Деятельностный метод обучения. Педсовет "деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования"


«Деятельностный подход в обучении как ресурс

качественного образования»

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на практическую значимость в образовании. При этом, стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной ь деятельности во внутреннюю - психическую.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно - познавательной деятельности обучаемых, при котором обучающиеся являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:

    формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

    активную учебно-познавательную деятельность;

    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В условиях введения ФГОС нового поколения на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению, самореализации», к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения и к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Сравним традиционный и деятельностный способы обучения. При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому часто не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. В основу деятельностного способа обучения положено личностное включение школьника, при котором все компоненты деятельности направляются и контролируются самостоятельно. Учебный процесс протекает в условиях; мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой. Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс интеллектуального развития учащегося, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.

    шаг - мотивация (самоопределение к деятельности).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (выстраивается установка «хочу»), выделяется содержательная область (мобилизуется позиция «могу»).

    шаг - актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся.

    шаг - постановка учебной задачи (исследовательский этап).

Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

    шаг - построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и - проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога.

    шаг - проверка гипотез, реализация проекта.

Учитель организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбирают оптимальный, уточняют характер нового знания. На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.

    шаг - первичное закрепление знаний.

На этапе первичного закрепления знаний учитель организует усвоение нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием фронтально, в парах, в группах. Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.

7 шаг - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

    шаг - включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках, выявляют границы применения нового знания, повторяют учебное содержание необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    шаг - рефлексия учебной деятельности.

Учитель организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности. Обсуждают и записывают домашнее задание.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода. Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и внедрением в практическую деятельность идей новых концепций. Таким образом, предлагаемая технология может использоваться в качестве инструмента, предоставляющего учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Основными дидактическими принципами технологии деятельностного метода являются:

    Принцип деятельности - он заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, метапредметных умений.

    Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и
    этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Перечисленные дидактические принципы являются в определённой мере необходимыми и достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования. К каждому элементу системы предъявляются требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Основными чертами технологий деятельностного типа выступают:

    процессуальдо-целевая ориентация;

    относительная целостность;

    ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

    представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

    познавательная рефлексия;

    активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

    позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»;

    измеряемость и воспроизводимость результатов.

Деятельностная парадигма вбирает в себя следующие продуктивные технологии деятельностного типа:

    технологию проблемного обучения;

    технологию исследовательской деятельности;

    технологию проектной деятельности;

    здоровьесберегающие технологии;

    информационные технологии;

    технология Портфолио;

    технологию критического мышления; -ТОГИС и др.

Какую из данных технологий назвать наиболее продуктивной?

Сегодня надо осваивать не просто одну или несколько из образовательных технологий, а необходимо изменить сам метод. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его деятельности, что и предусматривает деятельностный метод.

Напомню теоретические особенности некоторых из вышеперечисленных технологий, а коллеги поделятся опытом применения их в обучении.

Проблемно - диалогическое обучение представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.

При традиционном подходе к обучению у учащихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает учитель:" излагая те сведения, которые должны быть, усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен запомнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от ребенка выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения в" течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения. Таким образом, не выполняется основная задача обучения – научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся.

Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе проблемного обучения лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в традиционном обучении: это учебные задачи и вопросы. Вместе с тем, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для познания.

В связи с этим, одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий, тренировочный характер. Если использовать терминологию Л.С. Выготского, то проблемная ситуация может находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Посещенные уроки показывают, что педагоги нашей школы используют элементы педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими технологиями, которые позволяют сохранить, укрепить здоровье обучающихся. Это:

Игровые технологии;

    дифференцированное обучение;

    динамические минутки и паузы;

    учет возрастных особенностей; -

    демократический стиль общения на уроке.

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься.

Для этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:

Искренне интересуйтесь людьми.

Улыбайтесь.

Помните, что имя человека - это самый сладостный и важный для него звук.

Будьте хорошим слушателем.

Говорите о том, что интересует собеседника.

Внушайте ему сознание его значимости.

Каждому учителю был выдан небольшой опросник - экспресс-анкета, где ответом должно было быть одно слово «да» или «нет».

    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Так вот итог, если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися и как следствие результативности уроков какие бы методы, приемы, технологии вы ни применяли. У 50% учителей более 3 «да».

А как известно, психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха, которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения.

