Cочинение «Мамаша Кураж и ее дети. "Мамаша Кураж и ее дети" (Брехт): описание и анализ пьесы


Брехт начал писать пьесу в 1938 году в канун Второй мировой войны и закончил осенью 1939 года, когда война уже шла. Впоследствии Брехт признавался: «Когда я писал, мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том, что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность, но я не считаю, что быть наивным-стыдно. Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать. Театры слишком скоро попали во власть крупных разбойников. "Мамаша Кураж и ее дети"-опоздала.»

Литературным источником пьесы была повесть немецкого писателя времен Тридцатилетней войны Ганса Якоба Кристофеля фон Гриммельсгаузена "Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж" (1670). Эта повесть вместе с двумя другими повестями и знаменитым романом Гриммельсгаузена о Симплициссимусе входит в цикл так называемых "Симплицианских сочинений". Однако, почерпнув у Гриммельсгаузена некоторые импульсы (Тридцатилетнюю войну как исторический фон для действия, образ маркитантки по имени Кураж и пр.), Брехт написал пьесу по сюжету и проблематике вполне самостоятельную, почти никак не связанную с повестью писателя XVII века.

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка Анны Фирлинг, прозванной Мамашей Кураж за бойкость и ловкость, с которой она ведет дела во время войны. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах.

События, происходящие в пьесе, продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Анна Фирлинг колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку сыновья Кураж-Эйлиф и Швейцеркас, а в крытом фургоне сидят сама Анна и ее дочь немая Катрин. Эйлиф, Швейцеркас и Катрин- настоящие дети войны: каждый имеет свою фамилию, и отцы их-солдаты разных армий, воевавшие под знамёнами разных вероисповеданий,-все уже убиты или сгинули неизвестно куда.

Мамаша Кураж-порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее-фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. Кураж любит своих детей, с материнской нежностью оберегает их от бед, и прежде всего от войны. Но война стала условием ее жизни, ей она отдала себя и свою совесть, с войною связаны все радости и горести, здесь были зачаты и рождены ее дети, война кормит ее. И маркитантка, хорошо зная, что такое война, одновременно и проклинает и прославляет ее. Мамаша Кураж-типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния и жизненной энергии. Она то жестока и неумолима (Кураж не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично), привязанная к своей повозке с товаром, то добра и отважна. Кураж-и жертва и причина собственных бед и бедствий своего народа. Даже гибель детей ничему не научила героиню. Но тем больше раздумий выпало на долю зрителя. Сцена за сценой ставят "отъявленную обманщицу и бродягу Кураж" в ситуации, заставляющие ее думать и действовать в не совмещающихся направлениях. Двести гульденов надо заплатить мамаше Кураж, чтобы спасти от расстрела своего сына Швейцеркас. Кураж (это естественнейшее движение материнского сердца) спешит выручить деньги, продав единственное свое имущество - маркитантскую повозку, и послать выкуп за жизнь сына. Но, отдав двести гульденов, Кураж лишает себя и свою семью средств к дальнейшему существованию. Отдать все деньги - смерти подобно. И брехтовская героиня не на жизнь, а на смерть торгуется, пытаясь сохранить хоть часть выкупа. Как замечает к концу этой сцены Кураж, уже готовая отдать все: "Кажется, я торговалась слишком долго". Героиня права: она и немая Катрин слышат несколько залпов - одиннадцать пуль пронзают тело Швейцеркаса. Но судьба Кураж и дальше подчинена той же неумолимой логике. Давление обстоятельств так мощно, что человек действует-не может не действовать-вопреки своим интересам. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Мамаша Кураж не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И Кураж отказывается от тела своего сына.

В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер предлагает ей тихое место в Голландии: он получил известие о том, что его мать умерла и оставила в наследство маленький трактир. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: Кураж должна оставить в разоренной Германии Катрин: троих трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Брехт через детей Мамаши Кураж показывает, как добродетели человеческие или извращаются в ходе войны, или приводят добрых и честных к гибели. Так возникает грандиозный трагический образ войны как «мира наоборот».

Младший сын Швейцеркас-честность, старший сын-Эйлиф, воплощает храбрость, немая дочь Катрин-доброту. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, то невозможно не удивиться его глупости. Когда Эйлиф отбивает у крестьян скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты.

Все трое погибают.

