Фаина. птица,парящая в клетке. Спектакль Фаина. Птица, парящая в клетке Спектакль о раневской фаина птица в клетке


Оригинальное название : «Фаина, птица, парящая в клетке»
Жанр : драма, биография
Режиссер : Станислав Евстигнеев
Авторы : Стелла Самохотова, Софья Лежнева
Художник : Роман Ватонкин
В ролях : Светлана Коркошко, Евдокия Германова, Марина Куделинская, Игорь Письменный, Мария Кресина
Длительность : 2 часа
Язык : русский
Страна : Россия
Театр : Театральная компания «Фит»
Премьера : 7 ноября 2014 года

Пьесу «Фаина, птица, парящая в клетке» в соавторстве написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. Роль великой Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко, знакомая театральной публике по работам в доронинском МХАТе и «Современнике». Помимо главной героини в спектакле еще четыре персонажа. Любовь Орлову играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю - Мария Кресина, Владислава - Игорь Письменный и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф - невидимой музы, с которой Фаина ведет диалоги, оставаясь наедине с собой.

Судьбы выдающихся людей во все времена вызывают живой интерес. Уже тридцать лет как нет с нами великой женщины и актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Она ушла, но навсегда остался волнующий наши души ее талант и уникальный юмор. Шутки и поговорки Раневской широко известны. Она была из тех редких, неподражаемых натур, которых абсолютно не интересовало материальное благополучие. Всю свою жизнь без остатка Фаина Георгиевна отдала служению искусству. Она не принимала и едко высмеивала все бездарное и безвкусное в театре и в жизни. Но, пожалуй, главным качеством этой великой женщины было умение по-настоящему и самоотверженно дружить. Дружба Раневской и любимицы всей страны Любови Орловой продолжалась 40 долгих лет. Создатели спектакля своей постановкой открывают зрителям новую, неизвестную Раневскую. Они сумели найти ту грань, на которой балансируют комичное и грустное. Режиссура, актерское исполнение, художественное и музыкальное решение спектакля выполнены на высоком эстетическом уровне в лучших традициях русского театра.

Сюжет

Героиня спектакля - одинокая пожилая Фаина Раневская ругается с домработницей Марусей, отпускает фирменные шутки, грустит, встречается с театральным распорядителем и с подругой - по-прежнему шикарной Любовью Орловой. Еще, оставаясь наедине с собой, она произносит монологи, мысленно обращая их к своей реально существовавшей музе - Павле Вульф. В спектакле практически нет ни мата, ни папирос, ни темы личной жизни Раневской, зато упоминаются имена Ахматовой, Пушкина и Пастернака.

Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них - ближайшая подруга Павла Вульф, умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много. Интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела.

О спектакле

В Москве поставили спектакль про великую Раневскую

В Москве появился спектакль с интригующим названием - «Фаина. Птица, парящая в клетке». В фокусе - легендарная актриса, королева эпизода Фаина Раневская. Это первая попытка драматургически осмыслить подобную личность. Тем более что замахнулись на нее не мастера с громкими именами, а новички на театральном поле. Показ дерзкого предприятия в Центральном Доме литераторов приурочен ко дню рождения Фаины Раневской: 27 августа ей исполнилось бы 118 лет.

О Раневской существует масса книг, но основа их содержания, как правило, фразочки из фильмов: «Муля, не нервируй меня»; высказывания, ставшие афоризмами: «Деньги съедены, а позор остался». Или «Цинизм ненавижу за его общедоступность». Или «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи» - и так далее, и тому подобное.

А вот пьес, сценариев о ее жизни, сложной и в общем-то драматичной, до сих пор не было. И вот пожалуйста вам - конкретно и в упор, как выстрел, «Фаина», да еще и «птица в клетке». Пьесу написали две дамы - Софья Лежнева и Стелла Самохотова.

