Мировоззрение человека: структура, типология характерные особенности. Общее понятие мировоззрения и его основные виды


Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

    Системность (статичность)

    Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

    житейское (повседневно-практическое)

    теоретическое.

Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

Мировоззрение Структура Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения Уровни мироощущение мировосприятие миропонимание Исторические типы Мифология Религия – Философия-

Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Специфические черты философии : 1. рациональность; 2. свободомыслие; 3. критичность; 4. открытость к диалогу; 5. разные направления, течения; 6. особый специфический язык (понятия и термины). Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Специфические черты мифологии : 1.очеловечивание, одушевление внешнего мира, т.к. древний человек не умел выделить себя из этого мира, он наделил этот мир собственными чертами и признаками; 2. основами мифологического мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие - им присущи явно выраженный эмоциональный характер; 3. эмоционально-чувственная форма отражения (что вижу, то и отражаю); 4. Синкретизм – (нерасчлененность) все смешано: и чистые взгляды и научные знания, и обыденные знания. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Черты религиозного мировоззрения: 1. разделение мира на 2 реальности- мир сверхестественных божеств и мир земной, естественный; 2. уверенность человека в существовании сверестественного мира и связи с ним; 3. религиоз. мировоззрение формируется в тесном единстве с другими формами постижения мира (политика, право, искусство, мораль); 4. религиозный мир создается определенной группой людей(священнослужителями); 5. религиоз. мир является одним из элементов структуры религии. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер. Частные науки занимались исследованиями, а общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в “частном” владении той или иной спец. науки. Философия чётко самоопределилась в системе научного знания. Ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания, эти закономерности и являются предметом Философии. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знаний. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Философия в отличии от других форм знания имеет свой особый объект изучения мир в целом .

Предмет и основные разделы философии. Функции философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. Первые, философы античного мира стремились открыть единый источник природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Возникали различные философские теории и течения. Основные разделы философии : онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании мира, логика - наука о формах правильного мышления, философская антропология – философия изучения человека, диалектика – учение о развитии и всеобщих связях, соц.философия – наука об обществе, аксиология – учение о ценностях. Функции философии: 1. мировоззренческая; 2. гносеологическая (познавательная); 3. методологическая; 4. гуманистическая; 5. праксеологическая (преобразовательная); 6. прогностическая.

Особенности и этапы развития античной философии.

Возникла в 6 в. до н.э. в цивилизованном обществе, в Милете. Этапы развития античной философии – на смену мифологии пришла философия; на смену язычества пришли мировые религии (буддизм); появилась наука, как совокупность теоритических знаний о мире; появляется современный тип личности. Особенности античной философии : 1. древнегреческая философия генетически и проблемно была связана с мифологией (мифы использовались лишь как средство выражения мыслей); 2. древнегреческая ф. в отличии от восточной больше была связана с наукой, а не с религией; 3. ф. появилась благодаря появлению любознательных людей, которые смотрели на окружающий мир и удивлялись ему; 4. др.греч. философы пытались объяснить сущность мира, процесс возникновения из хаоса гармоничного космоса; 5. постоянное стремление ф. к истине, получению объективного исторического знания о мире; 6. др.греч. ф. представлена разнообразными направлениями, течениями, школами. По мере накопления частных научных знаний, спец. приёмов исследования начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук.

Натурфилософия античности.

На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. Представители Милетской школы: Фалес - первым сформулировал вопрос: “что есть всё”, “что является первоосновой”. Всё произошло из некого влажного первовещества или воды. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости, Анаксимандр - первоисточник – это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. Анаксимен - первовещество – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и развитие философии здесь прекратилось. Эфесская школа: ГЕРАКЛИТ - первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Школа атомистов: представители: Левкипп и Демокрит. По их мнению первоосновой мира является невидимые, неделимые. Но умопостижимые частицы – атомы. Атомистическая теория строения мира занимает господствующее положение в ф. и физике до конца 19 в.

Философские учения Канта.