Швейцеркас стал казначеем Финского полка. Армия католиков приближается, лютеране отступают. Мамаша Кураж оказывается на территории, занятой католиками. Швейцеркас в последний момент прибегает к матери, чтобы спрятать в ее фургоне полковую казну, а потом пытается добраться до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Выплатить долг за сына Кураж рассчитывала из полковой казны, но оказывается, что под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Швейцеркаса расстреливают.

Эйлифа поначалу вербуют в солдаты, потом он появляется, и мы узнаем, что он совершил «подвиг», отняв скот. Во время короткого мира Эйлиф снова повторяет свой «подвиг», но в мирное время он неприемлемый, и Эйлифа казнят.

Катрин погибает, спасая город. После того, как Кураж выбирает между личным счастьем и дочерью, они два года скитаются по Германии в обозе войска. Мать и дочь останавливаются на ночь у крестьянского дома около протестантского города Галле. Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк, чтобы устроит резню в городе. Катрин не может этого выдержать и поднимает тревогу. Она влезает на крышу, бьет в барабан и гибнет, застреленная солдатами. Оплакав дочь, Мамаша Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».

Брехт использует принцип параболы. «Повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку...»

Таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. Первый-это размышления Б. Брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем Второй мировой войны. Драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «Что в первую очередь должна показать постановка «Мамаши Кураж»? Что большие дела в войнах делают не маленькие люди. Что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. Что борьба против войны стоит любых жертв». Таким образом, «Мамаша Кураж»-это не историческая хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.

Историческая хроника составляет второй (параболический) план пьесы. Брехт обратился к роману писателя XVII века X. Гриммельсхаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». В романе на фоне событий Тридцатилетней войны (1618–1648) изображались похождения маркитантки Кураж (т. е. смелой, храброй), подруги Симплициссимуса. В хронике Брехта представлены 12 лет жизни Анны Фирлинг, ее путешествия по Польше, Моравии, Баварии, Италии, Саксонии. «Сопоставление начального эпизода, в котором Кураж с тремя детьми отправляется на войну, не ожидая худого, с верой в барыш и удачу,-с заключительным эпизодом, в котором потерявшая на войне своих детей, по существу все уже потерявшая в жизни маркитантка с тупым упорством тянет свой фургон по проторенной дороге в мрак и пустоту,-это сопоставление содержит в себе параболически выраженную общую идею пьесы о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией». Нужно при этом отметить, что изображаемый период - лишь фрагмент в Тридцатилетней войне, начало и конец которой теряются в потоке лет.

В пьесе чрезвычайно велика роль зонгов. "Мамаша Кураж и ее дети"-один из наиболее совершенных в драматургии Брехта примеров сочетания сценического действия, диалога и зонгов, при котором последние образуют органически необходимый элемент художественного целого. Зонги отчуждают действие, комментируют его, проливают дополнительный свет на характеры персонажей, иногда даже являются ключом к основной драматической концепция пьесы. Так, например, песня Кураж проходит сквозной нитью через всю пьесу. Ее первые строфы исполняются в самом начале, когда Кураж на вопрос фельдфебеля: "Вы что за народ?"-отвечает: "Народ торговый". За этой репликой следует зонг, с помощью которого маркитантка представляется публике, как в более поздние века люди более высокого общественного положения делали это с помощью визитной карточки. Следующие строфы исполняются в седьмой картине, звучит эта песня и в финале. В этом сквозном зонге выражен лейтмотив всей темы Кураж: война и торговля, война-источник коммерции.

Особое значение имеет зонг о великих людях. В нем сходятся все основные мотивы. В некоторых строфах этой песни слышатся пародийно-иронические интонации, что, однако, не нарушает того горького и глубоко серьезного смысла, который в них заложен. "Мудрость" ведет Кураж к таким же печальным итогам, к каким она привела царя Соломона. Храбрость была причиной смерти Эйлифа (равно как и Цезаря). Швейцеркас погиб, подобно Сократу, от честности. Немую Катрин ждет смерть, как святого Мартина,-от самоотверженности... Не в добродетелях ли источник зла в жизни человеческой? Но этот упрощенный вывод, казалось бы, вытекающий из сонга, корректируется обстоятельствами сценического действия, ибо в то самое время, когда Кураж вместе с поваром поет эту песню, она принимает трудное, но доброе решение: отклонить предложение повара и остаться с Катрин. Кураж отлично осознает все выгоды сделанного предложения и все тяжелые последствия отказа от него, но человечность берет в ней верх. Следовательно, мало сказать: добро гибельно!-следует одновременно признать: добро человечно, оно присуще человеческой природе! И если оно губит человека, то зло не в нем, а в тех обстоятельствах жизни, которые превращают его из блага в орудие гибели. Именно такова та сложная диалектика художественной мысли драматурга, которая вытекает из сопоставления, из взаимного комментирования зонга и сценического действия.