Собственно, последняя и закрутила всю эту историю. Обращает на себя внимание: к литературному и театральному миру Самохотова до сих пор не имела отношения. Просто, много лет занимаясь небольшим бизнесом, всегда оставалась поклонницей искусства вообще и искусства Фаины Раневской в частности. Вызывает уважение: первый в своей жизни спектакль делает на свои.

Мне всегда была интересна эта личность, - рассказывает Стелла Самохотова. - Я начала заниматься проектом еще в 2012 году (стала изучать материал, затем привлекла замечательного драматурга и остроумнейшую женщину Софью Лежневу). Потом - поиски артистов, репетиции - на все про все ушло месяцев восемь.

Сочинение на тему Раневской - не просто жизнь и судьба, а реальный факт ее биографии: роль, о которой мечтала, которую потеряла и снова обрела. Речь идет о спектакле «Эта странная миссис Сэвидж». События в пьесе уложились в два дня с дистанцией в полгода между ними. Место действия - квартира актрисы. Вокруг нее четыре персонажа - Любовь Орлова, режиссер Павел Вульф, домработница, администратор, не считая ее знаменитую собачку Мальчика, которого актриса кличет Мячиком.

Стелла, как вы собирали материал о Фаине Георгиевне? Встречались ли с теми, кто с ней дружил, работал, - ведь еще многие живы и помнят?

Нет, я ни с кем не встречалась. Договаривалась с Глебом Скороходовым, но он, увы, умер. Знаете, по мере изучения материала (а это были в основном книги, телепрограммы с воспоминаниями известных людей) я поняла, что у каждого Раневская своя. Каждый говорит о ней и рассказывает по-своему, даже иногда как будто перетягивая одеяло на себя. До такого доходило, что одну и ту же историю, свидетелями которой были разные люди, каждый приписывали себе.

Ну а вас не смущает (хотела сказать, пугает), что эти люди могут возмутиться? И не без оснований: они-то в отличие от вас к ней в дом ходили или в гримерке сидели.

Меня ничего не пугает. Я имею такое же право видеть этого человека по-своему, как и они. Тем более что люди, которые со мной восемь месяцев были рядом в проекте, за это время могли бы сказать мне страшную правду - как я не права. Нет, они стали моими единомышленниками.

Что же за команда взялась за «Раневскую»? Режиссер Станислав Евстигнеев - имя пока известное в узких кругах, впрочем, как и художника Романа Ватонкина. Зато артисты... И тут, конечно, встает главный вопрос: а кто же Сама? Кто играет Фаину Раневскую?

Поиски актрисы на роль великой Фаины оказались непростыми, как и сам театральный мир, с которым столкнулась Стелла Самохотова. Татьяна Васильева, Анна Ардова, Татьяна Кравченко - расклад мощный, но по каким-то объективным причинам они не смогли принять предложение.

У меня был большой список из возрастных актрис, в нем стояло также имя Светланы Коркошко (служила в МХТ им. Горького, теперь - в «Современнике». - М.Р. ). Но мне посоветовали к ней даже не обращаться: говорили, что, во-первых, не играет в антрепризах, а во-вторых, пошлет. Короче, я позвонила Коркошко и, когда услышала ее голос, подумала: «Может, я с самой Раневской говорю?..» Такой чудный был голос. Хотя поначалу мое предложение ее явно смутило, и актриса заявила, что она не Раневская. Потом прочитала пьесу, перезвонила мне, и по ее голосу я поняла, что она все для себя решила. И вот тогда мы начали репетировать.

Раневская сидит в своей комнате, точно школьница, зубрит роль - о ней мечтала, сама же пьесу и нашла. Входит администратор театра (Игорь Письменный) и сообщает, что на гастроли, правда, с другим спектаклем, вместо нее едет другая актриса. Лает собака Мячик - так начинается «Фаина».

Серьезным гримом добивались внешнего сходства актрисы с Раневской?

Очень мало - седой парик и немного грима в области носа. Светлана Владимировна в этой роли сделала что-то невозможное. У нас были прогоны для своих, и мне потом многие говорили, что она - Раневская.

