В этой этнической общности объединяются кровные родственники. Виды этнических общностей


Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

При характеристике этнических общностей необходимо, прежде всего, дать определение категории «этнос». Здесь мы обращаемся к «Краткому словарю по социологии», по которому этнос (греч. – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, иными словами – этническим самосознанием. Признаки, выражающие свойства уже существующего этноса и отделяющие его от других этносов – это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру , обладающую специфическим для нее стилем.

Очень важным является тот факт, что этносом может быть только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей, т.е. обладает этническим самосознанием. В социологии выделяют специальный раздел – этносоциология , которая изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнических (межнациональных) отношений.

К этническим общностям относятся племя, народность, нация. Началом развития этнических общностей была семья. Несколько или много семей образовывали род. Рода объединялись в кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка. Несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития, пройдя стадию народности, превращались в нации.

Рассмотрим кратко вышеуказанные типы этнических общностей.

Кланы – это родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов. Члены клана признают себя кровными родственниками. Кланы – это группы, первоначально характерные для первобытных обществ, но в некоторых, преобразованных формах, они могут играть важную роль и в современном обществе.

Племя – обычно охватывающее большое число родов и кланов – это более высокая форма социальной организации. Племя складывается на основе общности языка, особых обычаев, обрядов, характерных имен. Племя имеет уже задатки внутренней организации, вождя или совет вождей; племенные советы, решающие важные вопросы, религиозные обряды. Племена также связаны с определенной территорией. Даже если племя ведет кочевой образ жизни, область его кочевок ограничивается территорией, которую оно защищает. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов, определенную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих целей. Известны племена, состоящие из нескольких десятков тысяч человек. В племенах начинают формироваться контуры хозяйственного уклада.



Народность – этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения новых, частно-собственнических отношений. В отличие от родо-племенной организации, построенной на кровно-родственных связях, в народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. Народности свойственно наличие хозяйственных связей, хотя они не имеют столь развитого, консолидирующего характера как у нации. Первые народности формируются в рабовладельческом обществе. Процесс этот продолжается и в другие эпохи. Развитие капиталистических отношений в социальных и, главным образом, экономических сферах приводят к превращению народности в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникающая на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также некоторых своеобразных черт характера, психологии, культуры и быта и т.д. Способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же, как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, считается основным признаком выделения и образования нации. Нация начинает складываться в период разложения феодализма и появления капитализма. Этому способствует ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными территориальными образования, объединение местных рынков в общенациональный.

Национализм – это утверждение собственной нации в качестве наивысшей ценности, превосходства собственной нации, нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе. Часто национализм смыкается с расизмом , основанным на расовом превосходстве и избранности нации для выполнения особой миссии. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии.

Очень часто употребляется термин «народ». Народ – в обычном смысле – население государства, страны. В более узком, конкретно-социологическом смысле, народ – совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности в системе общественного разделения труда (прежде всего – в материальном производстве). Народ – единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. Народ – носитель коллективного социального опыта: языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, трудовых навыков и умений и т.д. Одним из отличительных факторов народа является культура. Уильям Томс в 1846 году создал терминфольклор , охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, обычаи и др. Народы отличаются также характерной материальной культурой – орудиями труда, жилищем, одеждой.

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения:

1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков - основа культурной отсталости наций и народностей.

2) Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.

3) Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность - важный источник самодвижения и саморазвития.

4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества - цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса - пассионарный толчок. Пассионарность - определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии - особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Виды этнических общностей:

Род - это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя - это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность - это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

Его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

Оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora - рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности - единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов - язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Этнической общностью (этносом) принято называть устойчивую совокупность людей, культурно-историческую группу, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы - группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающим иным культурным слоем и психологией (самосознание). Сегодня в мире насчитывается свыше 3000 различных этносов. Численность разных этносов существенно различается. Численность крупнейших народов превышает 100 млн. человек (китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы). Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Например, в России – ижорцы (Ленинградская область) – 600 чел., юкагиру (Якутия) – 800 чел. и др.

Внешней формой выражения этноса является самоназвание (этноним).

