся
Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?
Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »
В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.
Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.
Великий музыкальный сказочник
«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.
Великий музыкальный сказочник
«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.
Образы сказки сопутствуют человеку с самого раннего детства, с первых колыбельных и баек.Её эмоциональное воздействие на всю жизнь закладывает в душе ребёнка первое понятие о правде и кривде, о Добрых молодцах и Прекрасных девицах, о том, что добро всегда побеждает зло. Сказка сочетает в себе обычную жизнь и чудо. Добрыми волшебниками становятся звери, птицы, деревья, любые предметы обихода и, конечно же, фантастические существа – все они помогают героям пройти через различные испытания, победить зло и достичь желаемой цели. Рядом со сказкой живут былины, легенды, сказания, обряды, песни – весь многообразный и прекрасный, нереальный и такой близкий нам мир, который стимулирует наше воображение, позволяет стать соучастником этих действий, а значит своего рода сотворцом их, а возможно и творцом новых до этого неслыханных произведений.
Так произошло и становление будущего композитора, который родился в обычной дворянской семье, но рос необычным, впечатлительным, чутким и мечтательным ребёнком. Всё вокруг поражало его воображение: и природа, с её бескрайними полями и лугами, реками и озёрами; и следы старинной новгородской архитектуры, «остатки древностей в виде многочисленных стенных башен, церковных строений, следы архаической росписи стен, тёмные лики икон, блеск драгоценностей, традиционное истовое монастырское пение, крёстные ходы, колокольные звоны, множество поэтических историй реальности и творческого вымысла» и, конечно же, песни, игры, обряды, которые «обязательно соблюдались многими патриархальными семействами и их дворовыми людьми»; и рассказы о морских путешествиях старшего брата, офицера военного флота – всё это накладывало свой отпечаток на романтически настроенного юношу, впитывалось, запечатлевалось на годы в глубинах души, для того, чтобы потом вылиться в звуках его произведений.
Ещё не зная своего истинного предназначения, Римский-Корсаков постоянно совершенствуется в различных областях знания, философии, искусства, посещает лекции, концерты, выставки, знакомится с выдающимися людьми своего времени. И понимает, что всё больше времени и сил он уделяет занятиям музыкой, к коей ещё с раннего детства у него было влечение, «расположенность и желание». После окончания Петербургского Морского корпуса Римский-Корсаков даже совершает кругосветное путешествие в качестве военного офицера, но после знакомства с музыкантами Новой русской школы – «Могучая кучка», он уже ощущает мощную потребность не просто заниматься музыкой, а необходимость посвятить всю свою жизнь ЕЙ – МУЗЫКЕ. «Есть нечто большее, чем я могу послужить Родине». И это «большее» его творчество.
Из жизнеописания композитора «Летопись моей жизни» мы узнаём, что после того, как юный композитор попробовал себя уже в нескольких жанрах и стал известен публике, им было составлено два сборника русских народных песен, после чего он окончательно утвердился на желании писать музыку, используя русский фольклор. Как многие «кучкисты», он обращался к историческим темам, но склад дарования композитора искал новых путей, вырабатывая только своё, только ему присущее понимание истории и культуры. В своём желании он был не одинок. Многие деятели искусства 19 века внимательно и пристально вглядывались в народное творчество, искали и находили в нём мудрость и красоту. Так появляются на свет баллады В.А.Жуковского, сказки и поэмы А.С.Пушкина, картины В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха, музыка М.И. Глинки, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова. И вот тут-то и возникает в его творчестве тема СКАЗКИ – это как бы отголосок внутреннего, такого чистого и справедливого духовного мира человека. Две стороны его человеческой жизни: одна обычная, полная забот, радостей, яркой красочности и драматизма, другая – это мир одухотворённой природы, мир идеального, сказочного, зыбкого, потустороннего, но тоже существующего начала. И обе эти стороны жизни находятся рядом неразлучно с человеком, только, повзрослев, человек не желает замечать ни природу, ни сказку, обедняя свою духовную сущность, низводя её до уровня материальных потребностей. И какое счастье, что есть люди, которые остаются верны идеалам юности! Римский-Корсаков один из них – сказочник, музыкальный волшебник, чародей, чьи звуки внесли в нашу жизнь незабываемые моменты счастья соприкосновения с ЧУДОМ.
Сказки, былины, сказания, предания – вот то, к чему его всегда влекло. В них (в сказках) одушевлялось, «очеловечевалось» не только пространство, но и время. Весна-Красна приходит вслед за Морозом-Зимою, но и она в свой срок уступит дорогу Лету. Из года в год совершается этот круговорот в природе, над которым царствует Ярило-Солнце, источник жизни, тепла и света. Всякий труд и отдых наших далёких предков был наполнен радостью бытия, сопричастностью друг другу и природе. «Картины древнего языческого времени и дух его, представлялись мне… с большой ясностью и манили прелестью старины». Знаменитая опера «Снегурочка», написанная по пьесе А.Н.Островского, является, как бы целостной картиной жизни и быта языческой Руси, где человек сосуществует рядом с другой сферой жизни. А оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», созданные по произведениям Н.В.Гоголя, полны «ведовства, очарованности и в тоже время глубоких человеческих чувств, которые противостоят этим силам, заставляя их покориться человеку». И все арии главных действующих лиц, и оркестровые номера, живописующие быт и нравы того времени, проникнуты такими точными музыкальными характеристиками и народными напевами, что ощущаешь себя не слушателем и зрителем, а непосредственно участником всех этих действ, «далёким жителем тех далёких времён». Николай Александрович обращается и к былинам, и легендам. Одна из них былина о Новгородском певце-сказителе, гусляре Садко, покорившем своей музыкой сердца не только людей, но и фантастических существ – Царевну Волхову, Морского Царя. Смелый, находчивый, но в тоже время преданный, любящий и надёжный, он привлекает на свою сторону и горожан и сказочных персонажей, и все они с радостью служат ему и «водят с ним дружбу». Композитор настолько погружается в мир сказаний, что вся его опера проникнута именно тем колоритом, о котором повествует былина. Он находит старинные распевы для характеристики Садко, пишет сам такие мелодические обороты, которые не отличить на слух от исконно русских народных песен, и конечно, самые яркие моменты, как у человека, прекрасно знающего море, звучат у него в партии оркестра, изображая то Морского Царя в его подводном царстве, то Царевну Волхову, то золотых рыбок, то бурю на море. Но, главное, на что обращает внимание сам композитор, это мысль о том, что искусство, и в частности музыка – это великая сила, которой покоряются даже силы природы и мифические существа. У Римского-Корсакова есть ещё две оперы, написанные на сюжет сказок А.С.Пушкина.