Кстати, а собачка, знаменитый Мальчик, у вас тоже будет на сцене? И почему вы его переименовали в Мячика?

Собака будет только обозначена за кадром. А Мячик он потому, что на тот момент у Раневской еще не было собаки.

Ну что ж, надо быть отважным неофитом, чтобы замахнуться на такую личность, на которую у матерых профессионалов рука до сих пор не поднялась. Тем не менее график проката уже простроен до конца года, и только время покажет, что публика сделает с «наглецами» - казнит или помилует.

Новый спектакль о Фаине Раневской называется несколько вычурно, но очень точно: "Фаина. Птица, парящая в клетке".

Название такое, поскольку рассказывает он о том, как непросто было поместиться таланту великой актрисы в рамках, "заданных" одинокой жизнью и театром, где она работала.

Спектакль - антреприза, и увидеть его можно в ЦДЛ - Центральном доме литераторов уже этой осенью. Осуществила постановку команда неизвестных широкому зрителю, но преданных Фаине Георгиевне людей. Неслучайно - в тот год, когда отмечается 30-летие со дня ухода актрисы (ее не стало 19 июля 1984 года). Первый публичный показ устроили как раз "рядышком" с ее днем рождения (27 августа). Пьесу написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. До этого занималась бизнесом. На роль великой Раневской приглашали Татьяну Васильеву, Анну Ардову, Марию Аронову... В итоге ее сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Театральный зритель знает ее по работе в доронинском МХАТе и в "Современнике". Помимо Раневской в спектакле еще 4 персонажа. Любовь Орлову, с которой Раневская была дружна около 40 лет, играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова - пожалуй, самый известный человек в постановке. А также - домработница Маруся (Мария Кресина), Владислав (Игорь Письменный) - собирательный образ театральных распорядителей, и Павла (Марина Куделинская) - незримая муза Фаины Георгиевны, с которой актриса ведет диалоги, оставаясь наедине с собой. Как и Любовь Орлова, персонаж Павлы Вульф - реален. Именно она - звезда провинциальных театров - в свое время помогла Раневской пробиться на сцену, и на протяжении многих лет актрисы были очень близки.

Если кто-то собирается на спектакль в расчете увидеть "неизвестную Раневскую" с точки зрения ее взаимоотношений с женщинами и непримиримых отношений с мужчинами, оставьте эту затею. Да - там можно услышать знаменитую фразу Фаины Георгиевны о том, что с общей знакомой случилась неприятность: "Она то ли утонула, то ли замуж вышла". Или тираду по поводу того, что она ставит мужчин ниже женщин. Но никакой пошлости и желтушности… Слова о том, что стало модным говорить о нетрадиционной ориентации, произносятся лишь однажды. И ничего в постановке не опускается ниже заданного уровня - темы любви к настоящему искусству, к великим людям…

Второй вопрос - как в спектакле о Раневской обойтись без запрещенных нынче курения и мата. Можно, оказывается. Папироску актриса берет только один раз. Но как берет! Срывая громкие аплодисменты. При этом - даже не прикуривая. Еще звучит рассказ о том, как она ходила за папиросами, но не они в том рассказе - главное. И все! Вопрос с курением решен.

Общеизвестно, что Раневская любила крепкое словцо. Но строить на этом спектакль было бы позорно и непростительно. Поэтому слово "б***ь" звучит лишь тогда, когда без него невозможно обойтись. В известной фразе Раневской о том, что падшая женщина - это жертва обстоятельств, проститутка - это профессия, а "б***ь" - это сущность.

Теперь, когда сняты главные щекотливые вопросы, о которых зритель-читатель хочет знать, но стесняется спросить, подробнее о спектакле.

