Кто они «новые люди» в романе «Что делать? «Новые люди!» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать


"Новые люди" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (2)

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения.

Революционер-демократ Чернышевский, последователь Белинского, близок и дорог всем честным людям земли своей верой в лучшее будущее трудового человечества, своим историческим оптимизмом. Роман Чернышевского “Что делать?” явился политическим завещанием, обращенным к революционной молодежи. Сила романа заключается в том, что он убеждает в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни. Он отвечает на самый главный вопрос эпохи: что делать людям, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное завтра своей Родины и всего человечества. Герои Чернышевского - прогрессивные люди России. Они убежденные социалисты, конечная цель их деятельности - народная революция. В них воплощены черты характера зарождавшихся в России революционеров с их непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и Родине. В героях романа - лучшие черты самого Чернышевского и его друзей.

Лопухов и Кирсанов - типичные демократы-разночинцы, своим трудом создали себе возможность получить образование. Они атеисты и материалисты по мировоззрению. “Новые люди” Чернышевского не только разрушают старый мир, но и сами строят новое общество. Они признают искусство, эстетическое воздействие на человека красоты природы, свято верят в дружбу и проявляют товарищеское отношение к женщине. Всю свою жизнь они отдают народу, работают на благо его, не щадя сил, и находят в этом огромное удовлетворение. Герои Чернышевского готовы даже на то, чтобы люди осудили их поведение, если это нужно для общего блага.

Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение. Это и есть их “выгода”, их “эгоизм”. Как настоящие революционеры, Лопухов и Кирсанов хотят счастья, равенства, братства для всех народов. Так Лопухов, попав в Америку, активно включается в борьбу за освобождение негров.

Чернышевский дал в своем романе образ “новой женщины”, Веры Павловны, которую Лопухов спас из “подвала мещанской жизни”. Вера Павловна гармонически развитый человек. Она активно помогает своим товарищам во всех их начинаниях. Особенно замечательно в ней стремление совершенствоваться - она решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям.

Мы видим, что вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы тогда России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения.

Чернышевский осознавал, что изображенные в романе люди -его мечта. Но эта мечта в то же время оказалась пророчеством. “Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях”.

Дело Чернышевского продолжили другие люди. Они во многом ушли от него вперед, но они исходили из тех основ, которые он закладывал, живя и работая в крепостнической России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Иван Владимирович, вроде бы не так давно возникло словосочетание "новый русский", подразумевающее малиновый пиджак, золотую цепь, финансовый достаток и полное отсутствие культуры...

Я думаю, новые русские появились в 1917 году. Они, собственно, и натворили все то, из чего мы долгое время пытаемся выйти. Они расплодили племя, которое осталось до сих пор и правит по-прежнему.
Их дети получили большие возможности, деньги, они распределили собственность своеобразным способом. Ни Абрамович, ни Ходорковский к этой категории не относятся. Теперь это племя как бы в противовес себе создало новую генерацию - бандитов, ставших героями нашего времени.
А так называемый "средний класс", который создавал страну - инженеры, учителя, интеллигенция, - превращен был в неуважаемый класс.
Средний класс - это нормальные люди, которые хотят получить образование и с его помощью зарабатывать нормальные деньги. Не только путем торговли, обмена или чистого бизнеса, а получать деньги за свои знания, таланты, ремесло.
Вот это то поколение, которое я приветствую изо всех сил.

- Значит, новые люди, новые люди - это тот самый пресловутый "средний класс".

Именно. Тот самый средний класс, который сейчас начал возникать. Которому пока что очень сложно выжить. Таких людей, к счатью, появляется все больше, но, к сожалению, государство и общество их не замечают. Их не учитывают никакие рейтинги.

Я знаком с ними лично

- У вас есть знакомые среди новых людей?

Как раз большинство моих знакомых и относятся к представителям среднего класса. Эти люди - цвет нации, они делают культуру, науку, нормальный бизнес.

Давайте попробуем определить характеристики нового человека: представитель среднего класса - человек с достатком, получивший хорошее образование, трудолюбивый... Кстати, как ваши знакомые из "новых" переживают неудачи?