Информционно-коммуникационные технологии, их применение на уроке усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Человек умело, эффективно владеющий информацией имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1) принцип равенства позиций, 2) принцип доверительности, 3) принцип обратной связи, 4) принцип занятия исследовательской позиции.

С целью мониторинга развития ученика педагоги начальной школы активно используют метод Портфолио. Для учащихся 1-х классов изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся - возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует).

Исследовательская технология обучения подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными и

применяться в трех направлениях:

Включение элемента поиска в задания для учащихся;

Раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов), которые выполняются как домашняя работа.


Технология (РКМ - развития критического мышления. Это технология, которая нацелена на работу с текстовой информацией. Она позволяет активизировать образовательный процесс и повысить самостоятельность учащихся. При этом она «не привязана» к предметной области - её можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов. Критическое мышление - не критиканство, оно связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата, и предполагает проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Это разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Следует учитывать специфику технологии, которая заключается в организации процесса обучения в трёхфазной структуре (вызов, осмысление, рефлексия).

В чем состоят признаки критического мышления:

    Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

    Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

    В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

    В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

Одним из эффективных методов достижения планируемых результатов обучения, установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится "добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Для учителя наиболее привлекательным в данной технологии является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых учителем;

    зарождаются основы системного мышления;

Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

    развиваются творческие способности;

Воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

    выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

    структурирование задач, как например, возможностей для обучения;

    сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

    управление процессом обучения;

    использование современных образовательных и информационных технологий;

    поиск способа и критериев оценивания.

Именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю уникальную возможность преодолеть негативное отношение к предмету. Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на учебных занятиях, необходимо строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося.

По мнению Фридриха Адольфа Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий».

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К .Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Готовясь к педсовету, администрация школы и члены педколлектива собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшего успешного освоение новых образовательных стандартов.

Над чем необходимо работать!

    Первое, это постановка цели деятельности для ученика. Ведь четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.

    Понимать, что сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формирует навыки культуры общения, поднимает авторитет знаний, позитивно влияет на развитие речи.

    Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.

    На уроках чаще преобладают словесные методы, реже подключают наглядные, ещё реже практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.

    Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность.

Подводим итоги:

    ДП - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

    Целью ДП является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

    Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности, это значит:

    Ставить цели;

    Решать задачи;

    Отвечать за результаты.

Деятельностный подход предполагает:

    воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

    переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

    ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;

    признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

    учёт индивидуальных особенностей учащихся;

    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;

    разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Выводы:

Таким образом, в условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обеспечивает организацию учебной деятельности с четко заданной целью и гарантируемым результатом. Правильный выбор современных образовательных технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику школы позволит успешно решать сегодня основную дидактическую задачу школы в условиях введения ФГОС нового поколения - учить всех обучающихся, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.

Компетентностный.

Контрольные вопросы:

  1. Характеристики системно-деятельностного подхода (8 характеристик).
  2. Характеристика компонентов структуры учебной деятельности (3 компонента).
  3. Понятие компетентностного подхода. Характеристика уровней компетентности.
  4. Виды профессиональных компетентностей педагога (учителя) (7 видов).

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристики системно-деятельностного подхода как основы системы начального образования по новым стандартам.

2. Сущность деятельностного подхода к обучению.

3. Характеристики компонентов учебной деятельности.

4. Деятельностный подход к организации деятельности учителя. Применение «активных» методов обучения.

Деятельностный подход в новых стандартах начального образования.

6. Сущность компетентностного подхода к обучению.

7. Взаимосвязь понятий компетентность и компетенции.

8. Характеристика ключевых компетенций и уровни компетентности.

Компетентностный подход в новых стандартах начального образования.

Контрольное задание №2:

Составьте таблицу:

Литература:

1. ФГОС начального образования.

2. Основная образовательная программа начального образования.

3. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 2009.

4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб., 2005. – с. 198 – 200.

См. материалы к семинару (электронные и печатные)


МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРАМ 1 И 2

Основная образовательная программа

ФГОС начального образования(2поколения)

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского

общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении

Образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Деятельностный подход к обучению

5.1. Концепция деятельностного подхода к обучению

Деятельностью в психологии называют процесс активности человека, связанной с его взаимодействием с окружающей действительностью и направленностью на определенный предмет деятельности (создание продукта деятельности, приобретение знаний, саморазвитие), который может осуществляться в разных видах (различающихся предметным содержанием) и на разных уровнях. У одних видов деятельности действия являются внутренними (отделены от практических действий), у других - внешними (продукт которых выражается в некотором предмете). Но в любой деятельности человека участвуют теоретические действия , и чем сложнее практика, тем значительнее роль предварительных теоретических действий. Теоретические действия, в свою очередь, могут протекать как во внутренней, так и во внешней форме (дающей возможность сделать их видимыми и тем самым помогающей их освоить). Внешняя и внутренняя деятельность имеют общее строение, поэтому существуют постоянные взаимодействия и переходы между ними.