Антреприза эта - не дорогостоящая. Поэтому декорации скромны и стильны. Старый телефон, радио, потертое зеркало, обеденный стол, голые лампочки, подчеркивающие не слишком обеспеченную жизнь в старости "дочери небогатого нефтепромышленника". На заднем плане - на стене - записи и автографы. Они же - на окне. И - основное - фотографии. Из них выделяется один портрет. Он нарочито находится на центральном месте. Все ее знают эту фотографию. На ней седая величественная Раневская с абсолютно детским выражением лица. Увлажненные глаза... Умиляющийся чем-то облик...

Казалось бы, одно не вяжется с другим. Грозная, циничная, с грубым голосом, с папироской и большим носом великая комическая старуха и беззащитная маленькая девочка: ранимая и стыдливая, закомплексованная и наивная. Вот именно это свойство, запечатленное на фотографии, сумели уловить и драматурги, и режиссер (Станислав Евстигнеев), и - главное - сама исполнительница - актриса, играющая актрису. Светлана Коркошко изумительно сыграла Раневскую. Подчеркиваю это для тех, кому предстоит еще в новом сезоне смотреть телесериалы о Раневской и Орловой. А также для тех, кто вдруг соберется в кино смотреть вышедший на этой неделе римейк "Веселых ребят", где также присутствует "Любовь Орлова". Раневская еще не появляется на сцене, только звучит ее голос, а зритель уже переносится в другое измерение, в ее мир. И когда выходит актриса - почти без грима, только парик и еще немного грима в области носа - до конца спектакля и даже после него не покидает ощущение, что общался с настоящей Раневской. Схожесть и умение уловить главное отмечали на показе и те, кому выпала честь знать Фаину Георгиевну лично. Во втором отделении звучат слова о Раневской-девочке. Их говорила Ахматова: "Вам 11 лет и никогда не будет 13". Но их не надо было даже проговаривать. И так понятно, что основа внутреннего мира этой женщины - верность идеалам, которые могут быть у искренних детей, и этот детский максимализм так никуда и не делся.

Кроме Раневской в спектакле все говорят очень мало. Показана еще одна черта Фаины Георгиевны - наполненность самой собой. Столь богат был ее внутренний мир, что ей даже не нужно было до конца выслушивать других, чтобы понять, что они думают и чего от нее хотят. Практически - монолог великой актрисы, только в разных обстоятельствах. Возможно, не стоило с таким нажимом выделять крылатые фразы Раневской. Но они довольно органично входят в этот "монолог", а нажим разве что рассчитан на непросвещенного зрителя, который впервые их слышит, или на того, кто специально за ними пришел на спектакль посмеяться...

Посмеяться будет можно. Но еще и поплакать. Потому что очень верно показана трагедия актрисы, которая живет в ожидании роли, которой можно будет жить. Простите за запутанное предложение, но сама Раневская подчеркивала, что она не играет роль, а сживается с нею, проживает ее. И это показано - какова актриса без роли, и какова - с ней. Это же касается Любови Орловой, которая сыграна Евдокией Германовой неповторимо. Набросками, наметками, намеками… Эпизод из фильма "Цирк" завораживает не меньше, чем в кино. Насколько трудно представить Германову в роли Орловой, настолько удивительным кажется ее перевоплощение.

С достоинством и неземным спокойствием изображена Павла Вульф. Смешно, с нарочитым переигрыванием - Маруся. Искренне краснеет робеющий перед Раневской Владислав - переговорщик, присылаемый из театра. Звучат имена Завадского, Ахматовой, Пушкина, Пастернака...Они все время рядом, хотя их и нет на сцене.

Еще одна ценность постановки - нет нарочитого перекликания с нашими днями. Ну может упрекнуть Раневская Орлову, что та в основном по клубам выступает - и это можно перенести на нынешних звезд, которые "стригут деньги" на корпоративах. Но на самом деле все - в своей реальности, что лишь подчеркивает актуальность жизни и фраз Раневской в наши дни.