Основоположни­ком классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант сделал попытку приложить принципы современного естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он выдвинул идею распределения животных, по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу зна­ния. Кант различал воспринимаемые человеком явле­ния вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нам доступны только явле­ния вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Миру явлений соответствует не­зависимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Философия марксизма.

Философию К. Маркса называют диалектическим и историческим материализмом. Диалектический материализм включал в себя и материалистическое понимание исторического развитие человеческого общества. К.Маркс показал, что только в своем единстве диалектика и материализм становятся философскими концепциями, охватывающими все сферы природы общества и человеческого сознания. Маркс считал, что философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. Это положение можно считать главным в марксизме. Изменить мир нужно с помощью теории, но не одной. Изменить могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. Марксизм выходит в область соц.жизни, затрагивая судьбы миллионов людей и даже всего человечества. Маркс не был удовлетворен улучшениями соц.жизни. Он верил в силу ее революционного качественного преобразования. До Маркса философы строили планы социального усовершенствования мира. Первопричину и первооснову общественной жизни прежние реформаторы видели в перестройке, перевоспитании сознания человека. Философское мировоззрение Маркса характеризуется пониманием человеческой деятельности. Радикальная перестройка в истолковании ее природы осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъекте и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Природа для Маркса это не только условия жизни и дом, в котором живет человек, природа это и сам человек, его собственное тело. Маркс утверждает природность человека. Базисом для построения философии для М. становится анализ капиталистического производства. М. стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма. Основные положения теории Маркса : 1. антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс, деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями. 2. механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. 3. Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу. Концепция Маркса социологична. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной среды. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Философия позитивизма.

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: Огюст Конт, Спенсер. II этап : эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. Неопозитивизм : 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Основателем этого направления является Огюст Конт . Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием политического и нравственного кризиса современных обществ. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Назначение позитивизма - произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для нормального порядка вещей». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества(позитивизм), свидетельствует о том, что существует основной исторический закон: каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Для позитивизма не существует других наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Суть позитивизма : это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления пытаются усилить опору на достижения науки. Слабая сторона позитивизма : отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Сознание как система.

Сознание – это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека. В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания. Бессознательное – самая большая по объему часть психики чел., включающая неосознаваемые без применения спец. методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения чел. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлексы, характер, чувства. Темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций – архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием. Собственно сознание – это область, которая отвечает за мышление чел., его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области. В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы. Функции сознания: информационно-познавательная: благодаря сознанию чел. вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира; регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности; коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р.

Мировоззрение - система обобщенных чувств, интуитивных представлений на окружающий мир и место человека в нем, на отношения человека к миру. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Содержание мировоззрения: разнообразные знания о мире; принципы; идеи; убеждения (уверенность в правоте своих взглядов); идеалы (цели к кот. Стремится человек); ценности (идеи, кот. имеют значение для человека: блага, добро, коллективизм, честь, смысл жизни, достоинство, любовь и др.); программы поведения. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерой мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. Уровни мироощущение , как эмоционально-психологическое сторона мировоззрения(мир нельзя рассматривать как совокупность знаний о мире); мировосприятие , как совокупность познавательного образования, возникло в процессе непосредственного отражения мира с помощью органов чувств; миропонимание – интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения (возникла благодаря абстрактному разуму- мы способны вникать в смысл уже существующего знания). Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Философия- любовь к мудрости, учение о всеобщих принципах бытия и познания мира.

38. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Концепции происхождения человека: религиозные, научные и философские. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качеств. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. На биологизаторских позициях стояли расисты и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д.

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня.

Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).

Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

В 1876 г. Ф. Энгельс сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.

Мировоззрение – целостная система взглядов на окружающий мир, место человека в нем, на отношение чел. к миру, к самому себе и к др. людям, которая является руководящей нитью в выработке тех или иных убеждений. Это система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. М. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.


М. как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания - основа М. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ценности - наиболее ярко выражены в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в М. в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в М. разных людей.

Выбор редакции
Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...

Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....

В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...

Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...
Сонник "astroscope" Ловить живую рыбу во сне для мужчины - к богатству; спокойствие и рост внутренних сил; к продвижению по службе....
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...
Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...