Лекция

Пьеса заставляет задуматься о том, возможно ли устроить личное счастье в обществе, в котором все вокруг неблагополучно. Не вмешается ли в какой-то момент внешняя жизнь в события человека. История о том, где человек сделал все, чтоб выстроить благополучие своих детей. Однако поскольку Мамаша Кураж не учитывала внешнюю ситуацию, не имела позиции по отношению к ней- все закончилось гибелью всех, она остается одна со своей повозкой. Если не изменять что-то в этой общественной жизни, относиться к ней пофигистически, то в какой-то момент эта внешняя жизнь накажет за неучастие. Мамаша Кураж думала, что она со своей повозкой где-то с краю просто торгует и тем и этим. И нашим и вашим. Не порохом, не оружием, а необходимым.

Мамаша Кураж-маленький человек, обыватель, который пытается защитить свое личное счастье, свой домашний круг. Брехт берет интересного персонажа, не сидящего на одном месте, а кочующего, переезжающего, мобильного. Само по себе кочевье Кураж вынужденное. Мы не берем в расчет ее дом на колесах, который становится домом для детей от разных отцов, представляющих враждующие державы. Уже до того, как начинаются все перипетии с детьми, которые последовательно гибнут, имеется драматический узел в этом кочевье, многоотцовстве, в этой непонятной жизни перекати-поле, за которую Мамаша Кураж держится и которую считает почти идеальной, хотя она уже в основе своей ущербна.

Материалом Тридцатилетней войны Брехт пытается объяснить современникам, что назревающая война не будет стремительной. Дело затянется, как это было тогда в Европе семнадцатого века. Брехту кажется, что еще с помощью этой пьесы-предупреждения можно что-нибудь изменить, вызвать в людях ту самую гражданскую позицию, реакцию, которая может повлиять на ход мировых событий. Это было иллюзией. Вообще, переоценивание силы искусства в 20 веке- это мощная иллюзия, которая очень болезненно переживалась.

«Мамаша Кураж и ее дети» — пьеса Б. Брехта. Пьеса написана в 1939 г. накануне Второй мировой войны. Премьера состоялась в Цюрихе в 1941 г., 11 января 1949 г. пьеса была поставлена в театре «Берлинер Ансамбль». В «Мамаше Кураж» Брехт практически полностью воплотил теоретические принципы «эпического театра», созданного им как альтернатива театру драматическому («аристотелевскому»). Новые художественные идеи писателя рождались из его страстного желания преобразовать старый театр и превратить его из «рассадника иллюзии» и «фабрики снов» в театр, воспитывающий в зрителе классовое сознание, вызывающий у него стремление к революционному изменению мира.

Согласно теории Брехта, эпический театр должен рассказывать о событии, а не воплощать его, обращаться не к чувствам, а к разуму. Для этого необходимо создать между зрителем и сценой дистанцию, чтобы он дальше и больше понимал, чем сценический персонаж. В основе такого взаимоотношения лежит созданный Брехтом прием, получивший название «эффект отчуждения». Суть его в показе жизненных явлений и человеческих типов с какой-либо неожиданной стороны для более глубокого понимания явления, для пробуждения у зрителя критической и аналитической позиции, в противовес состраданию традиционного драматического театра.

В «Мамаше Кураж» Брехт обращается к событиям времен Тридцатилетней войны XVII века. Воспроизведение прошлого должно было предостеречь от страшных последствий наступающего будущего. Брехт апеллирует к человеку из «толпы», не возражающему против войны, так как считает, что равнодушие и позиция невмешательства «маленького» человека в политические игры сильных мира сего — главная причина общественных катастроф во все времена.