Всегда счастливым бывает только идиот. Естественно, в их жизни случается всякое. Но эти люди, безусловно, полны веры в себя и сил.
Я не хочу их всех одним мазком рисовать. Это нормальные ответственные люди, у которых хватает душевных сил, чтобы ходить в театры, слушать хорошую музыку, танцевать, выпивать, ездить в путешествия, по-настоящему любить свою семью.

- Насколько сложно быть новым человеком? Что нужно, чтобы состояться в нашей стране?

У меня есть товарищ - архитектор. При советской власти, будучи молодым парнем, он получал какие-то награды, но естественно, ему мало что давали строить. Сейчас у него отличное архитектурное бюро. Хорошие проекты. Его здания стоят в Москве.
Конечно, не все могут этого добиться, но какой-то воздух для этих людей все-таки есть. Нелогично, что его так мало.
Есть у меня знакомые, которые занимаются телевизионным бизнесом, делают какие-то фильмы. Это тоже люди среднего класса.

- Ну а как они чего-то добились: через знакомых, с помощью денег?

Многие из них сплачивались, как-то помогали друг другу.
Я очень порадовался, что техническая интеллигенция, особенно молодая, оказалась более предприимчивой, более способной к выживанию, более активной. Они не отчаялись, не впали в уныние (хотя я нисколько не виню отчаявшихся).
Кстати, на мой взгляд, среди новых людей очень мало людей искусства. В основном это или врачи, или бизнесмены. Бизнесмены, между прочим, тоже разные бывают. Я знаю достойнейших олигархов, которые создавали свой капитал с нуля, без посторонней помощи.
Вообще, у нас в стране только одну вещь можно просто сделать - умереть.
Меня поражает одна вещь: в основном-то у нас "пробиваются в люди" опять какие-то комсомольские парни.

- А почему так?

А это, наверное, вопрос нашей культуры и истории. Вся страна с удовольствием смотрит фильмы про бандитов, которые стали героями нашей реальной жизни. Да, "Однажды в Америке" тоже про бандитов, но там акценты по-другому расставлены, там четко сказано что есть что.
Я думаю, с сознанием у нас неважно. Потому что мы сами себе выбираем бандитов во власть... Все начинается с себя.

- Не раз в адрес нового поколения приходилось слышать: они прагматичны.

Отчасти есть.

Наверное, сейчас так нужно.

Кого пообломает жизнь

- Новые русские, в смысле "нувориши", уже изжили себя?

Они еще есть. У наиболее удачливых ребят есть какое-то такое хамство, типа: мы всего достигли, у нас все получилось, а ты не преуспел, значит, глупый. Таких двадцать-тридцать процентов. Они строят из себя хозяев жизни. Но все это пройдет, жизнь пообломает. Так бывает. Это нормальный процесс.
Я почему так нестрого к этому поколению отношусь - им кто-нибудь что-нибудь говорит? Хоть один канал несет им какой-нибудь месседж? Декларирует какие-нибудь человеческие ценности? Мы сами-то пытались объяснить им, что не все в жизни измеряется деньгами, что есть другие ценности?

- А какие ценности у новых людей?

Семья. Достоинство. Слово чести. Дружба.
Например, при выборе деятельности, когда предлагаются большие дивиденды, но с людьми бесчестными и недостойными, они выберут меньшие деньги и порядочных людей. С моими друзьями это происходит чуть ли не каждый день.
Что касается семьи, то эти люди живут с людьми, которых любят, а не которых терпят. Для своих близких они стараются сделать все возможное.

- Как думаете, новые люди свободны?

Безусловно, деньги дают некоторую свободу. Но до определенного момента, после которого они дают дикую несвободу. Поэтому свободой является что-то еще. Например, совершенно нищий человек, исповедующий определенную веру, не чувствует себя обделенным.
Свобода, она ведь внутри нас. Она начинается с уважения к себе. В нашем государстве это непросто, потому что не уважая других, не уважаешь себя.

- Вы сами благополучный человек? Можете отнести себя к новым людям?