Учебной деятельностью называют деятельность по усвоению накопленных обществом знаний о предмете изучения и общих приемов решения связанных с ним задач; без нее невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности - производственным трудом, художественным творчеством, спортом и т.д. Это - особая форма активности учащегося, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, основной вид деятельности школьников, формирующий не только знания, умения и навыки, но и способности, установки, волевые и эмоциональные качества, т.е. личность в целом. На основе анализа системы начального обучения Д.Б. Элькониным в 1961 г. была выдвинута гипотеза об учебной деятельности и ее строении, о необходимости организации особого рода деятельности учащихся и необходимости организации усвоения способов этой деятельности.

В теории учебной деятельности показано, что усвоение содержания обучения происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Это положение составляет психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению , который, по характеристике Н.Ф. Талызиной, по-новому поставил вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развития в учебной деятельности. Знания приобретаются только в деятельности , за умениями и навыками ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т.д.).

Формирование учебной деятельности - это управление взрослым человеком процессом становления учебной деятельности учащихся. Под этим управляющим влиянием ребенок сравнительно быстро становится субъектом учебной деятельности, и тогда, по мере ослабления ее формирующих "рычагов", можно говорить о ее развитии . Становление учебной деятельности - это совершенствование каждого ее компонента и их взаимодействия. При этом соотношение педагогического руководства и самостоятельности учащихся должно меняться в процессе учебной деятельности, соответствовать уровню развития личности. Уровни учебной деятельности в целом и ее отдельных компонентов должны рассматриваться как важные качественные характеристики эффективности деятельности учащихся и учителя.

С позиций общей теории деятельности психологи различают понятия "учебная деятельность " и "учение "; первое шире второго, т.к. оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого. Понятие "учение" психологи рассматривают как совокупность психических процессов, обусловленных психическими механизмами, и в связи с познавательной деятельностью ученика. Отсюда понятие "учебно-познавательная деятельность" - основной и в то же время наиболее сложный вид учебной деятельности, который, по мнению Г.И. Щукиной, наиболее полно характеризует процесс обучения: это специальная деятельность, необходимая обществу, самому растущему человеку, совместная форма сотрудничества взрослого и школьника, в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация личности.

В теории учебной деятельности показано, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной активной учебно-познавательной деятельности по восприятию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению и систематизации информации, контроля и оценки ее усвоения. Эти процессы образуют полный цикл учебно-познавательной деятельности ученика .

5.2. Структура учебной деятельности

Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача - обобщенная цель деятельности, поставленная (сформулированная) перед учащимися в виде учебного задания, выполняя которое учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, учатся учиться. Постановка учебной задачи составляет мотивационно-ориентировочное звено - первое звено учебной деятельности; осознание триады мотив-цель-результат является важной предпосылкой учебной деятельности. Вторым (центральным) ее звеном является исполнительское , т.е. учебные действия по решению учебной задачи. Наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач, Е.Н. Кабанова-Меллер называет приемом учебной деятельности . Схема действий и операций (состав приема) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания и т.п.; правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на этой основе другой прием. Формирование каждого приема учебной деятельности учащихся содержит ряд этапов: диагностика сформированности приема; постановка целей (усвоения способа деятельности); введение приема (инструктаж); отработка приема; оперативный контроль; применение приема в стандартных ситуациях; обобщение приема и обучение переносу; закрепление обобщенных приемов (в различных ситуациях); обучение нахождению новых приемов учебной деятельности. Заключительным звеном учебной деятельности является контрольно-оценочное , основанное на определенных критериях усвоения знаний и способов деятельности.

На рисунке 1 представлен вариант компонентного состава учебной деятельности учащихся. Из него, в частности, видно, что целостный процесс формирования учебной деятельности означает также и формирование у человека готовности к деятельности . Различные трактовки понятия "готовность к деятельности " обусловлены спецификой структуры деятельности. Так, готовность к деятельности рассматривается как пусковое качество, позволяющее личности соединиться с процессом деятельности, т.к. его наличие задает определенное состояние человека к выполнению внутренних и внешних действий.

Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие субъектом деятельности, потребностью в ней. Потребность в деятельности - это основной источник и движущая сила активности человека, его нужда в предмете деятельности. Таким образом, мотив деятельности - это форма проявления потребности, то, что побуждает к деятельности. Благодаря мотиву, деятельность не замыкается на себя, он ее ориентирует на нечто более широкое, лежащее за пределами деятельности, важное и значимое для личности; от мотива зависит интенсивность деятельности. Поэтому центральным, системообразующим компонентом системы деятельности является ее цель , четко определенная, она "цементирует" всю систему действий, из которых состоит деятельность. Возникновение, выделение, определение, осознание целей называется целеполаганием ; его завершающим этапом является выработка критериев достижения цели , которые описываются количественными и качествами характеристиками.

Что и как должен делать человек для достижения цели описывается программой деятельности , а любому действию соответствует способ его выполнения . Система операций по выполнению того или иного действия составляет ориентировочную основу его выполнения (П.Я. Гальперин). Наиболее рациональная система действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащая для решения задач деятельности (в данном случае - учебных задач) Е.Н. Кабанова-Меллер называет приемом деятельности. Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор операций по решению задач, и это отличает их от алгоритмов (предполагающих жесткое выполнение шагов). Приемы учебной деятельности могут быть разной степени сложности и обобщенности, один обобщенный прием заменяет несколько частных (становящихся вариантами обобщенного приема) и создает ориентировочную основу деятельности по решению целого класса учебных задач, служит основой переноса способа решения на другие задачи.

Сознательное владение приемом учебной деятельности называется умением ; умение, доведенное до реально возможного автоматизма - навыком (Е.Н. Кабанова-Меллер); усвоенный прием называется способом учебной деятельности (И.С. .Якиманская), является личностным новообразованием и может быть "открытием" самого ученика. Если усилия человека направлены на овладение общими способами действий, его деятельность становится целенаправленной . При этом программа деятельности меняется - от линейного характера до выделения иерархии целей. Аналогично формируется информационная основа деятельности - совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором "цель-результат".

Рефлексия учебной деятельности - процесс самопознания учеником внутренних актов и состояний своей деятельности; без осознания и оценки результата деятельности, выявления ошибок и их причин нельзя обеспечить требуемый уровень достижения цели. Рефлексия связана с наличием контроля протекания процессов деятельности и оценки , выполняющей функцию подведения итогов деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях выделены уровни усвоения знаний и способов деятельности (которые являются и уровнями учебной деятельности): первый уровень означает готовность к воспроизведению осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; второй уровень - готовность применять знания по образцу и в стандартной (знакомой) ситуации; третий уровень - готовность (на основе обобщения и систематизации изученного) к применению знаний в нестандартной ситуации. В теории учебной деятельности показано, что эти уровни соотносятся с процессами полного цикла учебно-познавательной деятельности: 1-й уровень реализуется во время восприятия, осмысления, первичного обобщения изучаемого материала; 2-й уровень - во время его вторичного обобщения и применения в стандартной ситуации; 3-й - во время применения в нестандартной ситуации.

Общая структура и общие закономерности протекания учебной деятельности характерны для изучения всех дисциплин; в то же время в каждом случае необходимо учитывать и особенности каждой из них. На эффективность деятельности и успешность ее освоения и выполнения влияет также ее личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемая как "значение для меня" ее результата. Основным в ряду свойств личности для эффективности учебной деятельности является ее активность , характеризующая стремление ученика к энергичной целенаправленной деятельности, выражающее ее уровень и характер. Выделяются следующие уровни активности : 1) запоминающая и воспроизводящая, 2) творческая, 3) социальная активность. Активность рассматривается также как определенное психическое состояние возбуждения, проявляющееся в напряжении внимания, памяти, воображения, мыслительной и практической деятельности, направленной на достижение целей деятельности.

5.3. Совершенствование методической системы обучения

на основе деятельностного подхода

Педагогической проблемой, "задерживающей успех школьной работы", со времен Я.А. Коменского является отсутствие точно поставленных целей и безошибочных путей их достижения. С точки зрения деятельностного подхода образовательные цели нужно формулировать на языке деятельностей . Это положение отражается в государственных образовательных стандартах , которые проектируют цели образования на двух уровнях через совокупность требований к учащимся и сформулированных в области предметной подготовки на языке действий по решению типовых (стандартных) задач. Но этого недостаточно, т.к. специальные исследования показывают, что несформированность у учащихся умений решать такие задачи (умений учебной деятельности) является одной из причин неумения мыслить, что ведет к перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться. Результатом неумения учиться является лень; задержки в развитии психики, обостряющиеся в условиях совместного влияния таких неблагоприятных факторов, как рост заболеваемости, увеличение объема изучаемого материала по годам обучения; преступность несовершеннолетних и другие явления.