Главная героиня пьесы — маркитантка Анна Фирлинг по прозвищу «мамаша Кураж». Она и ее дети — сыновья Эйлиф и Швейцарец и немая дочь Катрин — с фургоном, груженным ходовым товаром, бродят по дорогам войны, «войною думая прожить». Сам образ женщины выписан Брехтом в совершенно неожиданном ракурсе. Драма матери, сказавшей войне «да», для которой человеческая бойня — благо, деньги, нажива, усиливает губительное и разрушающее все человеческое воздействие войны. Между началом пьесы и ее концом проходит двенадцать лет, они изменили облик и благосостояние матушки Кураж (она постарела, потеряла всех своих детей, почти разорилась), но не изменились ее суть и ее отношение к войне. Она продолжает тянуть свой фургон в надежде на лучшие дни, только бы не кончилась война, ее кормилица.

Философская идея Брехта о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией выражена в форме параболы (повествование удаляется от современного мира, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку). Параболичен сюжет, отдельные ситуации, эпизоды, связанные с поочередной утратой мамашей Кураж ее детей: в каждом из них воплощена коллизия торговки и матери, человеческого и войны.

Брехт в «Мамаше Кураж», как и в других пьесах, использует ряд приемов, необходимых для создания «эффекта отчуждения». Это монтаж, соединение частей, эпизодов без их слияния. Это зонги (песни), исполняемые героями, в обобщающей форме представляющие их мировоззрение, жизненные позиции, а также призванные выявить отношение автора и актеров к этим персонажам. Брехт предупреждал актеров о дистанцированном, «отчужденном» исполнении этих песен, так как в них должны чувствоваться обвинение и критика персонажей автором и исполнителями.

Образ мамаши Кураж вызвал бурную дискуссию в немецком литературоведении. Главный упрек Брехту — ничему не научившаяся и не изменившаяся мать может вызвать пессимистическое настроение. Брехт ответил очень кратко: прозреет мамаша Кураж или нет — это не так уж важно, автор должен достичь прозрения зрителя. По мнению Брехта, отрицательный пример более убедителен для человека, способного увидеть в мамаше Кураж своего двойника и сделать соответствующие выводы.

Знаменитой исполнительницей роли Кураж была актриса Елена Вайгель, жена Б. Брехта. На советской сцене пьесу ставили режиссеры М.М. Штраух, М.А. Захаров, телевизионную экранизацию осуществил С.Н. Колосов.

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, - что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» - одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта . Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

История создания

Работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети» Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны . «Когда я писал, - признался он позже, - мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том, что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность… Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ - опоздала» . Пьеса была закончена драматургом в Швеции осенью 1939 года , когда война уже шла .

Источником Брехту послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж» («Ausfuhrliche und wunderseltsame Lebensbeschreiibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courage»), написанная в 1670 году . Но если у Гриммельсгаузена Кураж - авантюристка, которая, путаясь с полковыми офицерами, богатеет, а затем терпит неудачи и превращается в маркитантку, то Брехт в своей пьесе разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями - Иветтой Потье и Анной Фирлинг, по прозвищу мамаша Кураж .

В первой редакции пьеса впервые была поставлена в 1941 году учеником Э. Пискатора Леопольдом Линдтбергом в Швейарии , в цюрихском театре «Шаушпильхауз»; в спектакле были заняты немецкие и австрийские эмигранты. Критика пьесу одобрила, но, по мнению Брехта не поняла в ней главного, что побудило его написать новые варианты 1-й и 5-й картин и ужесточить характер главной героини . В новой редакции «Мамаша Кураж», при непосредственном участии автора, была поставлена в 1949 году в Берлине , - с этого спектакля началась история театра «Берлинер ансамбль » .

Действующие лица

  • Мамаша Кураж
  • Катрин (Kattrin ) - её немая дочь
  • Эйлиф (Eilif ) - её старший сын
  • Швейцеркас (Schweizerkas ) - её младший сын
  • Повар
  • Полковой священник
  • Иветта Потье
  • Фельдфебель
  • Вербовщик
  • Каптенармус

Сюжет

Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны , обернушейся для Германии национальной катастрофой, - войны, в которой фактически не было победителей .

Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу , однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж. По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына. Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.

Проходит два года. В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голандцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».

Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж со своим фургоном. Война «наладилась», и дела у неё идут - грех жаловаться. Давняя встреча у палатки военачальника произвела неизгладимое впечателние на повара-голландца, - в сопровождении священника он приходит к Кураж поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие». Тем временем приближаются католики , армия лютеран стремительно отступает, исчезает вслед за ней и повар, - вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.