Вполне благополучный. Я вообще если на что-то жалуюсь, то через несколько минут понимаю, что не прав, потому что тысячи, сотни живут намного хуже меня.
И если чего-то у меня нету, это не значит, что я бедный, что меня обидели. Это значит, что я что-то не сделал. Значит, мне было не так нужно.

Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.

Им предназначено было дать начало новой эпохе развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х годов XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа. Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это нормальные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда, студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Хорошо о "новых людях" и их значении в жизни остального человечества написал в своем собственном произведении сам писатель: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без подобных людей немыслима жизнь, потому что она должна всегда изменяться, модифицируясь с течением времени. В настоящие дни также существует поле деятельности для новых людей, вносящих коренные изменения в жизнь. Роман Чернышевского "Что делать?" бесценный и злободневный в этом отношении и для теперешнего читателя, помогающий активизировать подъем в душе человека, тягу к борьбе за социальное благо. Проблема произведения будет вечно современной и нужной для формирования общества.

Знаменитый роман Чернышевского «Что делать?» был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед нами как бы уже проделанный опыт, дающий положительные результаты. Среди известных утопических произведений роман выделяется тем, что автор рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сам подзаголовок романа "Из рассказов о новых людях" указывает на их исключительную роль.

Чернышевский постоянно подчеркивает типологию "новых людей", рассказывает о целой группе. "Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы". Каждый герой обладает общими для группы чертами - отвагой, умением взяться за дело, честностью.

Для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, - это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? По мнению Чернышевского, - труд и образование. "Мы бедны, но мы - рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться - знание освободит нас, будем трудиться - труд обогатит нас". Вера свободно владеет французским и немецким языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.

Такие герои как Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. Таким образом, труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов - выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.

Замужество Веры Павловны является не эпилогом, а только началом романа. И это очень важно. Подчеркивается, что кроме семьи Верочка спо собна создать и более широкое объединение людей. Здесь появляется давняя утопическая идея коммуны - фаланстер.

Труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того - это еще и деятельная помощь другим людям. Всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. Достаточно вспомнить момент, когда Верочка собирается ехать за Лопуховым, бросая мастерскую. Когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" - их просветительская деятельность.

Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его "одной из лучших голов в Петербурге". Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. "Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель - содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях", - пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих.

Упоминание о воскресных рабочих школах для тогдашних читателей значило очень много. Дело в том, что специальным указом правительства летом 1862 года они были закрыты. Правительство опасалось той революционной работы, которую проводили в этих школах для взрослых людей, рабочих, революционные демократы. Изначально предполагалось направить работу в этих школах в религиозном духе. Предписывалось изучать в них Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики. При каждой школе должен был состоять священник, следящий за благонамеренностью учителей.

Именно таким священником в "лицее всевозможных знаний" Веры Павловны и должен был быть Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всеобщую историю. Своеобразной была и грамота, которой собирались учить слушателей-рабочих Лопухов и другие "новые люди". Известны примеры, когда прогрессивно настроенные студенты объясняли на занятиях значения слов "либерал", "революция", "деспотизм". Просветительская деятельность "новых людей" - реальное приближение будущего.

Надо сказать о взаимоотношениях "новых" и "пошлых" людей. В Марье Алеквеевне и Полозове автор видит не только, говоря словами Добролюбова, "самодуров", но и практически одаренных, деятельных людей, способных при других обстоятельствах приносить пользу обществу. Поэтому можно найти и черты их сходства с детьми. Лопухов очень быстро входит в доверие к Розальской, она уважает его деловые качества (в первую очередь намерение жениться на богатой невесте). Однако четко видна полная противоположность стремлений, интересов и воззрений "новых" и "пошлых" людей. И неоспоримое преимущество "новым людям" дает теория разумного эгоизма.

В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на "фантастической" почве - на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма - Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.

Эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "Каждый думает больше всего о себе", - говорит Лопухов Вере Павловне. Но это - принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том. что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма - значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.

Как видно, "разумный эгоизм" героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория "эгоизма"? Латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи.