Свойства, которыми обладает этнос:

    Самоназвание (этноним). Эндоэтнонимы – это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы – это названия, данные извне. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языках просто "люди" (например, "ненец", "инуит"). Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу самоназваний, особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, "эскимосы" – "те, кто ест сырое мясо").

    Исторический миф об общности происхождения.

    Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык может принадлежать не только одному этносу (например, английский).

(Однако, в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), ретроманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.)

    Общность культуры (обрядность, фольклор, мифология).

    Этническое сознание – идентификация индивида с историческим прошлым, осознание этносом себя как устойчивого целого.

Менталитет – присущее этносу мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество.

Основные факторы, определяющие тип менталитета:

    литература, прочитанная в детстве и юности,

    биологические факторы (уровень физического и психического здоровья),

    менталитет родителей.

  1. формы искусства.

Выделяют 4 исторических типа менталитета: варварский (высокий уровень гормонов, повышенные запас здоровья и сексуальная активность, выносливость, стремление к новым впечатлениям и риску); интельский (высокая работоспособность, честность, стремление к абстрагированию, страх смерти и физической боли, чувство зависимости от высшей неодолимой силы (Бог, Природа)); аристократический (стремление к независимости, утонченность, умение противостоять страху, честность); буржуазный (работоспособность, аскетизм, рационализм, стремление к накопительству, низкая выживаемость).

Историческая память – это историческое самосознание народа, то есть не только знание событий и явления прошлого, но и отношение к ним, а также поведение, исходящее из такого знания и отношения.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:

    Наличие государственности.

    Компактность проживания (цыгане).

    Единая религия.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, так как именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Религия также может служить главным системообразующим признаком в формировании особого типа этносов - этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т.д.

Виды этноса – племена, нации, народности, этнические и этнографические группы. Эти формы различаются в основном по организации политической власти и по типу социальных и экономических связей, на которых базируются данные общности.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вождей и др.), общая территория проживания.

Народность – социально-этническая общность с более или менее одинаковым этническим составом, поэтому наряду с социальными признаками, общими с нациями, она характеризуется и общностью сознания и психологии. Эта форма этносоциальной общности характерна для аграрного, доиндустриального общества и складывается прежде всего на этнотерриториальной основе. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. Системообразующим же фактором здесь выступает фактор общности территории. В индустриальном и постиндустриальном обществах понятие народности используется обычно для обозначения аборигенного населения или сравнительно малочисленных этносов (например, народности Севера, Дальнего Востока и т.д.)

Нация – социально-историческая общность людей, совокупность граждан одного государства, характеризуется общностью территории и языка, социально-экономической и политической жизни. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. Нации, как правило, не представляют собой единого этнического состава, а потому не могут обладать единством таких этнических признаков, как фольклор, обычаи, традиции.

Этнографическая группа - общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, этнической группой, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях или обычаях, живущая, как правило, на издревле принадлежащей ей территории (например, казаки).

Понятие "национальность " не определяет этническую группу, оно служит для обозначения этнической принадлежности.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отлича­ющаяся относительной целостностью и выступающая самостоя­тельным субъектом исторического процесса. Она представляет со­бой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый об­раз жизни, общность социальных норм и ценностей.

Социальные общности складываются в ходе объективного об­щественного развития, совместной человеческой жизнедеятельно­сти. Общности образуются на разной объективной основе: произ­водственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (нацио­нальная) принадлежность.

Этнос (этническая общность) - это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племе­нем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, рели­гии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько паро­дов, например славянская этническая общность. Тем не менее, понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (про­стой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса - это род, пле­мя, народность, нация.

Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.Род (родовая общи­на) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рам­ках первобытнообщинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятель­ности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействияродов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующими языком более четко определенной организацией власти(вождь, совет ста­рейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активи­зируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует ста­новлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, терри­торию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представите­ли и других этнических групп: финно-угорские племена, некото­рые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рам­ках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с приня­тием христианства.

Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздроблен­ности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется мас­са мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), насе­ление которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодо­ления раздробленности, объединения ранее самостоятельных зе­мель вокруг единого центра формируются единые централизован­ные государства, в рамках которых создается новый тип этноса нация.

Нация исторически складывается на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, госу­дарственности, развитого национального самосознания.Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV -XVII вв. в рамках раз­ных государств. Затем они объединяются в единое российское го­сударство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской импе­рии и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначает­ся термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря сво­ей многочисленности - ведущее место в экономической и поли­тической сферах. Однако современные демократические принци­пы, провозглашающие равенство наций, дают возможность само­реализации и представителям национальных меньшинств.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают по­литическую окраску и неотделимы от внешнеполитической дея­тельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными во­просами.

История знает немало примеров угнетения одной нации дру­гой: украинцев и белорусов - поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев - англичанами, представителей балканских народов - турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным мень­шинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильствен­ной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаж­дения доминирующей религии. Ограничения на национальной ос­нове существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный ха­рактер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация - усвоение элементов культуры другого на­рода при сохранении своего этнического своеобразия.

В мире и по сей день возникают конфликты на почве нацио­нальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.

Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отно­шений современного мира.

В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владе­нии резервациях, которые занимают 3% континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны явля­ются мексиканцы. Их численность составляет по различным под­счетам от 10 до 13 млн. человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нъю-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексикан­цы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.

В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобрита­нию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально-освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Се­верная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борь­ба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религи­озной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.

Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона ин­дейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отда­ленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говоря­щей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.

Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выли­вающиеся в военные конфликты.

Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоян­ного внимания и заботы со стороны государства. Они периодиче­ски обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты, и даже национально-освободитель­ные войны.

В различных странах в настоящее время идет борьба за предо­ставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочис­ленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования

Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений меж­ду разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населе­ния у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребно­сти в увеличении территории проживания, в расширении пред­ставительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.

В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государ­ства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, про­живавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Та­кая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были поки­нуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.

Объектом политики выступают все нации и социально-этни­ческие группы, но в качестве субъектов политики - лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в поли­тике на уровне государства, т.е. способны переводить свои обще­национальные интересы в организованную инициативу в деле обу­стройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непо­средственно, и через само государство.

Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, боль­шинство - многонациональные. Некоторые из них до определен­ного исторического этапа своею развития оставались унитарны­ми, где господствующими культурами были культуры государство-образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.

Практика показывает, что федерация представляет цивилизо­ванную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятель­ности наций. Дробление же государств по национальному призна­ку противоречит интересам экономики, успешному решению гло­бальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразующих наций, положивших много сил на защи­ту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров

борьбы различных национальностей за получение полной поли­тической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических от­ношений, на судьбу государств и международную политику, со­ставляет этноцентризм - уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культур­ных достижений других наций.

Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, осо­бенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпя­чивание своей исключительности и отвергание всего, что не свя­зано с собственной национальной культурой, несомненно, спо­собствует национальной разобщенности и вражде.

Проявлением этноцентризма выступает национализм - идеоло­гия и практика, направленные на разжигание межнациональной роз­ни и вражды.Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и поло­жительное. В последнее время вполне справедливо словом «нацио­нализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любя­щих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своею народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угне­тенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.

Тем не менее, от понятия «национализм» следует отличать по­нятие патриотизм , которое представляет собой убеждения и соци­альные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм - это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создав­шим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в рат­ном деле родной язык и родную землю. Это - признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм - это глубокое сопереживание внутренней и внешней по­литике государства.

Национализм в его положительных проявлениях - довольно редок. Чаше всего он порождает ненависть и вражду между наро­дами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабо­щению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм - идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призы­вают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.

Чтобы предотвратить возникновение национальных конфлик­тов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принад­лежности, способствовать повышению уровня политической куль­туры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцент­ризма.

Вопросы и задания

1. Что такое этнос? Каковы его признаки?

2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?

4. В чем проявляются межнациональные отношения?

5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?

8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?

СЕМЬЯ

Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья - это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию - воспроиз­водство человеческого рода. В семье происходит рождение и вос­питание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ­ных, организуют быт и отдых. В хорошей дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества. Семья выступает основным носителем куль­турных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так­же необходимым условием социализации личности.