Честного Швейцеркаса тяготит то, что солдаты по его вине не получают жалование, он решает добраться всё-таки до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля (Одноглазого) и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта, ставшая подругой полковника-католика, даёт Кураж под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем. Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, - Кураж просит Иветту поторговаться, снизить «выкуп» за сына до 120 гульденов: на оставшиеся 80 можно будет начать всё сначала. Пока Кураж торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни; Кураж соглашается отдать все 200 гульденов, но - поздно.

Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф , и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир - разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар, - в полку давно не платят жалование, и он на мели. Приходит и Иветта, теперь уже вдова полковника; в поваре она узнаёт погубившего её дон-жуана: за ним она когда-то отправилась на войну и в результате стала проституткой. Повар не принимает её претензии: в конце концов, на войне она нашла своё счастье.

Кураж отправляется на базар - продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» - отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: оказывается, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь и берёт с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.

Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. «Германия потеряла больше половины своего населения. Кто уцелел от резни, того уносит мор. В некогда цветущих краях свирепствует голод. Волки бродят по улицам сгоревших городов». И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить, - повар получает известие о том, что его мать умерла от холеры и в наследство ему достался маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но - без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».

Сценическая судьба

Спектакль, поставленный в 1941 году в Цюрихе, стал событием театральной жизни Цюриха, - совершенно иная судьба ожидала берлинскую постановку 1949 года. Вернувшись осенью 1948 года в Берлин , в его восточный сектор, вместе с групой немецких эмигрантов - артистов цюрихского театра, Брехт со своим давним соратником Эрихом Энгелем поставил спектакль на малой сцене Немецкого театра - силами своей небольшой труппы . С «Мамашей Кураж», впервые представленной публике 11 января 1949 года , родился театр «Берлинер ансамбль », вскоре прославившийся на весь мир . В том же году спектакль был удостоен Национальной премиии ГДР. 11 сентября 1951 года состоялось его сотое представление; к этой дате Брехт и Энгель частично обновили состав исполнителей, в частности, Повара с этого времени на протяжении многих лет играл Эрнст Буш , а Священника - Эрвин Гешоннек . С этим спектаклем в обновлённом составе «Берлинер ансамбль» гастролировал по всей Европе, пропагандируя принципы «эпического театра»; в 1954 году «Мамаша Кураж» была удостоена первой премии на Всемирном театральном фестивале в Париже . В обширной критической литературе, посвящённой спектаклю «Берлинер ансамбль», исследователи единодушно отмечали его выдающееся значение в истории современного театра .

В 50-х годах началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира. Сам Брехт не считал своё сценическое решение единственно возможным, однако подготовил к изданию «модель» спектакля, в которой отметил, «что в основном должна показать постановка „Мамаши Кураж“»: «Что на войне большую коммерцию ведут отнюдь не маленькие люди. Что война, являющаяся ведением той же коммерции, но другими средствами, уничтожает человеческие добродетели даже самых добродетельных людей. Что можно пойти на любые жертвы, лишь бы одолеть войну». И в 1949 году он запретил представление пьесы в Дортмунде , поскольку спектакль, как выяснилось на генеральной репетиции, этим требованиям не отвечал .

«Мамаша Кураж» в России

В 1957 году «Мамаша Кураж» была показана в Москве и Ленинграде во время гастролей театра «Берлинер ансамбль», - «эпический театр» Брехта слишком очевидно расходился с традициями русского театра, что сказалось на восприятии. Так, известный театральный и литературный критик Ю. Юзовский на страницах журнала «Театр» писал: «Мы находим, что… в театре несколько нарушен баланс между разумом и чувством, что законное господство и даже, допускаем, диктатура разума перерастают законные рамки, что подозрительность, какую театр обнаруживает к эмоциональной сфере, не всегда бывает оправдана и что разумнее было бы привлечь эти чувства на службу разуму, оказав им больше доверия, что, конечно, и будет вознаграждено» . Однако в том же номере «Театра» был высказаны и другие мнения: «В спектакле „Мамаша Кураж“, - писал, например, А. Мацкин, - Брехт - драматург, режиссёр и теоретик - выступает в счастливом единстве; это вершина его эпического, так называемого „антиаристотелевского“ искусства. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки кодексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих превращаемся в зрителей сопереживающих» .

Тем не менее постановки «Мамаши Кураж», как и других пьес Брехта, в России всегда были сопряжены с проблемой непривычности. Первым на постановку пьесы отважился руководимый Н. Охлопковым Московский театр им. Маяковского в 1960 году. Спектакль, поставленный М. Штраухом , по свидетельствам критиков, был далёк от принципов эпического театра, но доказал возможность иных режиссёрских трактовок драматургии Брехта и, во всяком случае, отвечал стремлению Н. Охлопкова создать «театр потрясения» .