С точки зрения деятельностного подхода к обучению бесспорным является утверждение, что у учащихся нужно формировать систему общих и специальных приемов учебной деятельности (как умственной, так и практической). В исследованиях проблемы "учить школьников учиться " выделяется проблема формирования общеучебных умений и навыков , носящих универсальных характер и называемых "умением учиться ", т.к. его наличие означает в каждом конкретном случае рациональную организацию учебной деятельности (а) организация учебного труда, б) работа с книгой и другими источниками информации, в) культура устной и письменной речи). Чтобы достичь таких целей, в содержание обучения должны быть включены как соответствующие им учебные задачи (обобщенные цели деятельности") и способы их решения - приемы учебной деятельности.

Методы обучения , направленные на организацию, формирование и развитие учебной деятельности школьников, должны, с точки зрения психологии, учитывать: а) своеобразие собственно учебных потребностей, мотивов, задач, действий и операций; б) различные этапы развития на протяжение всего школьного детства; в) динамику самих компонентов учебной деятельности, их переходы один в другой; г) взаимосвязь учения с другими видами деятельности и активности ребенка; д) происхождение индивидуальных форм учебной деятельности из развернутой и коллективной.

Достижение новых целей образования не могло осуществляться лишь традиционными методами обучения, в которых не ставилась проблема познавательной активности учащихся, память доминировала над мышлением, что имело следствием пассивность в учебной работе, леность ума, зубрежку. Такой тип обучения все больше не устраивал общество, поэтому начинает расширяться арсенал методов обучения.

5.4. "Активные" методы обучения

Первые признаки "активных " методов обучения появились еще в эпоху Возрождения и означали отказ от передачи готовых знаний и переход к их самостоятельному приобретению путем наблюдений, эксперимента, дискуссий (Ф. Рабле, М. Монтень, Ф. Бэкон). В 50-е годы XX века в нашей стране стали говорить о новом этапе развития советской школы на основе всеобщего политехнического обучения, осуществляющего связь между теорией и практикой в процессе обучения и воспитания. Основные пути политехнизации школы: а) усиление наглядности и широкое использование наблюдений и эксперимента, б) включение в обучение примеров из области техники, производства, сельского хозяйства и выявление в них научных закономерностей; в) развитие практических и лабораторных работ; г) проведение производственных экскурсий и другая совместная работа школы с предприятиями; д) организация учебных мастерских, кружков с производственной тематикой и по самостоятельному изготовлению самодельного школьного оборудования.

70-е годы XX века отмечены началом разработки новых методов обучения , связанных с решением проблемы активизации обучения и основанных на исследовании механизмов деятельности мышления и памяти с использованием методов математики и кибернетики в психолого-педагогических науках. Это - объяснительно-иллюстративные методы и совершенствование ТСО как средства активизации (где доза активности учащихся задавалась извне - системой средств контроля). Одним из первых методов обучения, который позволял проявить активность, стал эвристический метод : учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед ними учебную проблему того или иного уровня, затем путем последовательных учебных заданий подводит учащихся к самостоятельному ее решению.

Дальнейшее совершенствование эвристического метода в направлении активизации обучения привело, к становлению метода самостоятельной работы учащихся, которую определяют как многоаспектное явление обучения, обладающее признаками быть: а) одним из методов обучения, б) одной из форм организации учебной деятельности учащихся, в) одним из средств обучения, г) одним из видов учебной деятельности, д) самостоятельной деятельностью учения. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся является обязательным компонентом при использовании как отмеченных выше методов, так и сферой проявления самоорганизации и активности учащихся, формирования их психологических, интеллектуальных и допрофессиональных качеств в их органическом единстве. Она имеет структуру, включающую компоненты: мотивационный, содержательно-операционный (система ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности), волевой (готовность к преодолению познавательных затруднений); осуществляется на 3-х основных уровнях. На 1-м (низком, репродуктивном) ученик стремится усвоить, главным образом, информацию, усвоение ограничивается ее воспроизведением; на переходном от 1-го ко 2-му возникает неустойчивая ориентация на усвоение способов добывания знаний; на 2-м (среднем) ученик овладевает способами самостоятельной деятельности, проявляет стремление к достижению поставленных целей, к самообразованию; на переходном от 2-го к 3-му проявляется неустойчивая ориентация на совершенствование способов самостоятельной деятельности, возникает соответствие между целями и мотивами; 3-й (высокий) уровень отличает устойчивая ориентация на совершенствование этих способов, соответствие целей и мотивов определяет стремление завершить любую самостоятельную деятельность независимо от степени затруднений.