Существуют два подхода к определению понятия «семья» - социологический и юридический. С социологической точки зрения семья - это группа связанных отношениями брака и родства лю­дей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет дру­гие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей

на воспитание.Несмотря на существование законодательства в се­мейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными, главным образом моральными, нормами.

Семья как общественный институт прошел разные этапы сво­его развития. У многих современных народов существует только один вид семьи - моногамия , т.е. брак одного мужчины с одной женщиной в одно и то же время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия - одновременное существование более одного партнера в супруже­стве. Наиболее распространенную форму полигамного брака пред­ставляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма поли­гамии - полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.

По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Многопоколенные семьи были широко распространены в прошлом, когда дети после вступле­ния в брак продолжали жить в родительском доме. В настоящее время молодые супруги стремятся жить отдельно от родителей. Таким образом, на смену расширенной семье приходит нуклеарная, в рамках которой совместно проживают два поколения - родители и дети,

Семья - это ячейка общества. Возникновение и прекращение ее существования имеет определенный социальный смысл, кото­рый проявляется в ряде выполняемых семьей функций . Во-пер­вых, это репродуктивная функция , биологическое воспроизводство человека. Во вторых, социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. В-тре­тьих, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, проявляю­щаяся в удовлетворении- материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведении общего хозяйства. В-чет­вертых, эмоциональная функция , основанная на потребности че­ловека в любви, заботе, интимном общении. В-пятых, функция сексуального регулирования , т.е. упорядочение естественных сексу­альных потребностей. И, наконец, функция социализации детей , т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Каждая семья имеет свою специфику развития и период суще­ствования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи - период от ее возникновения до прекращения ее функционирова­ния. Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Пер­вый - период от заключения брака до рождения детей. Второй - существование семьи в составе супругов и детей. В рамках третьего периода происходит отделение детей и создание ими своих семей.

Четвертый период связан с распадом семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Надо отмстить, что выделение периодов жизненного цикла семьи относится к полной семье в составе родителей и детей. В жизни нередки случаи, когда семья состоит из одного родителя и ребенка, когда супруги не имеют детей или когда мужчина и женщина состоят в незарегистрированном браке. Все эти нюансы создают особые трудности в определении вида семьи и периода жизненного никла, в котором она находится.

Ряд вопросов, касающихся семейных отношений, выступает предметом государственного реагирования. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство нахо­дятся под защитой государства. Государство регулирует работу дет­ских учреждений, развивает систему мер помощи семье, устанав­ливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям, одино­ким матерям, принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Государство регулирует отношения в семейной сфере рядом документов, к которым кроме Конституции относится Семейный кодекс, принятый в 1995 г. (введен в действие 1 марта 1996 г.). Этот закон - основной в сфере семейного права - отрасли права, регу­лирующей брачно-семейные отношения. Принципы семейного права составляют добровольность брачных отношений, единобрачие, ра­венство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право отличается от других отраслей права специ­фическим составом субъектов (родители, дети, супруги), особым набором юридических фактов (брак, развод, рождение детей). Первичными в семейном праве выступают личные отношения (лю­бовь, забота), которые не всегда могут быть урегулированы пра­вом (например, нельзя обязать людей любить друг друга), а иму­щественные отношения производны отличных.

Возникновение семьи закон связывает с заключением брака. Брак - это равноправный, добровольный союз мужчины и женщи­ны, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС (органах записи актов гражданского состояния). Фактические брачные отношения, а так­же брак, оформленный по религиозным канонам, не защищают­ся государством.

Желающие вступить в брак должны лично подать об этом заяв­ление. При заключении брака в органах ЗАГС необходимо присут­ствие обоих лиц, вступающих в брак. Не допускается заочная регистрация брака. Если один из вступающих в брак по объективной причине (например, болезнь) не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака работниками ЗАГС по его месту пребывания (дома, в больнице и т.д.). Стороны должны быть осведомлены о состоянии здоровья друг друга.