Антреприза о Раневской имеет все шансы стать событием сезона. Прежде всего - за счет личности самой Фаины Георгиевны и игры удачно подобранных артистов. Сама пьеса местами "провисает". Особенно во втором действии. Но потом выходит на сильный финал, и об этом забываешь. Наверное, можно было бы найти и другое режиссерское решение. Но то, что найдено, не мешает, а помогает не отвлекаться от главного. А главное - состоялось.

Кстати

Сегодня о великих людях прошлого нам часто напоминают крупные дорогостоящие пародийные шоу "Точь-в-точь", "Повтори!", "Один в один". Порой в них добиваются немыслимой схожести с персонажем за счет долгой и упорной работы гримеров. Порой исполнителям удается найти и "схватить" основную черту. Глубины только всему этому не хватает. Эффекта присутствия. Есть маски, наметки, не более того... Нет ощущения, что проник в мир человека, что "пообщался" с ним. Это ощущение есть в спектакле о Раневской, за что большое спасибо тем, кто его создавал. И еще спасибо за то, что подчеркнули: антреприза - не всегда синоним слова "халтура".

Фразы Фаины Раневской

  • Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
  • Моя собака живет, как Сара Бернар, а я - как сенбернар.
  • Женщины - это не слабый пол, слабый пол - это гнилые доски.
  • В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А, учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.
  • Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам, красавицам, не до того, мы ревнуем чужих.
  • Вторая половинка есть у мозга, ж**ы и таблетки. А я изначально целая.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
  • - Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются...
  • - Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, - похвастался Раневской Виктор Розов. - Люди у касс устроили форменное побоище!
  • - И как? Удалось им получить деньги обратно?
  • (Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой) Вас не шокирует, что я курю?
  • Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Карина Смирнова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 5

Полностью согласна с Яной Величко. Посчастливилось попасть на спектакль в Москве, который проходил в Центральном Доме Литераторов - небольшой и уютный зал, прекрасно видно и слышно с любого места. Спектакль меня просто поразил, это однозначно уникальная постановка - авторам и режиссерам удалось показать зрителю не только ту Фаину, которую мы все знаем, но и ту искреннюю и ранимую натуру скрывающуюся в ней от посторонних глаз, такую Фаину знали совсем немногие. Сюжет отражает в себе грань ироничности и драматизма, которые всегда бок о бок существовали в жизни и судьбе Великой артистки. Роль Фаины, прекрасно исполнена Народной артисткой РФ - Коркошко Светланой, на мой взгляд, ей удалось наиболее точно и глубоко отразить образ своей героини. Ни капли не жалею тех двух часов, уделенных просмотру спектакля, и всем советую не упустить возможность попасть на следующую постановку в Москве, ведь здесь его показывают не так уж и часто. И очень жаль, что из-за некоторых сугубо субъективных оценок и отзывов складывается неверное впечатление о, действительно, гениальных творениях.

Яна Величко отзывы: 5 оценок: 5 рейтинг: 4

Как хорошо, что я не прочитала рецензию Елены Романовой на спектакль "Фаина. Птица, парящая в клетке" до похода в театр. Такое ощущение,что мы смотрели два абсолютно разных спектакля.
Мне повезло попасть на это мероприятие в Пушкине в Доме Молодежи "Царскосельский" и я ни секунды об этом не жалею. В первом отделении мне показалось,что главная героиня немного переигрывает, но во втором отделении она полностью сжилась со своей героиней и не оставила ни тени сомнение в том, кто перед нами - великая Раневская! Одно то, что весь(!) зал аплодировал стоя, а некоторые особо впечатлительные дамы даже прослезились, говорит о высоком мастерстве артистов и превосходной подаче спектакля. Браво!
И, кстати, и домработница, и Л.Орлова были сыграны ничуть не менее мастерски. Так что советую обязательно сходить на этот спектакль хотя бы для того, чтобы составить свое мнение о нем.