В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: "...Я чувствую радость и счастье" - значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", - по-человечески, Верочка, эти обе мысли одно". Таким образом, Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского.

Нравственные принципы "новых людей" раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Л опуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации. Надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века.

Своеобразно решается "новыми людьми" и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак,женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа.


“НОВЫЕ
ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Роман
Чернышевского “Что делать?” запечатлел в
своих идейно-смысловых проблемах, жанровой
сложности и разнообразии структур
многорусловое историческое движение
русской жизни и литературы в 50-е годы

XIX
столетия.

“Что
делать?” - роман о “новых людях”.
Чернышевский “знает не только то, как
думают и рассуждают новые люди, но и то, как
они чувствуют, как любят и уважают друг
друга, как устраивают свою семейную и
повседневную жизнь и как горячо стремятся к
тому времени и к тому порядку вещей, при
которых можно было бы любить всех людей и
доверчиво протягивать руку каждому”.


“Новые
люди, - по мнению Писарева, - утописты-социалисты”.
Его социализм был утопическим, но он
правильно указал на эту их особенность. В
романе Чернышевский показал образы “новых
людей” - Лопухова и Кирсанова. Жизнь на
началах коллективизма, по правилу “разумного
эгоизма” (делай так, чтобы и другим было
хорошо - одинакового счастья нет) - вот та
первая ступень к социалистическому


обществу,
на которой твердо стоят Лопухов и Кирсанов.
Отличие людей эпохи революционной ситуации
от их предшественников Чернышевский видел в активном участии в серьезной
деятельности. Ясно, почему в их
характеристике появились два новых слова:
“сильные

и “умеющие”. Они указывают на их отличие от
предшественников. То были “добрые” и “честные”,
эти стали к тому же “сильными” и “умеющими”.
Они считают, что все создается трудом. Для
них бездельники морально неприемлемы.

С
исключительным уважением они относятся к
женщине, считая ее другом в, борьбе за
счастье. Они предоставляют ей полную
свободу в жизни, в выборе друга. Любовь для
них - возвышенное чувство, свободное от
эгоизма, от себялюбия. Вере Павловне любовь
к Кирсанову помогает расти духовно, она
говорит, что любовь состоит в том, чтобы
помогать возвышению и возвышаться.


Кирсанов
верит в прочность дружбы, он говорит
Лопухову, что отдал бы в его руки свою
голову без раздумья. Лопухов, в свою очередь,
“уходит со сцены, чтобы не быть на пути у
счастья” Кирсанова, и чувствует при этом,
что поступает как благородный человек. Сам
Чернышевский считал положительным только
того, кто любил других и заботился об их
счастье. Лопухов и Кирсанов -
революционеры-демократы. Это лучшие
представители передовых людей

.
Они просвещают народные массы,
способствуют развитию и повышению
революционного сознания народа.

Мне очень
близка та “честность сердца”, “порядочность”
новых людей, на которую ориентировался
автор. Она не была придумана, она реально
существовала - это была кристальная
нравственность революционной демократии.
Для меня важно умение человека оценить свои
поступки и суметь выслушать критику со
стороны других. Такие качества присущи
новым людям, так как они знают, что это
необходимо для блага других. Герои
Чернышевского страстно защищают свое право
на самоуважение, что очень важно. Никто не
может выбрать человеку жизнь, он ее делает
сам. Это звучит как закон. Но чтобы его
понять, надо ставить перед собой цели и
задачи. Для новых людей цель жизни -
служение

людям.
Я думаю, что благороднее цели нет. Именно
поэтому так дороги и близки мне новые люди.

Такие люди
были и будут “двигателями двигателей”, “солью
соли земной”. Без таких людей невозможна
жизнь. Ведь она должна меняться,
преображаться из года в год. В наши дни тоже
есть место новым людям, которые вносят
коренные перемены в жизнь. И в этом
отношении роман Чернышевского “Что делать?”
ценен для современного читателя. Он
помогает вызвать подъем в душе человека,
стремление к борьбе на благо общества. Я
уверена, что суть романа будет всегда
современна и необходима для общества.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...