Закон устанавливает несколько условий действительности брака. Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бракосочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли, они вступить в брак.

Следующее важное условие - это достижение брачного возраста, который установлен в России в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Лица, вступающие в брак, не должны находиться в другом зарегистрированном браке. Это выясняется при проверке отметки о браке в паспорте.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками, под которыми понимаются родственники по прямо восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям.

Запрещается заключение брака недееспособным вследствие душевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность - это способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).

Нарушение этих условий, а также сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания и заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью, могут привести к признанию брака недействительным. Решение об этом принимает суд. Стороны приводятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникнет (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т.д.). Однако признание брака недействительным не влияет па права детей, родившихся в таком браке.

Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекращает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых случаях - на алименты и др.

Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей. Если же такие дети есть и второй супруг против расторже­ния брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак счи­тается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.

Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными не­имущественными и имущественными правами и обязанностями. Вступ­ление в брак не несет ограничения прав каждого из супругов. Один из них независимо от воли другого может самостоятельно прини­мать решения по личным вопросам: выбирать себе профессию, род занятий, место жительства или пребывания. При заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрач­ную фамилию одного из них или добавить к своей фамилии фа­милию супруга, если их добрачные фамилии не были двойными. Все вопросы семейной жизни, в том числе и воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равно­правия.

Закон различает личную и совместную собственность супругов. Дети не имеют права собственности на имущество, принадлежа­щее родителям. К личной собственности относится имущество, приобретенное до брака, приобретенное во время брака, но на деньги, полученные до брака, приобретенное в дар, по наслед­ству, предметы индивидуального пользования, а также, то иму­щество, которое приобретено в зарегистрированном браке, но после фактического прекращения супружеских отношений. Лич­ным имуществом каждый супруг пользуется и распоряжается са­мостоятельно.

Имущество, нажитое в браке, представляет совместную соб­ственность супругов. Семейный кодекс различает законный и до­говорный режимы имущества супругов. Режим имущества супру­гов по закону действует в том случае, если брачным договором не установлено иное, а именно супруги имеют равные права на об­щую, совместную собственность, т.е. на то имущество, которое они приобрели во время брака. При разделе это имущество делит­ся на равные доли, даже если один из супругов не имел самосто­ятельного заработка, вел домашнее хозяйство, растил детей. Рас­поряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, происходит по взаимному согласию супругов.

Семейный кодекс предусматривает заключение брачного ()<>. <> вора как в период брака, так и до его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супругивправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раз­дела имущества после развода. Но брачный договор не может ог­раничивать дееспособность супругов, нарушать принципы равно­правия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которые противоречили бы общим началам семейного законода­тельства. Действие брачного договора прекращается с момента пре­кращения брака. Он может быть изменен или расторгнут только по взаимному согласию супругов.

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. При регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС ему присваивается фамилия его родителей, если они носят общую фамилию. Если фамилии отца и матери разные, ро­дители вправе присвоить ребенку любую из их фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одною из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства. Роди­тели имеют право самостоятельно выбрать ребенку имя.

Каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на воспитание. Под этим понимается обеспечение ему такого физи­ческого, психического, духовного и нравственного развития, в результате которого он мог бы стать полноценным членом обще­ства, плодотворно участвовать во всех областях его жизни, полу­чить возможность наиболее полного удовлетворения своих мате­риальных и духовных потребностей. К основным правам ребенка относятся право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, право на общение с обоими родителями и другими родственниками, право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе - самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд, право на выражение своего мнения по всем вопросам, касающимся его жизни, право на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему иму­щество.

В ряде случаев закон предусматривает возникновение алиментарных обязательств. Они обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других 14" членов. Эти обязательства носят строго личный характер и су­ществуют, пока живы оба их участника - плательщик и получатель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обязательства прекращаются. Наиболее распространена уплата али­ментов на содержание несовершеннолетних детей - в том случае, -и их родители развелись. Но предусматривается также взыска­ние алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке.