Высшим уровнем и формой самостоятельной работы учащихся является творческая учебная деятельность , для которой характерны три вида операций - логические, интуитивные, эвристические. Творческая деятельность осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации и самостоятельного планирования (и перепланирования) своей деятельности. Другими направлениями развития эвристического метода стало создание проблемного обучения и расширение роли задач в обучении - возникновение метода обучения через задачи . Развитием этих методов до более высокого уровня стала организация поисково-исследовательской деятельности учащихся (которую называют и одной из форм творческой деятельности). Исследовательская деятельность учащихся возможна на 2-х уровнях : 1) учебно-исследовательский - работа с первоисточниками, проведение эксперимента, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм; 2) научно-исследовательский - собственные логические умозаключения, предложения по проведению эксперимента и трактовке его результатов.

Дальнейшее развитие наглядного и политехнического обучения привело к совершенствованию технических средств обучения и идее создания системы средств учебного оборудования к каждой учебной теме - комплексов учебного оборудования , к которым в 80-е годы добавляется компьютер.

В систему "активных" методов обучения (основанных на психологической теории учебной деятельности сегодня входят дидактические и деловые игры (основанные на имитации некоторой деятельности - "мозговой штурм", "круглый стол", "лабиринт", "поле проблем", "компетентность" и др.); программированное обучение; микрообучение (разделение изучаемого материала на быстротекущие отрезки с последующим многократным воспроизведением), алгоритмизация обучения, комплексирование занятий по тематическому признаку (1-е - информационное, 2-е - проблемное, 3-е - практическое, 4-е - закрепляющее, 5-е - тестирование); коллективный способ обучения и в парах учащихся переменного состава; ситуационный анализ для решения ряда проблем; освоение инновационных методик педагогики сотрудничества; внедрение ЭВМ в учебный процесс и первые шаги его компьютеризации; специальные методы обучения, связанные с особенностями математической деятельности.


Сущность деятельностного подхода в образовании

«Великая цель образования -
это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний образования был и остаётся актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интепретировать, преобразовывать.

А это – результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности обучающийся сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

    взаимодействие;

    процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

    учёт интересов учащихся;

    учение через обучение мысли и действию;

    познание и знание-следствие преодоления трудностей;

    свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Личностно - деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. ( ,).

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Деятельностный подход отражен в целях и требованиях к результатам образования:

Цели образования - не сумма «знаний, умений, навыков» (прежние стандарты), а сформированные познавательные и личностные способности ученика.

Требования к результатам образования: формирующаяся личность с набором компетенций, освоение учащимися «универсальных учебных действий».

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия - есть совокупность способов действий учащегося , которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (умения учиться, делать осознанный выбор, решать реальные жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п

Формирование универсальных учебных действий (школа) - формирование ключевых компетентностей (социум) – через деятельностный подход.

Деятельностный подход в образовании

    изменяет цели образования : не столько дать багаж знаний (при всей значимости знаний), сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика (вооружить умением учиться).

    определяет новые требования к содержанию учебных программ (они должны обеспечить высокую мотивацию учеников к предмету),

    определяет новые требования к организации обучения - переход к активным методикам и образовательным технологиям (различные формы, способы, приемы, методы, технологии обучения

    изменяет роль ученика - он не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию).

    Изменяет роль учителя: он не единственный источник знаний, не инфматор, не контролер, а организатор, координатор, тъютор, наставник, помощник, консультант.

    способствует формированию ключевых компетенций учащихся

Ключевые компетенции - опорная база стандартов (отражаются в предметных, метапредметных и личностных результатах образования.

    Предметные результаты – это приобретенные элементы социокультурного опыта в рамках отдельного учебного предмета (физика, история, химия, география .

    Метапредметные результаты – это усвоенные способы деятельности на базе разных учебных предметов, использование этих способов в практической ситуации.

    Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности (приобретенных в школе) в черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, в систему ценностных ориентаций. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Содержание учебных программ

Организация обучения

Оценка образователь-ных достижений

Результат начального образования

Цели образования

Деятель-ностный подход

Прилоложение 1.

Прилоложение 2. Деятельностный подход

Средства развития потенциала будущего исследователя

    моделирование

    рефлексивный анализ

    работа в группах

    работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера

Методы творческого применения знаний и способы деятельности

Нетрадиционные формы урока

интегрированные

    деловая игра

    уроки творчества и др.

    проблемное изложение

    частично-поисковые методы

    эвристическая беседа

    поисково-исследовательские методы

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогический лекторий

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

(Б. Шоу)

Разговор по данной теме хочется начать с известной восточной мудрости: « Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

1.1 Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

Ориентацию на ФГОС;

Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.

Система дидактических принципов,

обеспечивающих системно – деятельностный подход.

1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)

2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)

5. Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)

6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:

Учебная задача

Учебные действия

Действия самоконтроля и самооценки.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:

Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания → Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль (принцип минимакса) → Решение задач на повторение

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

    Моделирование и анализ жизненных ситуаций

    Использование активных и интерактивных методик

    Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности

    Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

Критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Анализируют современные общественные явления и события;

Осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

1.2-1.3 Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, также методических рекомендациях в разрезе технологии

системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.

Приёмы работы:

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

Самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Возникновение проблемной ситуации.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Создание проблемной ситуации;

Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания, направленный на формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

3. Урок общеметодологической направленности - формирование способности учащихся к новому способу действия.

4. Урок развивающего контроля - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Сегодня есть новый вид методической продукции – технологическая карта урока, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты, включает в себя:

    название темы с указанием часов;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    основные понятия темы;

    технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания);

    контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

1.3. Деятельностный подход к построению образовательных Стандартов

Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколенияявляется усиление их ориентации нарезультаты образования как системообразующий компонент конструкции Стандартов.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке Стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучении в их взаимосвязи).

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

    придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания..

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формированиеобраза мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

    от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

    от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

    от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

    от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме .

Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Деятельностный подход в образовании (учебно-деловая игра для молодых специалистов)

Тарасенко Юлия Владимировна , учитель английского языка

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии

В основе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, система “школа 2100”. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, это методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания. Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра. Целью данной разработки является повышение компетенции педагогов в области организации деятельностного подхода учебно-образовательного процесса. Для этого необходимо изучить принципы деятельностного подхода в образовании. Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет проект “Деятельностный подход в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом”. Сама УДИ предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная – исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе УДИ реализуются следующие виды деятельности: – познавательная; – информационная; – групповая; – исследовательская; – проектная.

Время (мин)

Рефлексия

Самооценка уровня понимания и интереса к проблеме деятельностного подхода в образовании. Анкета 1,2 (Приложения 1, 2 )

Вхождение в тему

Обсуждение организационных моментов, деление на группы. Участники игры делятся на микрогруппы по методу “Найди свою букву”. Спикеры (А1, Б1, В1, Г1, Д1, Е1) получают карты с заданием, где фиксируют активность, компетентность участников групп (Приложения 5-10).

Проработка темы

Сенсибилизация темы. Групповая работа по освоению темы с применением активных методик. Задача группы – из многочисленных вариантов выбрать наиболее точный и содержательный ответ. На работу с заданием отводится 3-4 минуты. Через каждые 4 минуты группы переходят от стола к столу по маршрутному листу с целью знакомства и решения проблем по заданной теме (Приложение 4) . На данном этапе используется прием “кластера” или “мозгового штурма”.

Презентация результатов

Группы получают опорные карты и, опираясь на прием “инсерта”, делают анализ своей части проекта (Приложения 11-15 )

Завершение работы

Анализ целостного проекта в группах. Рефлексивный момент. Анкета 3(Приложение 3 ). Подготовка к следующему этапу игры. Виды деятельности, которые формируются в учебно-деловой игре:

    коллективно-распределительная учебная деятельность,

    проектная деятельность,

    информационная и познавательная деятельность.

Выбор редакции
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...

Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...

Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...

В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...
Когда подавать документы в колледж 2018 Приёмная кампания в колледжах и техникумах в 2018 году так же как и в вузах стартует не позднее...
Несмотря на то, что нельзя оценивать верность женщин только по их принадлежности к определенному Знаку Зодиака, все равно у многих...
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...
Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...