Первая из них, «Сказка о царе Салтане», принадлежит к наиболее интересным открытиям композитора в области оркестровки оперы и переплетению лейтмотивов (музыкальных характеристик героев), в оркестровой и сольно-ансамблевой партитурах. И ещё один очень интересный момент – только здесь в этой сказке-опере, сказочная девица Царевна-Лебедь, полюбив человека, превращается в девушку, и становиться женой своего избранника. Тут показано влияние прекрасного человеческого чувства – Любовь, на сказочных персонажей и «очеловечивание» идеального образа до образа реального, но уже на более высоком качественном уровне. Вторая сказка на сюжет А.С.Пушкина – опера «Золотой петушок», последнее произведение композитора, с подзаголовком «Небылица в лицах». В ней соединилось и остроумное сюжетное решение, и музыкальные изысканные характеристики, ослепительно яркая оркестровка и выразительность вокальных партий, нарочитая путаница и смешение героев, сказочность и реальность. Всё это выражено в словах Звездочёта: «Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок», а в эпилоге он же произносит: «Разве я лишь да царица были здесь живые лица, остальные – бред, мечта, призрак бледный, пустота». Про эту оперу много писали в то время начала 20 века. В период революционных волнений в России, конечно, она воспринималась, как «сатира на самодержавие, и призыв к бунту». Но, мне кажется, как любую сказку, миф, легенду надо рассматривать эту идею глубже, хотя бы с позиции нашего времени. А клич Петушка – «Берегись, будь на чеку!» – это призыв к нам, о котором можно было бы пофилософствовать, но не на страницах данной статьи. Были ещё у Николая Александровича оперы-сказки: «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; были написаны и симфонические музыкальные сказки: сюита «Антар» и знаменитая сюита «Шахеразада» на сюжет сказок «Тысяча и одной ночи».
Но Римский-Корсаков был настоящим ВОЛШЕБНИКОМ не только в творчестве, но и в жизни. Он очень много трудился и как педагог, и как дирижёр: вначале Бесплатная музыкальная школа, «музыкантские хоры» морского ведомства, затем Петербургская консерватория, на посту профессора которой он проработал 30 лет и Придворная певческая капелла. Он попробовал себя во всех музыкальных жанрах: это и симфонии и симфонические картины, и романсы, и произведения для фортепиано и других инструментов соло и с оркестром, и камерные ансамбли, и хоры а cappella, и обработки народных песен, и самый любимый жанр композитора – оперы. А ещё он искренне помогал всем, чем мог своим ученикам, коллегам и друзьям. После того, как один за другим ушли из жизни его музыкальные собратья М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, Римский-Корсаков на протяжении 3-4 лет занимался только их сочинениями: дописывал, приводил в порядок уже написанное, оркестровал, издавал, исполнял произведения этих выдающихся композиторов. Удивляешься, как при такой интенсивной трудовой, творческой и общественной жизни (а ещё семья, пятеро детей) можно сохранить этот юношеский блеск в глазах и эту искрящуюся, бьющую через край фантазию и желание писать сказки. Помните, в одной из сказок герой говорит: «Я не Волшебник, я только учусь. Но Любовь в жизни делает настоящие Чудеса». Любовь этого великого человека к музыке, искусству, к Родине, к друзьям и семье, его большое горящее истинным восторгом и восхищением ко всему Прекрасному Сердце – вот тот неиссякаемый источник, благодаря которому мы можем наслаждаться чудесами его творчества.
Светлана Степановна Овсянникова
- К чему снится лепить хинкали
- К чему снится черешня: ваши желания исполнятся или вас ждет новое любовное приключение
- К чему снится мертвая собака: замужней женщине, незамужней девушке, беременной, мужчине – толкование по сонникам
- Квас из чистотела по болотову противопоказания
- Соус сацебели из слив Сацебели с алычи рецепт приготовления на зиму
- Сыроедческое спагетти из кабачка
- Народные средства для восстановления мужской силы Народное средство для восстановления мужской силы
- Очистка кишечника соленой водой от шлаков в домашних условиях
- Какие есть заговоры на похудение
- Молитва о поступлении на бюджет
- Анализ на C-пептид (как сдавать и зачем он нужен) Анализ крови на аццп - что это такое
- Беляев александр романович - человек-амфибия
- Непридуманная история Вали Котика (5 фото)
- Когда не следует увольняться с работы
- Правила и образец заполнения формы Р13001
- Использование кодов: правила заполнения табеля учета рабочего времени
- Нюансы внесения разных сведений
- Знаки зодиака весы кролик Весы заяц
- К чему снится вино — толкование сна по сонникам
- К чему снится летучая мышь черная