Алименты могут выплачиваться обязанным липом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд можно заключить нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, равно как и между законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается, и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыски­ваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несо­вершеннолетних детей установлен законом в процентном отно­шении к заработку и (или) иному доходу родителя: на одного ребенка - одна четверть, на двух детей - одна треть, на трех и более детей - половина дохода.

Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается пре­доставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного уча­стка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алимен­тов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Российское семейное законодательство подробно рассматри­вает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родите­лей. Один из вариантов устройства таких детей - усыновление. Это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребен­ком и усыновителем устанавливается комплекс отношений, в том числе правовых, существующих между кровными родителями и детьми. Семейное законодательство достаточно строго регламен­тирует порядок усыновления детей. При проведении этой проце­дуры наибольшее внимание уделяется вопросу о целесообразно­сти усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом не допускается разлучение родных братьев и сестер.

Еше одной формой воспитания детей, оставшихся без попече­ния родителей, являются опека и попечительство. В качестве опе­кунов и попечителей могут выступать родственники детей или иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначать­ся только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишен­ные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и по­печительства. При этом учитываются нравственные и иные лич­ные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Находящийся под опекой (попечительством) ребенок сохраняет все права, предусмотренные законодательством (право на воспи­тание, образование, всестороннее развитие, содержание и т.д.). На содержание ребенка опекуну ежемесячно выделяются денеж­ные суммы в размере, установленном Правительством Россий­ской Федерации.

Воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка воз­можно и в приемной семье. Между органами опеки и попечитель­ства и приемной семьей заключается договор, где оговариваются все существенные моменты (условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей), а также основания и последствия прекращения этою договора. К лицам, желающим взять ребенка на воспитание в свою семью, предъявляются те же требования, что и к опекунам (попечителям).

Опекуны (попечители) и приемные родители выступают офи­циальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нрав­ственном и физическом развитии.

Семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспи­тание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обя­занностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к за­нятию попрошайничеством), а также, если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители со­вершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.

Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользо­ваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать сво­его ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например, право получения наследства. Лишение родительских прав - санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе мо­жет восстановить его в родительских правах.

Кроме лишения родительских прав семейное законодательство предусматривает меры ответственности за неуплату алиментов. Санкции за это нарушение могут быть как имущественного ха­рактера (например, неустойка), так и, в случае злостного уклонения от уплаты алиментов (под которым понимается не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие дохода, смена работы и места жительства или уклоне­ние от работы), в форме уголовной ответственности.

Вопросы и задания

1. Какую роль в обществе играет семья?

2. В чем различие социологического и юридического подходов к пони­манию семьи?

3. Какие виды семьи существуют?

4. Какие функции выполняет семья?

5. Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?

6. В чем состоят особенности семейного права?

7. Что такое брак? Как он заключается

8. Каковы условия заключения брака?

9. Чем признание брака недействительным отличается от развода?

10. В чем состоят права и обязанности супругов?

11. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?

12. В чем заключаются права и обязанности родителей и детей?

13. В чем выражаются алиментные обязательства?

14. Охарактеризуйте варианты устройства детей, оставшихся без по­печения родителей.

15. В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?

Выбор редакции
Настоящие, которые действительно находятся в другом организме, выводятся с его фекалиями, где их можно найти (личинки домашней мухи);...

В нашей сегодняшней публикации мы поговорим о крылатых выражениях, афоризмах, пословицах и поговорках, как о наследии, если не сказать...

Доминантность – многозначное понятие, которое прежде всего обозначает способность занимать главенствующее положение. Это понятие есть и в...

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного...
Или других важных документов. Список знаков препинания в английском Punctuation mark (знак препинания) Translation (перевод) the...
Одна из самых простых и понятных зарплатных систем - тарифная. Она предполагает фиксированную оплату работнику за время проведенное на...
«СОГЛАСОВАНО» Председатель профкома ____________ П.П.Борцов «УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор ОАО «Компания» ОАО «Компания» Д.Д....
В Реестре профстандартов, принятых Министерством труда РФ, в настоящее время содержится более 800 профессиональных стандартов. Тем не...
Трудовая книжка – это очень важный документ, который необходим каждому для учета трудового стажа. Поэтому заполнять ее нужно в...