Марина Филатова отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 4

Елена Романова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Умерла, так умерла.
Я не хотела ничего писать о спектакле «Фаина – птица, парящая в клетке», потому что возмущена сверх всякой меры. А в таком состоянии делиться впечатлениями опасно. И все-таки промолчать не смогу.
24 декабря я наблюдала за амбициозной и дилетантской попыткой материализации великой Фаины Раневской на сцене Центрального дома литераторов. Господа режиссеры, актеры, вы что? Зачем вы это сделали? Два долгих и мучительных часа по сцене шарахалась вздорная, озлобленная старуха с лицом и голосом Раневской, периодически разговаривающая с унылым призраком. Компанию ей составили невнятная служанка с аристократическим профилем и малоросским выговором, ежеминутно поглаживающая свои груди, фальшиво гыкающая и окающая, а также чудовищная нервная материализация еще одной великой женщины - Любови Орловой.
На месте Орловой и Раневской я бы восстала из гробов и задушила всех причастных к этому спектаклю. Это надругательство, не иначе.
Блестящий юмор Раневской, ее бессмертные цитаты подаются так, что кажутся злобными плевками уставшей пенсионерки. Орлова мечется по сцене как коза с испуганным каменным лицом и истерическими всплесками рук. Дурная, бездарная игра. И все тянется так уныло, так беспросветно, что хочется встать и сказать – заткнитесь вы все. СТОП! Ни один человек на свете не заслуживает этой серости и плесени, которую вы тут развели. Вы хотели показать незнакомую обывателю сущность Раневской, ее одиночество, разочарование, страдание по несыгранным ролям? Но зачем так? Да, все это было в ее жизни, так же как в жизни каждого человека всегда есть и смех и слезы, хорошее и плохое. Вы же вытащили на сцену таз с грязной водой и плескались в нем весь спектакль.
Вы превратили ярчайших актрис прошлого века в унылых и убогих женщин, которые и так в избытке окружают нас в этом мире, отравляя жизнь своим близким. Как редко встречаются на земле яркие, веселые, характерные люди, живущие заметно, жизнерадостно и показывающие своим примером, как надо относиться к этой жизни. С юмором, радостью, оптимизмом, что бы вокруг не происходило.
Все в спектакле, посвященном великой Фаине Раневской, можно было сделать иначе. На контрастах. На грани. Не равняя величие с пылью обыденности. Потому что это не равняемо.
А впрочем, вам удалось невозможное. Наверное, никогда у меня уже не получится видеть Раневскую и читать Раневскую, не вспомнив этот ваш унылый спектакль. Вы нанесли сизую патину на сияющий, феерический, саркастический образ моей Раневской. И мне обидно это до слез. Как бы я хотела развидеть все это обратно.

«Фаина. Птица, парящая в клетке» - так называется интригующий проект, организованный Стеллой Самохотовой и Софьей Лежневой. Последняя - профессиональный драматург, а вот Самохотова, можно сказать, зашла в театр с черного входа. Бывшая предпринимательница, поклонница Раневской, пригласила на роль Фаины Георгиевны актрису «Современника» Светлану Коркошко, удивительно похожую на Раневскую и голосом, и внешностью, поставила спектакль на «намоленной» сцене Центрального дома литераторов - и получилось нечто, балансирующее между коммерческой антрепризой и профессиональным театром.

«Крючком» для зрителя, конечно же, стали знаменитые остроты Фаины Раневской. Престарелая актриса добродушно переругивается со своей домработницей Марусей, встречает зашедшую в гости Любовь Орлову и излагает им свои взгляды на кино, театр и на жизнь. Текст пьесы «Фаина. Птица, парящая в клетке» построен так, чтобы у сценической Раневской была возможность ввернуть в перепалку с Марусей о плохо сваренном борще какой-нибудь «раневский» афоризм: «Извращений всего два: хоккей на траве и балет на льду».

Зал ЦДЛ заполнен примерно наполовину; зрители с ностальгическим огоньком в глазах рассматривают трогательно воссозданный на сцене быт 70-х: телефон с рычажками, коричневая лампа, высокое зеркало-трюмо.