Известные постановки

Постановки в России

  • - Москосвкий театр им. В. Маяковского . Постановка М. Штрауха . Роли исполняли: мамаша Кураж - Ю. Глизер , Катрин - Т. Карпова , Эйлиф - А. Ромашин , Повар - П. Аржанов, Священника - С. Морской
  • - Театр Сатиры . Постановка Марка Захрова . Художник А. Васильев ; композитор А. Крмер. Роли исполняли: мамаша Кураж - Т. Пельтцер , Катрин - Т. Егорова , Эйлиф - А. Левинский , Швайцеркас - А. Воеводин, Повар - С. Мишулин , Священник - Р. Ткачук , Иветта Потье - Н. Архипова

Экранизация

  • - Дороги Анны Фирлинг. СССР. Режиссёр: Сергей Колосов

Примечания

Литература

  • Бертольд Брехт. Мамаша Кураж и её дети // Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. - М .: Искусство, 1964. - Т. 3. - 500 с. - 12 200 экз.

Категории:


Wikimedia Foundation . 2010 .

– выдающийся драматург 20 века. Он писал самостоятельные произведения, которые впоследствии получали воплощение на театральных подмостках. Практик и теоретик, Брехт разрабатывал идею, центром которой оказался эпический театр. По мнению драматурга, театр должен вещать, а не визуализировать, взывать к разуму, а не к человеческим чувствам. Этот посыл он отобразил в пьесах, ставших классикой мировой драматургии: «Добрый человек из Сезуана», «Ваал», «Господин Пунтила и его слуга», «Визит старой дамы».

Режиссеру Брехту принадлежит идея «эффекта отчуждения», предполагающего создание стены между зрителем и актером, который в ходе действия становится сценическим персонажем. Автор теории предлагал предъявлять публике неожиданные типажи и описывать непредсказуемые события, провоцируя интеллектуальную работу, появление собственной позиции и способности к аналитическому восприятию. Он противопоставлял это классическому состраданию, возникновение которого у зрителя, по мнению классиков, является главной целью показа спектакля. Книга «Теория эпического театра» описывает идеи Брехта на этот счет.

История создания

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» написана Брехтом в 1939 году, на пороге Второй Мировой войны. Премьера спектакля состоялась в 1941 году в Цюрихе. Затем постановка была организована автором литературной основы на сцене созданного им «Берлинер Ансамбля». Принципы эпического театра, провозглашаемые в качестве альтернативы классике, были воссозданы в спектакле. Реформатор и революционер, Брехт воспринимал театральное искусство как путь к формированию классового сознания.


Пьеса «Мамаша Кураж» описывала события периода Тридцатилетней войны, случившейся в 17 веке. Драматург использовал известные события для создания сюжета, чтобы предостеречь зрителя от повторения кровопролитных побоищ. Считая, что молчание и лояльность в отношении политики современной власти – удел «маленького» человека, Брехт пропагандировал стоическую гражданскую позицию, призывая забыть о равнодушии, чтобы пресечь социальные катастрофы.

Главным действующим лицом пьесы стала женщина по имени Анна Фирлинг. Маркитантка носила прозвище «мамаша Кураж» и путешествовала по военным тропам в фургоне, полном товаров первой необходимости. Компанию ей составляли дети: два сына и немая дочь. Брехт преподнес женский образ в неожиданном ключе. Анна выступала зажиточной персоной, пытающейся получить выгоду в военное время. Для нее не важны были людские страдания, голод и нищета. Все, о чем она заботилась, – возможность нажиться.


Сцена из пьесы "Мамаша Кураж"

Сюжет пьесы затрагивает долгие 12 лет, в течение которых жизнь главной героини бесповоротно изменилась. Война забрала детей, она постарела, изменилась внешне, но не потеряла былого энтузиазма. Прославляя войну за то, что та дает ей кусок хлеба, мамаша Кураж без посторонней помощи катит свой фургон с товарами.

Брехт уделил внимание тщательной проработке образа главной героини. Положительные женские образы, освещенные материнством и радостью жизни, несовместимы с коммерческой жилкой, особенно цинично выглядящей в военное время. Главная героиня обсуждалась критиками и искусствоведами, как новое явление в немецкой литературе и драматургии. Посредством этого персонажа Брехт хотел донести до зрителя идею о прозрении, оставляя судьбу героини в ее собственных руках.


Критики упрекали драматурга за создание двусмысленного образа, выстроенного на пессимистических мотивах. Пытающаяся выжить за счет войны, мамаша Кураж приносит ей в жертву детей.

«Мамаша Кураж и ее дети» – произведение, ставшее примером классической современной драматургии. Зачастую ее ставят режиссеры, пропагандирующие революционную политику, не боящиеся бросить вызов публике и театральным канонам. Самой знаменитой исполнительницей главной женской роли в спектаклях по литературной основе была Елена Вайгель, супруга Бертольта Брехта. Пьеса была востребована в России в послевоенный период и часто появлялась в театральном репертуаре в советское время.

Впервые в Москве на постановку по произведению Брехта решился Николай Охлопков, трудившийся в Московском театре имени . В 1960 году состоялась премьера спектакля, главную роль в котором исполнила Юдифь Глизер. Спектакль называли грубым и мрачным, что совпадало с поэтикой произведений немецкого драматурга.


Большинство постановок по пьесе не было наполнено духом, свойственным автору. В них было мало откровения, вызова и обличающего настроя. Выдающейся стала работа в московском Театре Сатиры, где в образе мамаши Кураж выступила .

Современные режиссеры часто обращаются к творчеству Брехта. Среди знаменитых постановщиков, работавших над воплощением на пьесы, которая стала ярким примером эпического театра Брехта: Александр Морфов, Юрий Бутусов и Валерий Фокин.

Сюжет


Действие в произведении разворачивается во время Тридцатилетней войны, в ходе которой Германия долго терпела унижения, приведшие к национальной катастрофе. В 1642 году было собрано войско, которое отправили с атакой на Польшу. Вербовщики, с которыми публику знакомит автор, представляют зрителям главных героев. Мамаша Кураж вместе с детьми скитается по дорогам, продавая нехитрый скарб. Один из новых знакомых уговаривает сына примкнуть к армии, и парень по имени Эйлиф покидает фургон маркитантки.

Встреча парня с семьей происходит спустя два года. Сын мамаши Кураж возмужал и гордится военными заслугами, которые сопровождались кровопролитием и агрессией. Спустя три года второй сын мамаши Кураж становится казначеем в Финском полку, а она неплохо устроилась при нем. В одну из атак католиков, наступающих на землю, где стоял полк, лютеранка Кураж оказывается в своем фургоне, защищая полковую казну от врага.


Ее второго сына Швейцеркаса берут в плен католики. Спасая ребенка, Кураж готова пожертвовать полковой казной, но та безвозвратно утрачена: солдат выбросил ее в ручей, когда заметил начинавшуюся погоню. Швейцеркаса казнят, а Кураж вновь отправляется в странствие по Европе. Спустя еще пару лет под Лютценом убили шведского короля, и на некоторое время вокруг воцарилось перемирие. Несмотря на то, что дела пошли на спад, Кураж рада, что не потеряла других детей.

Мир приносит ее семье беды не меньшие, чем война. Старый проступок сына Эйлифа в спокойные дни посчитали преступлением, и недавний подвиг привел к расстрелу. Вновь начинается война. Кураж, в неведении о смерти второго сына, продолжает путешествие в старом походном фургоне.


Сцена из спектакля "Мамаша Кураж и ее Дети"

Спустя 16 лет война исчерпала все финансовые и человеческие ресурсы. Кураж и повар, ее спутник, бедствуют. Внезапно сожителю мамаши Кураж приходит письмо о том, что у него появилось небольшое наследство в виде трактира. Герой зовет женщину с собой, но с условием, что та оставит дочь. Кураж отказывается и вместе с дочерью Катрин путешествует по Германии в войсковой повозке. На одной из остановок Катрин, подслушав план врагов, неосторожно поднимает панику, и ее убивают. Мамаша Кураж вновь пускается в дорогу.

Цитаты

«И вшей кормить под гул орудий,
И жить, и превращаться в прах –
Приятней людям, если люди
Хотя бы в новых сапогах».
«Полковой священник (с неудовольствием снимает куртку, готовясь колоть дрова):
- Я, собственно, наставник душ, а не дровосек.
- Души у меня нет. А вот дрова мне нужны».
«Не подходите ко мне с топором. Это были бы уж слишком близкие отношения».
Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...