Если больной хочет жить, врачи бессильны, - голосом, неотличимым от голоса самой Раневской, произносит Светлана Коркошко. Но этого мало. Поспорив еще с домработницей, которая не хочет подходить к телефону, «Раневская» добавляет: - Ты знаешь женщину, которая потеряла бы голову от того, что у мужчины красивые ноги?

Вот теперь зрители довольно смеются: шутки Раневской знают и любят все.

Но это саркастичное впечатление рассеивается очень быстро, когда понимаешь, что афоризмы Раневской использованы в этом спектакле не просто «для привлечения внимания», а что они - необходимая часть образа великой актрисы, который Светлане Коркошко удалось сделать глубоким и грустным. Афоризмы - единственное, что осталось в массовом сознании от судьбы великой актрисы, всю жизнь бывшей королевой эпизода - и страдавшей от этого. Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» раскрывает эту сторону жизни Раневской, которая жалуется, что в зрелом возрасте, когда она только и может играть по-настоящему, ей предлагают только эпизоды на два-три слова в кино, сниматься в котором она может «только под наркозом». «Блеснуть мордой на экране…» - говорит Раневская, зал смеется. Не смеются те немногие, кто понимает, что гениальное чувство юмора, какое было у Раневской, бывает только у очень глубоких и очень печальных людей.
Конечно, надо было поставить первый спектакль о Раневской по-другому: на исторической сцене Большого театра, с массированной пиар-компанией в прессе, чтобы режиссером был Олег Табаков, а саму Раневскую играл Сергей Безруков. Но создатели спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» отнеслись к истории великой актрисы бережно, с любовью, и создали тихую и лиричную постановку, покоряющую своей непритязательностью и наивностью, и она еще обязательно найдет своего зрителя. Ведь на великие судьбы всегда будет спрос.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Корреспондент «ВМ» в антракте поговорил с продюсером спектакля Стеллой Самохотовой.

Стелла Георгиевна, вы ведь в театральном мире человек новый. Расскажите, почему вы решили создать спектакль о жизни Раневской?

Я всю жизнь занималась бизнесом, а сейчас «на пенсии». Всегда любила театр и восхищалась Раневской, и решила: почему бы и нет? Я считаю, что Раневская - эталон: актрисы, женщины, умного человека.

- Как вы нашли актрису на роль Раневской?

С одной стороны, когда ставишь спектакль не в репертуарном театре, то чтобы он не умер, в нем должны играть актеры, которые интересуют людей. С другой - у меня было четкое представление о том, какой должны быть актриса, играющая Раневскую. И я поняла, что не всегда медийность - залог успеха.
Светлана Ивановна Коркошко в свое время блистала во МХАТе, у Дорониной, теперь работает в «Современнике». Те, кому сейчас 50, должны помнить ее роли и в кино, и в театре.

- Кто написал саму пьесу?

Предлагали ли вы свою пьесу к постановке другим театрам, и есть ли планы продолжения спектакля на большой профессиональной сцене?

Не хочу пока рассказывать об этих планах, чтобы не сглазить. Сегодня мы играем спектакль второй раз - выпуск был 12 мая - а оказывается, что в актерской среде бытует мнение, будто второй показ - провальный. Надеюсь, что это будет не так. ЦДЛ любезно пригласил нас показать спектакль в своем зале - он «знаковый» для любителей театра и уютный, камерный. Ставить его в обычном театре не было цели, и пока нет на это времени.

- Где еще можно будет посмотреть ваш спектакль?

У нас будут показы здесь, в ЦДЛ, в сентябре, октябре, а «официальная» премьера - 7 ноября в Театриуме на Серпуховской. Врать не буду - коммерческая сторона меня тоже интересует. Если какой-то репертуарный театр заинтересуется нашей пьесой, мы с радостью обсудим постановку.

ЦИТАТЫ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Деньги съедены, а позор остался (о своих работах в кино) .

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

Если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...